Нормы морали а нормы права: их связь и взаимовлияние
Мораль — система норм и принципов, которые возникают из потребности согласования интересов индивидов друг с другом и обществом (классом, социальной группой, государством), направлены на регулирование поведения людей в соответствии с понятиями добра и зла и поддерживаются личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения.
Мораль имеет исторический характер, и во все времена критерием моральных норм выступают категории добра, зла, честности, порядочности, совести. Она охватывает почти все сферы жизни — экономику, политику, право и другие. С помощью морали согласуется поведение личности с интересами общества, преодолевается противоречие между ними, регулируется межличностное общение.
«Золотое правило» морали в евангельской формулировке звучит так: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Во многих случаях правовые нормы как бы вырастали из нравственных принципов. В ряде европейских языков само слово «право» (recht, Droit, Diritto) означает еще и «моральное право». Вместе с тем понятия-термины «право», «долг», «обязательство» имеют разные понятийные значения в праве и морали.
Следование нормам права — юридическая обязанность и моральный долг гражданина, что определяется моральной и правовой культурой общества. Правда, ни одно общество в истории развития человечества не достигло гармонии права и морали.
Общее у норм права и норм морали состоит в том, что они:
1. действуют в едином поле социальных связей — являются социальными нормами;
2. преследуют общую цель — установление и поддержание порядка в обществе;
3. имеют единое функциональное назначение — воздействовать на поведение людей, регулировать их отношения, формировать масштабы (эталоны, стандарты) поведения;
4. адресованы ко всем либо к большой группе людей — являются правилами поведения общего характера;
5. имеют единую духовную природу, общий ценностный стержень — справедливость. Даже в классовом государстве нормы права являлись выражением справедливости, лежащей в основании норм морали. Последние, в свою очередь, были обусловлены материальным и духовным развитием общества. Но и тогда нормы права и нормы морали противостояли произволу и анархии.
Различия между нормами морали и нормами права:
Нормы морали | Нормы права |
по происхождению | |
складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, справедливости; | устанавливаются (закрепляются) государством как справедливая мера свободы, которая сформировалась в обществе; |
по сфере действия | |
регулируют внутреннее осознание человеком своего поведения во всех сферах общественных отношений; не являются институциональными — не связаны с институтами общества; создаются, распространяются и отмирают медленно на протяжении длительного времени | регулируют внешнюю форму поведения человека в тех сферах общественных отношений, которые поддаются регулированию; являются институциональными — действуют в рамках социальных институтов; вступают в действие, осуществляются и отменяются официально, в строго определенном порядке и времени |
по степени детализации | |
выступают как обобщенное безличное правило поведения в виде идей и принципов (держать слово, быть честным, справедливым и т. п.) | являются конкретным вариантом поведения субъекта, в котором четко определены его юридические права и обязанности в качестве возможных и должных |
по форме выражения | |
не закрепляются в специальных актах, содержатся в сознании людей; приобретают обязательное значение по мере признания большинством членов общества | получают закрепление в государственных актах (законах, указах, постановлениях, нормативных договорах); после вступления в законную силу становятся обязательными для лиц, находящихся в сфере их действия |
по способу охраны и защиты от нарушений | |
соблюдаются добровольно, обеспечиваются внутренним убеждением, общественным мнением (результат — чувство стыда, раскаяние) | обеспечиваются, кроме других способов, государственным принуждением, применением мер юридической ответственности (нередко результатом применения к правонарушителю санкций закона является ограничение его в правах) |
Влияние норм морали на правотворческую деятельность:
Нормы права создаются с учетом норм морали, господствующих в обществе, выступают как формально (официально) определенное выражение справедливости, и потому право в широком понимании представляет собой нравственное явление. Например, запрет убийства — это, прежде всего, моральный запрет, а потом уже правовой. Законом предусмотрена уголовная ответственность за клевету, дачу ложных показаний, подделку документов, мошенничество, которые в своей основе имеют ложь как аморальное явление. Или конституционная норма, согласно которой лицо не несет ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, есть, прежде всего, моральная норма.
Нормы права изменяются и развиваются под влиянием норм морали. Например, изменение отношения к коммерческой деятельности потребовало юридического закрепления, поскольку норма, запрещающая коммерческую деятельность в Советский период, морально отпала в постсоветский период.
Нормы права отменяются в случае несоответствия требованиям норм морали, господствующим в обществе. Например, отмена смертной казни.
Влияние норм морали на правореализационную деятельность:
Нормы права оцениваются гражданином, реализующим их, с точки зрения морали. Даже технические, организационные правила, не несущие моральной нагрузки (например, предусмотренная законом форма декларации о доходах), имеют определенный выход на нормы морали.
