Филологический факультет
СЕКЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ»
КОСТЮМ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ КАК
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕТАЛЬ В ПРОЗЕ XIX ВЕКА
Артседи М.А., 5 курс ФФ
Научный руководитель – Ослина Е.В., к.ф.н., доцент кафедры литературы
Одной из наиболее интересных и значимых проблем современного литературоведения является исследование художественной детали, которая играет особую роль не только в обрисовке конкретного персонажа, но и в сюжете самого произведения, и в выражении авторской позиции. В литературном энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Деталь художественная (от фр. detail - подробность, мелочь) - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку». Костюм литературного героя, будучи элементом художественной детали, отражает весь склад умственной и духовной жизни каждого народа в любой период его исторического развития.
В художественном произведении одежда может стать одним из самых ярких способов характеристики героя. Даже если мы обратимся только к костюмной составляющей портрета, то сможем понять, что носили люди в эпоху, изображенную автором, и о какой стране идет речь. В произведениях литературы XIX века читатель по одежде определяет и социальное положение персонажа (достаточно вспомнить роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир»). Костюмный пласт произведения неоднозначен, ибо костюм служит средством характеристики не только героя, но и эпохи, отношений между людьми, зависит от этикета и одновременно определяет манеру поведения, а также сообщает нечто и о самом авторе произведения (интересы, знания и др.).
Литература знает множество примеров талантливого использования костюма. Иногда одежда приобретает символическое значение как, например, в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Мечта о пошиве шинели становится для Акакия Акакиевича Башмачкина смыслом существования, а когда новую шинель крадут, исчезает и смысл жизни, что приводит к смерти чиновника.
Человек зачастую «наделяет» одежду своими чертами, то есть внутренняя сущность героя находит отражение в его костюме. Создавая образ героя, автор может выдвинуть костюмную характеристику на первый план в портрете. Такой прием использован Л.Н.Толстым в романе «Война мир» при изображении князя Курагина. Читатель впервые видит Василия Курагина в салоне Анны Павловны Шерер: «...вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, и звездах, с светлым выражением плоского лица». Описание строится таким образом, что перед нами сначала появляются титул и костюм, а потом уже лицо, то есть собственно сам человек. Это становится принципиально важным для понимания образа: князь Василий – это прежде всего его социальное положение, которое подчеркнуто костюмом, а уже потом просто человек.
Мы рассматриваем костюм как многофункциональную составляющую именно с литературоведческой точки зрения. В частности опираемся на работы Р.М.Кирсановой «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок», Е.И.Абрамовой «Костюм как полифункциональная деталь в исторической прозе XX века», а также диссертацию В.Г.Кочетова «Художественная деталь в прозе И.А.Гончарова: типы, функции, эволюция».
На наш взгляд, особый интерес представляют костюмы в исторических повестях и романах. Дело в том, что в произведениях этого жанра автору приходится воспроизводить особенности быта уже прошедшей эпохи, а значит, все детали преломляются через призму авторского восприятия этой эпохи и, что самое важное, зависят от степени осведомленности писателя об определенном историческом периоде. К сожалению, исследователи исторических романов практически не уделяют внимания костюму. В основном костюм лишь скромно упоминается как деталь портрета.
Для того чтобы исследовать, как работает костюмная деталь в историческом романе, необходимо установить ее основные функции. Опираясь на позицию Е.И.Абрамовой, на выделенные в диссертации В.Г.Кочетовой функции портретов, мы можем определить основные функции костюмной детали в историческом романе:
· средство создания колорита исторической эпохи;
· один из способов характеристики персонажей;
· средство организации смысловых пластов произведения, или средство организации мира героев и их самоопределения в нем;
· способ отражения авторской концепции истории и черт индивидуального стиля.
Данные виды многофункциональности костюмной детали в исторической прозе XIX века прослеживаем на примере двух произведений первой и второй половины века: в реалистической исторической повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир», тем самым доказываем, что костюм, являясь составляющей портрета, становится в художественном произведении весьма значимой деталью.
«ГАРРИ ПОТТЕР В КРУГЕ ПОДРОСТКОВОГО ЧТЕНИЯ». «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»
Дегтяренко И.В., 5 курс ФФ