Из статьи Н.Д. Ерофеева «Современная отечественная историография русской революции 1917 года» // Новая и новейшая история 2009.
….Наш обзор охватывает работы по истории революции за период с середины 90-х годов XX в. до середины 2007 г. …В современной историографии русской революции 1917 г. по сравнению с советской историографией произошли существенные изменения. Приоритетными стали темы, которые раньше не изучались вовсе или изучались мало: "Николай II и царская фамилия", "Антибольшевистское движение", "Г.Е. Распутин", "Масоны", "Быт, культура, самосознание, менталитет населения". В блоке "Политические партии и движения" основное внимание уделяется участию в революции небольшевистских партий, а блок "Лениниана", если исходить из того, как в подавляющем большинстве работ, входящих в этот блок, характеризуется В.И. Ленин и его роль в революции, впору назвать "Антиленинианой". Недостаточно изучаются такие важные для понимания причин революции, ее перипетий, итогов, вопросы, как уровень жизни населения в период войны и революции, социальная политика царизма и Временного правительства, финансовое положение России накануне революции и в 1917 г. и ряд других, которые активно изучались в советское время.
Анализ современной отечественной историографии русской революции 1917 г. даже на уровне наименований ее работ, позволяет заключить, что в ней произошла та же "смена вех", что и в современной отечественной историография Великой Французской революции. Если в советское время та и другая революция исследовались преимущественно "снизу" и "слева", то теперь - "сверху" и "справа". … В современной историографии революции можно выделить три направления: консервативное, либеральное и социалистическое.
Определяющей чертой консервативного направления является вера в особый исторический путь развития России. Для представителей этого направления идеалом является дореволюционная, патриархальная, православная, монархическая, единая и неделимая Россия. Ими отрицается неизбежность и закономерность революции, наличие для нее внутренних причин и предпосылок. Для них революция является катастрофой, обрекшей страну на гибель. Либералы не признают самобытности России, считают ее европейской страной, развивающейся тем же путем, что и Запад. Идеалом для них является конституционное государство, независимо в какой форме - конституционная монархия или парламентская республика, и гражданское общество. Будучи эволюционистами, они отрицают революцию как средство эффективного решения политических и социальных проблем, ищут причины революции главным образом в политической сфере.
Историки социалистической ориентации исходят из идеала социализма, признают революцию событием закономерным, необходимым и в целом благотворным для России.
….По-разному объясняются корни революции. Представители консервативного направления, как правило, обращаются к теориям иррационального характера. Революцию они рассматривают как случайное, катастрофическое для России событие, как заговор мировой и отечественной масонской закулисы как операцию германских или английских спецслужб, как божественное проведение или действие оккультных, сверхъестественных сил.
Представители социалистического и либерального направлений исследуют революции, руководствуясь рационалистическим мировоззрением, признавая причинную обусловленность и закономерность этого события. Для них оно является результатом сознательных помыслов и деяний людей.
Вряд ли можно согласиться с трактовкой В.П. Булдакова революции как эпидемии "социального помешательства", "массово-историческое проявление" суицидальности человека, генетически в нем присутствующее. Скорее публицистическим, чем научным, является и именование революции расплывчатым термином "смута". Да и ситуация в России начала XVII в., которую впервые назвали "смутой", существенно отличается от той, которая была в 1917 г. Иными были уровень развития страны, ее нацио-нальные задачи, борющиеся силы, их цели, политическое сознание, итоги борьбы. На наш взгляд, использование термина "смута" по отношению к революции 1917 г. не облегчает, а, наоборот, осложняет изучение этого, непомерно сложного и противоречивого события, обособляет его от революций в других странах. В заключение данного обзора теорий и методов, которые ныне используются, или предлагаются для изучения революции 1917 г., отметим, что, по нашему мнению, наиболее перспективной является теория модернизации. Рационалистическая по своему характеру, она опирается на научные идеи причинности, закономерности, преемственности, альтернативности и прогресса в развитии общества. В соответствии с ней исторический процесс представляется как поступательное развитие общества от менее развитых Стадий к более развитым. В свете этой теории, революция 1917 г. предстает не как историческая случайность, обрекшая Россию на тупиковое развитие, а как попытка радикально решить для России назревшую и перезревшую задачу окончательного перехода от аграрного общества к обществу индустриальному.