Нормы права толкуются должностным лицом, осуществляющим правоприменительную деятельность, в соответствии с нормами морали, господствующими в обществе. Так, справедливое, обоснованное и законное судебное решение о клевете, оскорблении, изнасиловании во многом зависит от учета моральных норм, действующих в обществе.
Принятие правоприменительного акта, как и весь правоприменительный процесс, осуществляется с учетом норм морали. Казалось бы, предусмотренная законом форма протокола судебного заседания не затрагивает каких-либо моральных ценностей, однако любые юридические правила, вносящие четкость и определенность во взаимоотношения субъектов права в процессе правоприменительной деятельности, не являются безразличными для морали.
Обратное влияние норм права на нормы морали:
Нормы права содействуют утверждению прогрессивных моральных представлений. Например, Конституция утверждает гуманистические начала справедливости: «Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах».
Нормы права способствуют развитию новых моральных норм. Например, норма о равенстве форм собственности — государственной, коммунальной, частной — утверждает у граждан не только необходимое чувство ответственности за сохранностъ государственной и коммунальной собственности, но и моральное право хозяина, собственника — фермера, частного предпринимателя и др.
Нормы права выступают в качестве средства охраны и защиты норм морали. Так, статьи Гражданского кодекса направлены на защиту и охрану таких моральных ценностей, как доброе имя, незапятнанная репутация, честь, достоинство.
Связь между правом и моралью в демократическом государстве определяется не столько наличием конституции, содержащей ссылки на моральные критерии, не столько тем, что право имеет какое-то конкретное моральное содержание, сколько осознанной необходимостью его толковать и применять с точки зрения критической морали.
4. Нормы-обычаи и обычное право
Нормы-обычаи — правила поведения, сформировавшиеся в обществе с целью регулирования наиболее стойких общественных отношений и ставшие обязательными в результате многократного повторения в течение длительного времени; исполняются добровольно, а в случае их нарушения, против правонарушителей применяются меры общественного воздействия.
Нормы-обычаи — основная форма регулирования отношений в догосударственном обществе, которая повлияла на развитие права в древних государствах. Они служат субсидиарным (вспомогательным) источником права во многих странах мира в наши дни.
Признаки нормы-обычая:
1. регулятивный характер — регулирование наиболее стойких общественных отношений, которые складывались длительное время и передавались из поколения в поколение;
2. общественный, коллективистский характер — выражение общественных интересов в границах любой формы самоорганизации населения (территориальной общины и др.) и обеспечение мерами общественного воздействия;
3. этнический характер — зависимость от менталитета определенной этнической группы, где формировались;
4. моральная обусловленность — соответствие моральным устоям той социальной среды, в которой возникли;
5. связанность с религиозными представлениями и ритуалами;
6. подчеркнутая публичность — обязательность для всех членов данного социального объединения и др.
Санкционирование обычая государством состоит в том, что компетентные государственные органы в определенных случаях при решении дел основываются на местных обычаях, а не на нормах, содержащихся в нормативно-правовых актах государства. В результате санкционирования государством норма-обычай обретает правовой характер, становится правовым обычаем, ссылка на который имеется в нормативно- правовом акте, а ее соблюдение обеспечивается принудительной силой государства.
Формы санкционирования норм-обычаев государственными органами:
1.судебное или административное решение — санкционирование осуществляется в процессе судебной или административной деятельности, когда норма-обычай служит основанием для решения спора (англо-американский тип правовых систем).
Для признания нормы-обычая правовым обычаем, защищаемым судом, эта норма должна:
1. выражать продолжительную правовую практику;
2. отражать единообразную практику — как действия, так и бездействия;
3. воплощать естественную и разумную потребность в правовом регулировании ситуации.
Необходимость применения нормы-обычая доказывается в суде;
2.нормативные предписания законодательного акта — санкционирование осуществляется путем включения норм-обычаев в законодательные акты государств: рабовладельческих и феодальных, где они составили древнейший слой права, -— обычное право (романо-германская семья правовых систем и др.), так и современных государств, особенно стран Африки, Мадагаскара (обычно-общинная группа правовых систем).
Для обретения правового характера норма-обычай:
· должна действовать в юридически значимых сферах;
· не должна противоречить закону;
· должна его дополнять и как бы «оживлять» своей моральной стороной (нравственно поступать необходимо так, а не иначе);
· не может подменять закон.
Обычное право — система правовых норм, основывающая на нормах-обычаях, которые регулируют общественные отношении в государстве, определенной местности, этнической или социальной группе и обеспечиваются (в случае необходимости) государственной принудительной силой.
