Источники административно-правовых норм

Раскройте сущность управленческого (административного) права, установите его отличительные черты. Сформулируйте понятие предмета управленческого (административного) права и определите его место в правовой системе Республики Беларусь.

АП – это самостоятельная фундаментальная отрасль права РБ, нормы которой регулируют отношения, складывающиеся в процессе гос. управления;

АП – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых государством, преимущественно ОГУ в целях регулирования общ. отношений, которые складываются в процессе осуществления гос. управления . Нормы АП предназначены для всех членов общества, их организаций, не исключая государство в целом и его органы.

Предметом АП являются отношения, которые возникают при осуществлении гос. управления, т.е. государственно-управленческие отношения.

Отличительные черты АП:

· специфический круг общественных отношений, регулируемых его норами,

· регулирование гос. управления, из которого возникают указанные общ. отношения,

· особенность АП регулирования, динамичность, элементы публичности в его характере,

· охват всех отраслей гос. управления, включая межотраслевое управление и управление народным хозяйством, предприятиями, учреждениями и организациями,

· регулирование внутриорганизационных управленческих отношений во всех гос. органах,

· распространение его норм на сферы частного предпринимательства,

· некодифицированность норм.

· незаконодательный характер значительной части норм

Место АП в правовой системе РБ.

Занимает одно из ведущих мест. Тесно взаимосвязано с другими отраслями права, имеет общие с ними и свои специфические черты. АП для ряда отраслей или отдельных институтов является основой их функционирования, напр. для финансового, трудового , природоохранного.

АП тесно взаимодействует с КП, которое регулирует отношения между человеком и государством. КП содержит нормы общего характера, АП детализирует их. КП определяет общие принципы организации и деятельности для всех гос. органов. АП руководствуясь этими принципами детализирует их применительно к гос. системам.

Финансовое право регулирует общ. отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства. АП регулирует управленческие отношения в области финансов. Деятельность финансово-кредитных органов регулируется нормами АП. АП регулирует управленческие отношения в области финансов, а не сами финансово-кредитные отношения.

Осн. предметом трудового право являются трудовые отношения, которые возникают на основе односторонних административных актов, которые свидетельствуют о юр. оформлении на работу. АП определяет полномочия служащих, их ответственность, проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чинов, классов, рангов и т.д.

Гражданское право и АП регулируют сходные общественные отношения. В первую очередь имущественные, которые могут являться предметом регулирования как гражданского, так и АП. Гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны.
2. Определите особенности метода административного права. Раскройте систему управленческого (административного) права. Охарактеризуйте источники управленческого (административного) права.

Методы АП-это совок-сть прав.средств,способов,приемов,посредством кот.регул-тся управленч.отн-ния. В качестве основн.м-дов прав.регул-ния АП использ. предписание, запрет, дозволение, рекомендацию. Предписание-это возложение прямой юр.обяз-ти совершать опред.действия в условиях,предусм.прав.нормой. Запрет-это возложение прямой юр.обяз-ти не совершать(воздерж-ся от совершения)соотв.действий в условиях,предусм.прав.нормой. Дозволение-это предоставление участнику прав.отн-ний субъект.прав на совершение опред.действий либо отказ от их совершения по своему усмотр-ю. Рекомендация-это пожелание юр.хар-ра,как наилучш.образом поступать в условиях,предусм.прав.нормой.

Система административного права — это со­вокупность находящихся в органической связи институтов, по­дотраслей, расположенных в определенной логической взаимос­вязанной последовательности, образующая целостность и единство отрасли права.

Административное право, как и некоторые другие отрасли права (гражданское, уголовное), обычно делят на общую и осо­бенную части. В общую часть включают нормы, регламентирую­щие основные принципы государственного управления, правовое положение субъектов административного права, формы и методы управленческой деятельности, административный процесс, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управ­лении. В особенную часть входят нормы, регулирующие органи­зацию управления в той или иной отрасли или сфере..

Источники административно-правовых норм

Административно-правовые нормы имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм».

К их числу относятся:

1)Конституция РБ;

2)законы РБ;

3)нормативные акты Президента РБ и Администрации Президента Республики Беларусь; нормативные постановления СовМина РБ;

4)нормативные акты местных исполнительных и распоряди­тельных органов;

5)нормативные акты республиканских органов;

6)межгосударственные соглашения;

7)нормативные акты руководителей государственных объ­единений, предприятий, учреждений.