….. Нет единства среди историков по вопросам о том, сколько революций было в 1917г., были ли они революциями или переворотами, случайностью или закономерностью, каковы их причины и предпосылки, характер и особенности, хронологические рамки, движущие силы, этапы, роль и последствия для страны и мира.
Высказано мнение, что. большинство исследователей Февраль 1917 г. считают революцией, а меньшинство - заговором и переворотом. Последнее отстаивают, главным образом, правоконсервативные историки и публицисты, считающие, что в Феврале произошел переворот, инспирированный масонами или иностранными спецслужбами. Не считают Февраль революцией А.И. Солженицын и В.П. Булдаков. А.И. Солженицын сомневается в правомерности отнесения Февраля к революции из- за того, что в нем, по его мнению, не было, "внезапного, насильственного и с участием масс изменения политического строя государства". В.П. Булдаков же утверждает, что "на деле мы имеем дело не с революцией, не с переворотом, а с саморазрушением имперской системы".
…. Однако все больше сторонников находит мнение о том, что 1917 г. представлял собою одну революцию, а Февраль и Октябрь были лишь этапами или фазами этой революции. Думается, что такое мнение является наиболее адекватным и с точки зрения цивилизационного, и с точки зрения модернизационного подхода к революции. И Февраль, и Октябрь в меру своих возможностей решали одну и ту же задачу: освободить Россию от тех препятствий, которые тормозили ее развитие, создать условия для ее более динамичной модернизации, избавить ее от реально угрожающей опасности оказаться на обочине цивилизованного мира и потерять свою независимость.
…Одним из главных вопросов историографии революции 1917 г. является вопрос о ее причинах и предпосылках. ….. В упоминавшемся уже докладе П.В. Волобуева и В.П. Булдакова отмечается: "Вопрос о предпосылках революции, в условиях, когда привычное понимание ее смысла и значения оказалось поставленным под сомнение, выглядит наиболее сложным". Историки консервативного направления отрицают объективную обусловленность революции. С точки зрения А.Н. Боханова, "в экономическом смысле революция была совершенно не обоснованна", так как дореволюционная экономика России была "блестящей'". Склонен к такому мнению и известный ныне политолог В.А. Никонов, считающий, что "в 1917 году не было предпосылок, неумолимо толкающих к революции", а ведущую роль в Февральской революции сыграл "субъективный фактор".
В.П. Булдаков не соглашается ни с теми, кому дореволюционная Россия представляется чуть ли не социально-экономическим раем, а системный кризис империи мифом, придуманным большевиками, ни с теми, кто на первый план при объяснении гибели монархии, выдвигает "субъективные факторы", главным образом "конспирологического ряда". Согласно В.П. Булдакову, проблему падения самодержавия нельзя обсуждать вне контекста "кризиса империи". Этот кризис был уже налицо к началу XX в. и находил свое проявление в полном разнобое в ее основных системообразующих иерархиях: духовной, военной, бюрократической и хозяйственной. Мировая война подтолкнула империю к системному кризису. В итоге В.П. Булдаков констатирует, что главной причиной Февральской революции стала десакрализация существовавшей власти, обусловленная внутренними противоречиями и социальными тяготами.
…В современной историографии существенные изменения произошли и в освещении движущих сил революции. Типичный для советской историографии тезис, что революция была совершена рабочими, крестьянами и солдатами при гегемонии пролетариата и под руководством большевистской партии, в своем ортодоксальном виде не используется даже в работах социалистической ориентации. Представители консервативного направления акцент делают на заговор масонов и акции спецслужб враждебных России держав. В.И. Старцев своей книгой "Немецкие деньги и русская революция: ненаписанный роман Фердинанда Оссендовского", изучив множество источников в американских архивах, доказал, что "германо-большевистский заговор" является мифом, основанным на подложных документах, автором которых был журналист и авантюрист Ф. Оссендовский.