Не следует отождествлять санкционирование обычая с узакониванием его путем формулирования государством правовой нормы в нормативно-правовом акте. В таком случае происходит не санкционирование обычая, а замена его правовой нормой, выраженной в правовом предписании государственного нормативного акта. Послужив мотивом для издания государством нормативно-правового акта, норма-обычай утрачивает свое значение источника права. Источником права выступает нормативно-правовой акт.
Так, для законов Хаммурапи источником послужили нормы-обычаи, однако после придания им письменной узаконенной формы они утратили свою роль источников права. Например, один из законов Хаммурапи установил: если сын ударит отца, ему нужно отрубить руку. Если ранее были сомнения в отношении данного наказания, то закон решил их. И одновременно он сделал это наказание трудноизменяемым, препятствуя смягчению наказания, когда отрубание руки сына было признано позже чересчур суровым наказанием. Первые писаны, законы (Русская правда, Алеманнская правда, Салическая правда и другие), основанные на нормах-обычаях, должны были производить впечатление на подданных своей стабильностью и развивать у них чувство уверенности в справедливости.
В странах Океании, тропического пояса Африканского контингента, некоторых азиатских странах обычное право играет превалирующую роль в регулировании земельных, семейных и наследственных отношений, однако ни в одном из них правовые обычаи не являются самостоятельным и исключительным регулятором общественных отношений. Эти страны руководствуются и нормами обычного права, и нормами, установленными государством. Примером может быть Папуа-Новая Гвинея, где действуют как нормы обычного, так и нормы общего (английского) права.
Таким образом, нормы-обычаи и основанное на них обычное при во являются ведущими нормативными регуляторами поведения в ран них государственных образованиях, способствуют формированию их национальных правовых систем. Огромное влияние в этом плане принадлежит национальным, религиозным и иным особенностям, присущим конкретному этническому образованию (или их совокупности), а также тем привычкам, традициям и обычаям, которые, повторяясь и скрепляясь в сознании индивидов, становятся нормами поведения.
Обычай может считаться правовым как в силу санкции государства, так и вследствие признания его «своим» этнической общностью, племенем, кастой, общественными образованиями различного уровня и т. д. Некоторые нормы-обычаи прошлого (кровная месть, вызов на дуэль) со временем трансформировались в связи с изменением социально- экономического строя общества. Однако и до сих пор они продолжают ирать довольно существенную роль, особенно на уровне обыденного правосознания. Так, на становление системы права горцев Северо-западного Кавказа (часть Российской Федерации) значительное влияние оказали как российское законодательство, так и нормы шариата и нормы традиционного (обычного) права, что проявилось во всех сферах их жизни.
5. Современные правовые обычаи. Правовые традиции
Ныне использование обычая в качестве нормы права чаще всего имеет место там, где проходит грань между государственно-властным и общесоциальным регулированием (торговля, производство, транспорт, оказание услуг и др.). Распространение обычая зависит от того, насколько полно и беспробельно урегулированы правом те или иные общественные отношения. В современном обществе субъекты хозяйственной деятельности нередко прибегают к обычаю делового оборота.
Обычай делового оборота — правило поведения, сложившееся и широко применяемое (повторяемое) в силу признаваемой полезности в любой области предпринимательской, хозяйственной деятельности, а также в сфере гражданско-правовых отношений, которое не противоречит положениям законодательства и договора. Это необязательное для применения правило, которое учитывается при осуществлении толкования волеизъявления в гражданских правоотношениях как образец поведения, характерный для определенной ситуации.
ГК Украины включает норму об обязанности судов при решении гражданских дел применять закон с учетом обычаев делового оборота (ст. 7), начал добросовестности, разумности, справедливости, что свидетельствует о признании обычая в качестве источника современного права. ГК Германии использует обычай делового оборота как эталон поведения в гражданских правоотношениях: согласно ст. 157 следует толковать, исходя из принципа доверия и учитывая делового оборота. В случае неясности формулировок договора или других пробелов трактовка его положений осуществляется таким образом, как будто их воспринял «разумный» адресат в аналогичной ситуации, исходя из обычного для данных случаев поведения.
Деловой обычай, приобретая юридическую защиту в арбитражном (хозяйственном) суде, нередко становится правовым. Не подлежит применению обычай делового оборота, противоречащий положениям законодательства или индивидуальному договору, которые являются обязательными для участников соответствующего отношения. В хозяйственном кодексе любые действия в конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и честным обычаям, рассматриваются как недобросовестная конкуренция.
Видом обычая делового оборота является портовой обычай.
Портовый обычай — это установленный хозяйственной (коммерческой) практикой правило погрузки и разгрузит судов и размера оплаты за их простой. Он определяет отношения грузоотправителя и грузополучателя в случаях, когда договор о перевозке не содержит соответствующих указаний.
Торговый обычай — правило поведения, сложившееся в сфере торговли в результате постоянного и одинакового повторения конкретных отношений.
Торговые обычаи, а также некоторые институты римского права послужили основой торгового права. Торговое право называют еще купеческим правом. Оно возникло в средние века в связи с развитием международной торговли в Средиземноморье. Нормы, вырабатываемые в торговом обороте, передавались из поколения в поколение, существовали в качестве обычаев предков в рамках замкнутой купеческой гильдии, а затем стали применяться как обычаи данного городи и получили закрепление в городских статутах или статутах купеческих гильдий. Это было сословное обычное право отдельных городов. Оно формировалось как право торгового оборота и первоначально распространялось на лиц торгового звания (здесь же в недрах торгового обо рота среди купцов из отношений доверительного характера сложилось вексельное право). Со временем торговые правовые обычаи стали применяться для урегулирования отношений не только между лицами торгового сословия, но и всеми лицами, которые вступали в отношения торгового характера, — в результате оформилось торговое право как состоятельная отрасль права наряду с гражданским правом; в ряде стран (Франция, ФРГ, Япония) была проведена его кодификация. Торговое право регламентирует порядок организации, деятельность и прекращение торговых товариществ, вопросы торговой регистрации, ведения документации, торгового представительства, оборот ценных бумаг (торговые сделки) и другие отношения.
Однако торговый обычай, не требующий сложных формальностей от участников правоотношений, не утратил своего значения. Его роль, существенна в определении форм внешнеэкономического сотрудничества, не урегулированных в правовых актах. Он применяется и в сфере международной торговли и торгового мореплавания.
Международный обычай — устойчивое правило, сложившееся между определенными или всеми государствами в результате длительного применения и признанное ими в качестве официальной формы общения (например, международные обычаи банковских расчетов).
Кроме обычаев, сохраняют определенное значение обыкновения (административные, торговые, международные и др.), которые также являются правилами, сложившимися в определенной области государственной службы, производства или обмена. Но они не служат источником права, как правовой обычай. Например, торговые обыкновения применяются лишь в случае, если эти правила известны сторонам и отображены в определенной форме в договоре (контракте). Однако граница между обычаем и обыкновением подвижная: обыкновение может превратиться в обычай.
Близкими к правовым нормам-обычаям являются правовые нормы-традиции — сложившиеся правила поведения людей, передаваемые из поколения в поколение, которые стали правовыми нормами. Традиции — более широкое по содержанию образование, чем обычаи. Традиции проявляются двояко: 1) передают на протяжении столетий правовые ценности (категории, нормы, принципы) от одного поколения к другому в определенной цивилизации (культуре); 2) препятствуют становлению новых правовых институтов и отношений или требуют от государственной власти проводить политику компромиссов. Чем больше развита социально-экономическая структура и правовая культура общества, тем быстрее наполняются правовые традиции культурно-правовыми ценностями.
Традиции нередко находят внешнее выражение в нормах обрядов—действий или комплексов поступков человека, которые становяться правилами поведения (свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении и др.). Обрядовые церемонии, которые совершаются в торжественной обстановке, называются ритуалами. Ритуал можно назвать разновидностью обычая или традиции, поддерживаемой и обеспечиваемой государством. Например, инаугурация— торжественная процедура вступления в должность вновь избранного главы государства, главным моментом которой является принесение им присяги; присяга в системе Вооружении сил, МВД, СБУ; строевые смотры и другие церемонии.
6. Корпоративные нормы и нормы права
Корпоративные нормы (лат.— сообщество, объединение) — правила поведения, которые установлены в уставах (положениях) объединений людей, созданных для достижения какой-либо цени а также содержатся в решениях, принимаемых этими объединениями для урегулирования внутренних отношений между их членами.
Корпоративные нормы следует различать по целям объединении людей в корпорации:
- нормы, содержащиеся в документах общественных (некоммерческих, негосударственных) объединений, например, партий, профсоюзов, добровольных обществ, основанных на членстве, которые не преследуют цели получения прибыли;
- нормы, содержащиеся в документах коммерческих корпораций, прежде всего тех, которые создаются на добровольных началах для предпринимательской деятельности (хозяйственных товариществ полных, коммандитных, акционерных обществ — открытых, закрытых и т. п.) и преследуют цели извлечение прибыли.
Если социальная норма — это правило (образец) поведения, выражающееся в отношении одного человека к другому, то корпоративная норма — правило поведения, установленное объединением для своих членов. Она определяет объем, характер, границы возможного и дозволенного в их поведении.
