Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации в 1992 — 2004 гг
Россия постсоветская (1992-2006 гг): социально-экономические
Преобразования и их последствия.
В конце 1991 г. Россия была вынуждена приступить к радикальным экономическим преобразованиям. Этому процессу способствовали объективные условия, в которых оказалась Россия:
— валютные резервы СССР и золотой запас Государственного банка к
тому времени были истощены;
— зарубежные долги превысили 60 млрд (по некоторым данным 80 млрд) долларов США;
— рост инфляции достигал 30% в месяц;
— продолжалось падение курса рубля;
— нарастали невыплаченные государственные долги;
— экономика приобрела бартерный характер.
Таким образом, страна оказалась в глубокой пропасти финансового кризиса. Попытки властей частично замаскировать инфляцию государственным контролем над ценами лишь усиливали всеобщий дефицит и вели к расцвету черного рынка. Финансовый кризис грозил обернуться гиперинфляцией, хаосом и даже голодом в крупных городах.
Однажды замечательный русский историк В. О. Ключевский сделал следующее обобщение: «Закон жизни отсталых государств среди опередивших: нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку ведет к перениманию чужого наскоро».
Закон, который сформулировал Ключевский, действительно характерен для стран так называемой запоздалой модернизации, к которым относится и Россия. «Ускоренное движение вдогонку» тут просто необходимо, поскольку обогнавшие страны являются не только примером, но и угрозой. Однако внутренние предпосылки модернизации в обществах периферии слабее, чем в странах центра — как в широких слоях населения, так и в интеллектуальной элите. Ценности модернизации и её институты еще не успели здесь прочно укрепиться. Исторические же сроки, отпущенные на модернизацию, очень коротки. А всякое форсированное развитие чревато социальными конфликтами.
Что же требуется реформаторам для успеха в этих условиях?
Во-первых, какой-то минимум поддержки в общественном мнении и структурах власти.
Во-вторых, то, что можно назвать профессионализмом, — адекватное осознание целей реформ, возможностей и механизмов их осуществления, способность реалистически оценивать ближайшие и отдаленные последствия реформ для общества, как позитивные, так и негативные.
Иначе говоря, требуется не просто некоторая сумма знаний или даже квалифицирован-ное изучение опыта аналогичных реформ в других странах, но, главное, понимание того, как рецепты, взятые из иного опыта, могут быть применены в конкретных условиях собственной страны, в контексте соответствующих национальных и культурных традиций.
Если деятельность реформаторов не находится на уровне этих требований, тогда «перенимание чужого» осуществляется и «наскоро», и неэффективно. Оно не только не даст пользы обществу, но способно принести значительный вред. Именно это не раз случалось в процессе реформ в России.
В настоящее время период социально-экономических реформ в России прошел пять этапов и вступил в шестой:
1) 1992-1993 гг.;
2) 1994-1996 гг.;
3) март 1997—март 1998 гг.;
4) апрель 1998—август 1998 гг.;
5) август 1998 г.—2000 г.;
Г.-2006 г.
Экономическая и социальная политика Правительства Российской Федерации в 1992 — 2004 гг.
Председатель правительства | Основные направления политики | Последствия |
Ельцин Б. Н. (6 ноября 1991 г. - 15 июня 1992 г. - одновременно с должностью Президента). Гайдар Е. Т. (15 июня -14 декабря 1992 г. - и.о. председателя Правительства РФ) | Начало радикальной реформы — «шоковая терапия» | Резкий спад производства. Падение жизненного уровня значительной части населения. Появление безработицы. Массовые задержки выплаты зарплаты |
Черномырдин B. C. (14 декабря - 23 марта 1998 г.) | Достижение товарного изобилия. Привлечение иностранных инвестиций. Стабилизация курса рубля. Начало приватизации | Рост теневой экономики. Расцвет и крах финансовых пирамид. Коммерциализация науки и культуры |
Кириенко С. В. (24 апреля - 23 августа 1998 г.) | Попытка сбалансирования государственного бюджета | Финансово-банковский кризис («дефолт» 17 августа 1998 г.). Обострение энергетического кризиса |
Примаков Е. М. (11 сентября 1998 г. - 12 мая 1999 г.) | Удержание курса рубля. Стабилизация положения в обществе. Погашение долгов по зарплатам и пенсиям. Антикоррупционные уголовные дела | Начало промышленного роста в стране. Увеличение напряженности в отношениях с Западом и неудачи в переговорном процессе с МВФ |
Степашин С. В. (19 мая - 12 августа 1999 г.) | Получение кредитов от западных стран. Реструктуризация долгов бывшего СССР | Обострение ситуации на Северном Кавказе |
Путин В. В. (16 августа 1999 г. - 17 мая 2000 г.) | Курс на стабилизацию политических и социальных отношений | Начало контртеррористической операции в Чечне и Дагестане |
Касьянов М.М. (17 мая 2000 г. - 24 февраля 2004 г.) | Проведение налоговой реформы. Введение 13%-го подоходного налога и единого социального налога. Начало пенсионной реформы | Сокращение объема бартера в экономике. Снижение безработицы. Рост зарплаты |
Фрадков М.Е. (5 марта 2004 г. – сентябрь 2007 г.) | Проведение административной реформы и сокращение государственного ап парата; монетизация льгот |
1 января 1992 г. правительством, которое возглавлял Е. Гайдар, был применен набор монетаристских мер, так называемая шоковая терапия:
- ограничение совокупного спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюджетных расходов;
- приватизация государственных предприятий.
Основным мероприятием государственной социально-экономической политики этого этапа явилась либерализация цен: отпуск их при индексации зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и других выплат на 70%.
Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения и создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе.
Платой за такое начало реформы (либерализация цен вместо справедливой и хорошо продуманной приватизации и создания широкой массы собственников, как предполагали некоторые экономисты) была инфляция. Курс рубля сделался нестабильным, большинство расчетов стало производиться в американской валюте.
За год рост цен произошел в 100—150 раз, резко снизилась покупательная способность населения; обесценились деньги на счетах предприятий и вклады населения в Сбербанке. Пострадало около 75 млн вкладчиков.
Основными рычагами раскручивания инфляционной спирали стали кредиты Централь-ного банка России:
1) Правительству РФ;
2) коммерческим банкам с целью внебюджетного финансирования отдельных отраслей народного хозяйства (а чаще — для собственного обогащения наиболее приближенных к власти лиц);