Источники административно-правовых норм
Раскройте сущность управленческого (административного) права, установите его отличительные черты. Сформулируйте понятие предмета управленческого (административного) права и определите его место в правовой системе Республики Беларусь.
АП – это самостоятельная фундаментальная отрасль права РБ, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в процессе гос. управления;
АП – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством, преимущественно ОГУ в целях регулирования общ. отношений, которые складываются в процессе осуществления гос. управления . Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы.
Предметом АП являются отношения, которые возникают при осуществлении гос. управления, т.е. государственно-управленческие отношения.
Отличительные черты АП:
· специфический круг общественных отношений, регулируемых его норами,
· регулирование гос. управления, из которого возникают указанные общ. отношения,
· особенность АП регулирования, динамичность, элементы публичности в его характере,
· охват всех отраслей гос. управления, включая межотраслевое управление и управление народным хозяйством, предприятиями, учреждениями и организациями,
· регулирование внутриорганизационных управленческих отношений во всех гос. органах,
· распространение его норм на сферы частного предпринимательства,
· некодифицированность норм.
· незаконодательный характер значительной части норм
Место АП в правовой системе РБ.
Занимает одно из ведущих мест. Тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними и свои специфические черты. АП для ряда отраслей или отдельных институтов является основой их функционирования, напр. для финансового, трудового , природоохранного.
АП тесно взаимодействует с КП, которое регулирует отношения между человеком и государством. КП содержит нормы общего характера, АП детализирует их. КП определяет общие принципы организации и деятельности для всех гос. органов. АП руководствуясь этими принципами детализирует их применительно к гос. системам.
Финансовое право регулирует общ. отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства. АП регулирует управленческие отношения в области финансов. Деятельность финансово-кредитных органов регулируется нормами АП. АП регулирует управленческие отношения в области финансов, а не сами финансово-кредитные отношения.
Осн. предметом трудового право являются трудовые отношения, которые возникают на основе односторонних административных актов, которые свидетельствуют о юр. оформлении на работу. АП определяет полномочия служащих, их ответственность, проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чинов, классов, рангов и т.д.
Гражданское право и АП регулируют сходные общественные отношения. В первую очередь имущественные, которые могут являться предметом регулирования как гражданского, так и АП. Гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны.
2. Определите особенности метода административного права. Раскройте систему управленческого (административного) права. Охарактеризуйте источники управленческого (административного) права.
Методы АП-это совок-сть прав.средств,способов,приемов,посредством кот.регул-тся управленч.отн-ния. В качестве основн.м-дов прав.регул-ния АП использ. предписание, запрет, дозволение, рекомендацию. Предписание-это возложение прямой юр.обяз-ти совершать опред.действия в условиях,предусм.прав.нормой. Запрет-это возложение прямой юр.обяз-ти не совершать(воздерж-ся от совершения)соотв.действий в условиях,предусм.прав.нормой. Дозволение-это предоставление участнику прав.отн-ний субъект.прав на совершение опред.действий либо отказ от их совершения по своему усмотр-ю. Рекомендация-это пожелание юр.хар-ра,как наилучш.образом поступать в условиях,предусм.прав.нормой.
Система административного права — это совокупность находящихся в органической связи институтов, подотраслей, расположенных в определенной логической взаимосвязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.
Административное право, как и некоторые другие отрасли права (гражданское, уголовное), обычно делят на общую и особенную части. В общую часть включают нормы, регламентирующие основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. В особенную часть входят нормы, регулирующие организацию управления в той или иной отрасли или сфере..
Источники административно-правовых норм
Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».
К их числу относятся:
1)Конституция РБ;
2)законы РБ;
3)нормативные акты Президента РБ и Администрации Президента Республики Беларусь; нормативные постановления СовМина РБ;
4)нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов;
5)нормативные акты республиканских органов;
6)межгосударственные соглашения;
7)нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.
Конституция РБ является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-правовую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления; нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и деятельности органов в сфере государственного управления. Названные же выше нормы — в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы административного права.
Законы— также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, довольно много. В качестве примеров можно назвать законы Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». Среди них немаловажное место занимают кодексы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Трудовой кодекс Республики Беларусь и др. Некоторые из них являются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права.
К нормативным актам Президента в первую очередь относятся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы административного права
Могут быть нормативными и содержать нормы административного права и указы Президента Республики Беларусь
Из постановлений Правительства Республики Беларусь к источникам административного права относятся те, которые содержат такие.
Источниками административного права могут быть акты республиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др.
3. Сформулируйте понятие «административно-правовая норма». Перечислите виды административно-правовых норм по различным основаниям. Раскройте особенности административно-правовых норм.
Административно-правовая норма— это установленное компетентными государственными органами правило поведения субъектов в сфере государственного управления.
Нормы административного права различны как по своей направленности, так и по содержанию. Поэтому их возможно классифицировать по нескольким критериям:
Поцелевому назначениюнормы административного права можно разделить на нормы положительного регулирования и правоохранительные.
Нормами положительного регулирования являются те, которые определяют статус органов государственного управления, государственных служащих и т.п. Они направлены на регулирование правомерного поведения, формулируют положительные веления, т.е. устанавливают определенные права и обязанности и не содержат санкций. Санкция наличествует у правоохранительных норм.