Корпоративные нормы коммерческих объединений (корпораций, ассоциаций, консорциумов, концернов и др.)3 разрабатываются органами управления этих организаций, регулируют отношения между сотрудниками корпорации и кредиторами, работниками корпорации и клиентами, адресуются их членам (учредителям, акционерам, рабочим, служащим и т. п.). Несмотря на то, что корпоративные нормы коммерческих объединений действуют внутри определенной организации, как и нормы общественных некоммерческих объединений, межу ними имеются различия. Нормы коммерческих объединений порождают права и обязанности, обеспеченные юридическим механизмом государственных органов, тогда как нормы общественных организаций такого обеспечения не имеют.
Общее у корпоративных норм и норм права состоит в том, что и те, и другие:
регулируют типичные ситуации или вид отношений, а не отдельный случай или конкретное общественное отношение;
имеют многоразовое использование — рассчитаны на многократное повторение;
обладают общим неиндивидуальным (неперсонифицированным) характером — относятся одновременно ко многим, поименно не укачанным, лицам;
используют письменную форму изложения — письменные акты, принятые в официально установленном порядке уполномоченными органами (съездами, конференциями, собраниями директоров корпораций и др., например, уставы и правила внутренней организации акционерного общества и другие);
•реализуются через соответствующий порядок и корпоративную дисциплину членов организации.
Различия между корпоративными нормами и нормами права:
Корпоративные нормы | Нормы права |
1.устанавливаются от имени конкретного объединения граждан и выражают волю (интерес) этого объединения; | 1.устанавливаются от имени государства и выражают волю всего народа (через сочетание обще- |
2.имеют значение для внутренней деятельности учреждения, предприятия, акционерного общества или иной коммерческой организации; обязательны только для членов этого объединения, то есть имеют точную количественную определенность | 2.имеют значение для деятельности всех государственных органов, учреждений, предприятий, коммерческих организаций; обязательны для всех граждан государства, то есть не имеют количественной определенности; |
3.обеспечиваются предусмотренными внутренними организационными мерами, вплоть до исключения из членов объединения; что касается обеспечения их государством, то оно может быть только опосредованным; | 3.обеспечиваются, кроме других способов, государственным принуждением |
4.не должны противоречить нормам права, санкциям, установленным в нормативно-правовых актах; | 4.не зависят от содержания корпоративных норм |
5.являются дополнительными по отношению к нормам права, изданным государством. | 5.являются основными по отношению к корпоративным нормам; формулируют общеобязательные (в том числе для корпорации) санкции |
Корпоративные нормы (нормы всех организаций, включая предпринимательские) следует рассматривать как восполняющие пробелы в нормативной системе права и имеющие субсидиарный (вспомогательный) характер. Ими должны регулироваться только те отношении которые затрагивают основы жизни коллектива (использование финансов, установление условий труда, поощрение работников, порядок применения мер ответственности и т. д.), то есть трудовые и организационно-управленческие. ,с
Эти нормы, как и нормы предприятий, учреждений, организации называют локальными, так как они помещаются в локальных нормативных актах.
Корпоративные нормы имеют правовой характер и тесно связаны с нормами права, изданными государством, поскольку:
3.в изданных государством нормах права предусматривается возможность коллектива корпорации регулировать свое поведение самостоятельно;
4.в нормах права определяются направления корпоративного регулирования посредством указания целей и задач общественного и государственного развития, того или иного нормативно-правового акта либо назначения того или иного вида общественной деятельности;
5.в нормах права указываются пределы корпоративного регулирования;
6.от корпоративных норм, как и норм права, изданных государством, требуется соответствие природе права как справедливой и равной меры свободы, принципам права (общим, отраслевым, многоотраслевым);
7.нормы права в определенных случаях устанавливают процедуру принятия корпоративных норм;
8.корпоративные нормы по своему содержанию не должны противоречитъ нормам общегосударственным;
9.корпоративные нормы, хотя и опосредованным путем, обеспечиваются государственным принуждением.
Юридическое значение корпоративных норм заключается, прежде всего в том, что они обусловливают правосубъектность корпорации. В случае их нарушения имеется возможность обратиться в компетенные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например, о порядке распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке.
Корпоративные нормы в совокупности составляют корпоративное право. Корпоративные отношения могут регулироваться как актами гражданского законодательства, так и актами других отраслей права.
В отличие от корпоративных, нормы, содержащиеся в уставах политических партий, не имеют правового характера. Поэтому вынесение решения о нарушении устава политической партией (руководством или ее членами) обжалованию в судебном порядке не подлежит.