Обеспечение законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания

1. Понятие законности при исполнении уголовных наказаний.

2. Гарантии законности при реализации уголовных наказаний.

3. Требования законности при исполнении лишения свободы (понятие, содержание, классификация).

4. Формы нарушения законности в исправительных учреждениях и пути их устранения.

В 1-ом вопросе «Понятие законности при исполнении уголовных наказаний» необходимо обозначить основные нарушения законности, с которыми приходится сталкиваться в уголовно-исполнительной системе. Наиболее недопустимы такие противоправные деяния, как 1) несвоевременное освобождение из мест лишения свободы; 2) незаконное лишение или предоставление прав осужденным; 3) рукоприкладство; 4) неправомерное применение оружия, специальных средств и т.д.

Определяется понятие законности, которое в литературе рассматривается в нескольких аспектах: а) как принцип уголовно-исполнительного права; б) как принцип деятельности уголовно-исполнительной системы; в) как определенные требования при осуществлении конкретных мероприятий.

Необходимо знать ряд требований законности: всеобщность, единство, неотвратимость реализации законности, неразрывная связь законности с правовой культурой.

Сущность законности в уголовно-исполнительном законодательстве раскрывается во многих нормативных актах, но основа ее отражена в ст. 2, 8, 10 УИК РФ, ст. 1 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года № 5473-1.

На основании изучения должностных обязанностей рассматривается деятельность должностных лиц учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их ответственность по обеспечению прав человека.

Во 2-ом вопросе «Гарантии законности при реализации уголовных наказаний»важно определить виды гарантий законности. В научной литературе различают несколько основных видов: 1) экономические, 2) политические, 3) юридические (правовые), 4) организационные.

Особое внимание уделяется юридическим гарантиям, которые можно разделить на две большие группы: первая из нихпредставлена нормами, которые регулируют положение осужденных к лишению свободы, вторая – нормами, регулирующими деятельность органов, призванных обеспечить соблюдение законности в процессе отбывания наказания в виде лишения свободы.

Можно классифицировать по способу действия на нарушения закона: правовые средства предупреждения правонарушений в процессе организации исполнения наказания и правовые средства выявления совершенных правонарушений и восстановления нарушенной законности;

В 3-ем вопросе «Требования законности при исполнении лишения свободы (понятие, содержание, классификация)» рассматриваются гарантии при реализации основных средств исправления, применяемых к осужденным.

При организации и осуществлении режима, выделяются требования законности при осуществлении охраны и изоляции осужденных, раздельном содержания их различных категорий, введении режима особых условий.

При вовлечении осужденных в общественно полезный труд возникает необходимость неукоснительного соблюдения законодательства о формах привлечения осужденных к труду, которые отражены в ст. 103 УИК РФ и в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и условиях труда. Закон относит такие вопросы как продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии к компетенции законодательства РФ о труде, а время начала и окончания работы – к компетенции администрация ИУ по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

Стоит помнить и особенность организации труда в исправительных учреждениях. Наряду с оплачиваемым трудом, в соответствии с законодательством (ст. 106 УИК РФ), осужденные также могут привлекаться и к работе без оплаты труда.

При проведении воспитательной работы, важно указать, что она направлена на исправление осужденных, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Причем закон четко не определяет все формы и методы работы с осужденными, что в свою очередь, создает с одной стороны возможность проявления творческой инициативы сотрудников ИУ, а с другой – велика вероятность нарушений законности. На основании уголовно-исполнительного законодательства осужденным разрешается использовать элементы самоорганизации и самоуправления (самодеятельных организаций) в целях формирования здоровых отношений среди них (ст. 111 УИК РФ). Важное значение приобретает соблюдение законности при применении мер поощрения и взыскания к осужденным (ст. ст. 113 –115 УИК РФ), т.к. в данном случае может происходить ущемление прав осужденных, безосновательный, волюнтаристский запрет на реализацию законных интересов осужденных (выезды в отпуск).

Раскрывая требования законности при организации общего образования и профессиональной подготовки учитывается, что администрация обязана содействовать осужденным в получении среднего (полного) и высшего профессионального образования.

От обязанности получать обязательное начальное образование или профессиональную подготовку освобождаются инвалиды первой и второй групп, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, однако они могут по своему желанию получить соответствующую профессиональную подготовку. Формы профессиональной подготовки могут быть различными: индивидуальное и бригадное обучение, курсы.

При организации общеобразовательного обучения необходимо соблюдать права обучающихся, в том числе на освобождение от работы с сохранением заработной платы на период сдачи выпускных и переводных экзаменов, на сокращенную рабочую неделю, право на освобождение от сверхурочных работ, связанных с отрывом от учебы в дни занятий. К общеобразовательному процессу в обязательном порядке могут привлекаться только осужденные, не достигшие 30-летнего возраста.

В 4-ом вопросе «Формы нарушения законности в исправительных учреждениях и пути их устранения» обозначить основные формы нарушения законности в исправительных учреждениях (незаконное изъятие предметов первой необходимости, на неоказание медицинской помощи, необоснованное широкое применение таких мер взыскания, как водворение в ШИЗО, карцер, ДИЗО, перевод в ПКТ, ЕПКТ, незаконное применение физической силы и специальных средств и др.).

В связи с этим предложения, заявления, жалобы и ходатайства осужденных обозначаются как важнейшая гарантия охраны (защиты) прав человека. Изучается порядок их подачи как в национальные, так и международные правозащитные органы и организации. При этом необходимо раскрыть основные положения Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, объявленных Приказом Минюста России от 26 декабря 2006 г. № 383: требования к порядку исполнения данной функции, административные процедуры и их последовательность (требования к письменному обращению, сроки их рассмотрения, порядок приема, регистрации, рассмотрения, личный прием, порядок и формы контроля за исполнением решений, ответственность за нарушение выполнения административных процедур).

Здесь также важно отметить основные направления работы уголовно-исполнительной системы по укреплению законности в исправительных учреждениях: создание Управления по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов УИС и одноименных отделов в федеральных управлениях по федеральным округам, помощников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека в УИС, инспекций по личному составу и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

[375, 376, 383]

Дополнительная

[1-29, 33, 34, 40, 41, 65, 66, 102, 179, 194, 214, 242, 248 259, 262, 307, 340-343, 352]

Список литературы находится в I части УМК.

Т Е М А 12

Наши рекомендации