…..По В.П. Булдакову, революция являлась "буйством коллективного бессознательного", в ней было очень много "иррациональной истерии" и "иррациональной ненависти", так как делалась она "озлобленными маргиналами и городскими люмпенами". Нельзя не согласиться с В.М. Шевыриным, автором ряда работ по истории и историографии русской революции, который при обсуждении книги В.П. Булдакова на "круглом столе" в редакции журнала "Отечественная история", сказал, что солдатские части в книге рисуются похожими на бомж-формирования, состоящие из распоясавшихся, оголтелых людей с алкогольным синдромом и сознанием инфузории.
К "новшествам" современной историографии революции относятся и попытки возродить представление о том, что либералы были не только участниками, но и руководителями Февральской революции, что одним из главных виновников революции была интеллигенция. В число положительных моментов сегодняшней историографии революции следует записать то, что, во-первых, преодолено разногласие, имевшееся в советской историографии, по вопросу о том, все ли крестьянство или только его беднейшая часть были движущими силами Октябрьской революции. Ныне общепризнано, что победа этой революции была обеспечена поддержкой всего крестьянства; во-вторых, активно изучается роль в революции всех влиятельных российских политических пйртий.
….А.Н. Медушевский, наоборот, считает, что не было никакой предопределенности в том, что Февраль сменился Октябрем, что был реальный шанс демократического обновления страны, но он был упущен Временным правительством. С его точки зрения, предопределенность Октября возникла из цепочки ошибок Временного правительства, существенной среди которых была та, что А.Ф. Керенский не уничтожил Советы, как сделал это Б.Н. Ельцин в 1993 г. Думается, однако, что в 1917 г. Советы были органами нарождающейся власти, авторитет которой у населения был большим. Советы были органами левых сил, на которые только и могло опереться Временное правительство в борьбе с контрреволюцией справа. Наглядно это проявилось во время выступления Л.Г. Корнилова. В 1993 же году Советы были уже органами власти, исторически отжившей. Уничтожить их не составляло большого риска и труда, так как уже мало кто готов был их защищать.
….…Историки либерального направления руководствуются, по существу, теми оценками, которые были высказаны официальными лицами на упоминавшейся в начале данной статьи научно-практической конференции 1995 г. По их мнению, "непреходящей ценностью была лишь Февральская революция"^. Но она была растоптана контрреволюционным Октябрем, установившим в стране тоталитарный, репрессивный режим. На большевиков возлагается вина за то, что они развязали гражданскую войну, превратили Россию в одну из наиболее агрессивных стран мира, на долгие десятилетия спровоцировали своей внешней политикой глубокий кризис системы международных отношений. С точки зрения С. А. Филатова, большевики "в период своего правления, по сути дела, позитивно не решили ни одной из многочисленных проблем, которые стояли перед российским обществом в XX веке".
О том, что Февраль и Октябрь представляют собой два разных типа революции, говорил Б.С. Илизаров на "круглом столе", состоявшемся 15 марта 2007 г. в Институте российской истории РАН. ….Призывом к властям: "Будьте бдительны!" прозвучало выступление на этом "круглом столе" В.М. Лаврова. Главным историческим уроком Февраля он назвал то, что революция может застать врасплох руководителей России. Наличие и почти свободное распространение антиправительственной идеологии, совпадение во времени и пространстве нескольких дестабилизирующих событий (включая спровоцированные) на фоне нелегкой жизни народа - и революция. Поэтому нельзя убаюкивать себя заклинаниями, что лимит на революцию исчерпан.
….Думается, что и Февраль и Октябрь 1917 г. выполнили свое предназначение: были ликвидированы препятствия для ускоренной модернизации страны и созданы условия для ее осуществления. В итоге за короткий срок были решены те проблемы, которые были насущными для страны и которые оказались неспособными решить ни царское авторитарное, ни временное демократическое правительства. В стране завершилась индустриализация, реформировано земледелие, осуществлена урбанизация населения, ликвидирована его малограмотность. Не таким уж и принципиальным является ныне дискуссионный вопрос о том, какой же строй существовал в советское время: казарменный социализм, государственный социализм или государственный капитализм. Главное заключается в том, что в рамках этого строя страна смогла не только выбраться из той ямы, в которой она оказалась вследствие мировой и гражданской войн, но и стать второй державой в мире, победить в Великой Отечественной войне. Трагизм революции 1917 г. и последовавших за ней преобразований заключается в том, что осуществлялись они варварскими методами и средствами, оплачены были высокой ценой.