По методу воздействияразличают нормы:
1) обязывающие;
2) запрещающие;
3) уполномачивающие;
4) рекомендательные;
5) дефинитивные.
Поюридической силенормы делятся на:
1) конституционные;
2) нормы президентских правовых актов;
3) нормы законов;
4) нормы органов государственного управления.
По адресатамнормы классифицируют следующим образом:
1) регулирующие правовой статус государственных организаций;
2) регулирующие правовой статус работников государственных организаций;
3) определяющие правовой статус органов местного управления;
4) определяющие правовой статус граждан в сфере управления.
По содержаниюнормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы закрепляют права и обязанности, ответственность конкретных участников управленческих общественных отношений. Материальные нормы указывают, что следует делать субъектам управленческих отношений для реального осуществления своих прав и обязанностей.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют порядок (процедуру) реализации норм материального права. Процессуальные нормы указывают, каким образом, в каком порядке реализуются названные права, обязанности и ответственность.
По действию в пространстверазличают нормы:
1) общего действия (республиканского);
2) местного действия;
3) межтерриториального (территориального) масштаба действия.
Нормы общего действия распространяются на всю территорию республики. Это нормы, содержащиеся в законодательных актах, актах Президента Республики Беларусь, Совета Министров, республиканских органов государственного управления и иных органов республиканского значения (например, государственных организаций, подчиненных Совету Министров). Они могут быть общего, надведомственного и ведомственного характера.
Нормы местного действия распространяют свою силу на определенную административно-территориальную единицу или действуют в пределах одного учреждения, организации. Например, нормы, находящиеся в актах местных Советов депутатов, местных исполнительных комитетов действуют в пределах соответствующей территории.
Нормы межтерриториального (территориального) масштаба действия — это такие правила, которые распространяют свое влияние на соответствующую территорию независимо от административно-территориальных единиц или на две или более области, города, района, поселка, сельсовета. Например, установление карантина, определенных запретов, ограничений (иных правил) в связи со стихийными бедствиями или при иных чрезвычайных ситуациях.
По действию во временинормы делятся на нормы постоянного и нормы временного действия. Административно-правовые нормы постоянного действия — это правила, не ограниченные какими-либо сроками проявления. Они действуют до их официального изменения либо отмены. По общему правилу нормы не ограничены определенными сроками действия.
Нормы временного действия непродолжительны, не постоянного действия. Например, нормы временных декретов Президента Республики Беларусь действуют до рассмотрения Национальным собранием. Если они не отменены большинством (не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат), то сохраняют свою силу и обретают постоянный характер.
Особенности административно-правовых норм:
- большая часть норм носит императивный (повелительный) характер. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность, в том числе нередко на основе норм административного права;
- в нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права;
- существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти.
Сформулируйте понятие «реализация административно-правовых норм». Назовите и охарактеризуйте формы реализации административно-правовых норм. Опишите механизм действия административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Реализация (исполнение) норм административного права означает практическое претворение в жизнь их предписаний, претворение в жизнь выраженной в нормах воли государственного органа. Она проявляется в поведении людей (организаций), в практической их деятельности, в их поступках.
Реализация норм служит одним из важных условий успешного решения государственных задач.
Нормы административного права реализуются посредством:
1) соблюдения;
2) осуществления (воплощения);
3) использования;
4) применения.
Соблюдение норм— это воздержание от совершения поступков, запрещенных нормами. Соблюдает нормы тот, кто строго придерживается их предписаний, не нарушает их. Тех, кто не будет считаться с этими запретами, могут привлечь к административной ответственности.
Таким образом происходит реализация запрещающих норм.
Осуществление (воплощение)норм происходит путем активных поступков, направленных на претворение в жизнь предписанных нормой обязанностей положительного содержания
При осуществлении (воплощении) норм административного права от субъектов требуются действия, а не бездействие, как при соблюдении. Они обязаны действовать в целях выполнения предписаний правовых норм независимо от внутреннего к ним отношения. Как видно, посредством осуществления (воплощения) реализуются обязывающие нормы.
Использование норм заключается в осуществлении участниками управленческих общественных отношений своих прав, осуществлении действий по своему усмотрению в пределах, предусмотренных нормой права. Использование норм связано с совершением разрешенных (дозволенных) действий управомоченными субъектами и по своему желанию.
Все три названные формы реализации норм административного права взаимосвязаны и взаимодействуют
Применениеадминистративно-правовых норм — это деятельность компетентных органов по изданию индивидуальных правовых актов в рамках, предусмотренных нормами. Конечно, применение — это своего рода исполнение и использование, но оно реализуется в иной форме и может осуществляться лишь субъектами, обладающими специальными властными полномочиями, т.е. соответствующими государственными органами, должностными лицами, представителями власти или иными уполномоченными субъектами. Применение норм административного права может осуществляться в двух формах: оперативной (условное название) и правоохранительной деятельности.
Оперативнаядеятельность проявляется в издании индивидуальных правовых актов.
Правоохранительнаядеятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений.