Особый порядок изменения Конституции
Понятие Конституционного права РФ.
Традиционно КП понимаетсяв 3х смыслах:
1. Как науки –совокупность идей, взглядов, доктринальных разработок в области конституционного права
2. Как учебная дисциплина –совокупность лекций и семинарских занятий
3. Как отросли права – совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные фундаментальные отношения:
- основы конституционного строя
- отношения связи с правовым положением граждан РФ
- государственное устройство
- территориальная организация
- принципы организации деятельности власти и органов управления
Метод КП – приемы и способы познания конституционного права.
Императивный - метод власти предписаний
Диспозитивный - равенство сторон
Специальные методы КП:
1. Дозволение
2. Запрета
3. Обязывания
Конституционно-правовые нормы – правила поведения, установленные и санкционированные государством, направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Классификация видов норм в зависимости от метода:
1. Дозволительные, запрещающие, обязывающие
2. Охранительные, регулятивные
3. Материальные и процессуальные
Особенности конституционно-правовых норм:
1. Нормы обладают высшей юридической силой – им не могут противостоять другие нормы
2. Носит учредительный характер
3. Не содержат санкций
4. Содержат большое количество норм деклараций и принципов
Субъекты конституционно-правовых отношений можно поделить на 3 группы:
1. Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, вынужденные переселенцы, президент, депутаты и т.д.)
2. Государственные образования (РФ, субъект РФ, автономное образование и т.д.)
3. Негосударственные образования (муниципальные образования, политические партии, общественные и религиозные объединения и т.д.)
4. Многонациональный народ
Конституционно-правовая ответственность:
1. Субъектами КП ответственности не могут быть физические лица
2. В результате КП ответственности субъект не претерпевает негатива по отношению к личности
3. К конституционно-правовой ответственности относится пример признания судом РФ нормативно-правового акта (ФЗ, указы, пост.прав.) несоответствующим или недействительным.
Источники КП.
Источник конституционного права – это внешняя форма выражения конституционно-правовых норм.
Система источников:
- Конституция РФ
- Международные принципы и нормы
- Постановления конституционного суда
- Федерально-конституционный закон
- Федеральный закон
- Указ президента
- Постановления правительства и распоряжения
- Приказы и распоряжения федеральный агентств и федеральных служб
- Акты органов местного самоуправления
- Законодательство СССР
Федеральный и Федерально-конституционный закон.
Федеральный закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей после Конституции юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемые в особом порядке парламентом России, либо на референдуме.
Федерально-конституционный закон имеет 3 отличия от ФЗ:
1. ФКЗ выше по юридической силе
2. ФКЗ имеют специальный порядок принятия (должны поддержать 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации, ФКЗ обязан подписать президент)
3. Ограничение по количеству -14-15, и они принимаются строго по вопросам, принимаемым в Конституции.
Законы: О флаге, О гербе, О гимне, Об уполномоченных по правам человека, О порядке образовании в РФ нового субъекта, О военных судах, О судебной системе РФ, об арбитражных судах, О конституционном суде, О правительстве, О чрезвычайном положении, О референдуме, О военном положении, О верховном суде.
Конституция РФ.
Это основной нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке на всенародном голосовании, обладающий высшей юридической силой, верховенством, регулирующий наиболее значимые государственные отношения.
Юридические свойства Конституции:
1. Высшая юридическая сила (никакой другой НПА не может противостоять)
2. Верховенство (распространяется на всю территорию РФ)
3. Прямое действие (ссылка на конституцию может быть напрямую при решении юридических вопросов)
4. Учредительный характер (является базовым для всех других отраслей норм)
5. Особый порядок охранения Конституции
6. Особый порядок внесений изменений в Конституцию
Особой порядок охраны Конституции:
- президент РФ согласно конституции является эталоном, гарантом Конституции
- конституционный суд РФ
- федеральное собрание РФ (парламент)
- граждане РФ
Особый порядок изменения Конституции.
Существует 3 способа внесения изменений в Конституцию:
1. Пересмотр Конституции (изменение глав 1,2,9) – фактически смена Конституции.
Субъекты инициируют пересмотр (президент РФ, Совет РФ, Госдума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не меньше 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Госдумы). Должны поддержать:
- 3/5 депутатов государственной думы
- 3/5 членов совета федерации.
Созывают Конституционное собрание (либо оставляют Конституцию неизменной, либо согласны на пересмотр). Если согласны, то решают либо сама группа 2/3, либо выносит на референдум.
2. Внесение поправки – изменение глав 3-8. Субъекты инициативы те же.
Должны поддержать:
- 2/3 государственной думы
- 3/4 совета федерации
Рассылается проект изменения по всем субъектам РФ. Субъекты в течении года должны поддержать численностью 2/3. Президент подписывает и обнародывает его.
3. Изменении статьи 65 (какие субъекты входят в состав РФ).
Изменения вносятся простым указанием президента.