Конституция РБ является источником лишь в той части, нормы которой имеют административно-право­вую направленность. К ним следует отнести, например, нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализуемые преимущественно в сфере государственного управ­ления; нормы, регулирующие вопросы формирования, полномочий и де­ятельности органов в сфере государственного управления. Названные же выше нормы — в первую очередь нормы конституционного права, но одновременно они и нормы админис­тративного права.

Законы— также важный источник административно-правовых норм. Законов, содержащих нормы административного права, до­вольно много. В качестве примеров можно назвать законы Респуб­лики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». Среди них немаловажное место занимают кодек­сы, имеющие статус законов, например, Кодекс Республики Бела­русь об административных правонарушениях, Таможенный кодекс Республики Беларусь, Тру­довой кодекс Республики Беларусь и др. Некоторые из них явля­ются комплексными источниками, т.е. источниками нескольких отраслей права.

К нормативным актам Президента в первую очередь относят­ся декреты. Они всегда нормативны и могут содержать нормы административного права

Могут быть нормативными и содержать нормы администра­тивного права и указы Президента Республики Беларусь

Из постановлений Правительства Республики Беларусь к ис­точникам административного права относятся те, которые содер­жат такие.

Источниками административного права могут быть акты рес­публиканских органов государственного управления: приказы, постановления, инструкции, методические указания, отраслевые стандарты, указания и др.
3. Сформулируйте понятие «административно-правовая норма». Перечислите виды административно-правовых норм по различным основаниям. Раскройте особенности административно-правовых норм.

Административно-правовая норма— это установлен­ное компетентными государственными органами правило поведе­ния субъектов в сфере государственного управления.

Нормы административного права различны как по своей на­правленности, так и по содержанию. Поэтому их возможно клас­сифицировать по нескольким критериям:

Поцелевому назначениюнормы административного пра­ва можно разделить на нормы положительного регулирования и правоохранительные.

Нормами положительного регулирования являются те, кото­рые определяют статус органов государственного управления, го­сударственных служащих и т.п. Они направлены на регулирова­ние правомерного поведения, формулируют положительные веления, т.е. устанавливают определенные права и обязанности и не содержат санкций. Санкция наличествует у правоохранитель­ных норм.

По методу воздействияразличают нормы:

1) обязывающие;

2) запрещающие;

3) уполномачивающие;

4) рекомендательные;

5) дефинитивные.

Поюридической силенормы делятся на:

1) конституционные;

2) нормы президентских правовых актов;

3) нормы законов;

4) нормы органов государственного управления.

По адресатамнормы классифицируют следующим обра­зом:

1) регулирующие правовой статус государственных организа­ций;

2) регулирующие правовой статус работников государствен­ных организаций;

3) определяющие правовой статус органов местного управле­ния;

4) определяющие правовой статус граждан в сфере управле­ния.

По содержаниюнормы делятся на материальные и про­цессуальные.

Материальные административно-правовые нормы закрепля­ют права и обязанности, ответственность конкретных участников управленческих общественных отношений. Материальные нормы ука­зывают, что следует делать субъектам управленческих отношений для реального осуществления своих прав и обязанностей.

Процессуальные административно-правовые нормы регламен­тируют порядок (процедуру) реализации норм материального права. Про­цессуальные нормы указывают, каким образом, в каком порядке реализуются названные права, обязанности и ответственность.

По действию в пространстверазличают нормы:

1) общего действия (республиканского);

2) местного действия;

3) межтерриториального (территориального) масштаба дей­ствия.

Нормы общего действия распространяются на всю террито­рию республики. Это нормы, содержащиеся в законодательных актах, актах Президента Республики Беларусь, Совета Минис­тров, республиканских органов государственного управления и иных органов республиканского значения (например, государ­ственных организаций, подчиненных Совету Министров). Они могут быть общего, надведомственного и ведомственного харак­тера.

Нормы местного действия распространяют свою силу на определенную административно-территориальную единицу или дей­ствуют в пределах одного учреждения, организации. Например, нормы, находящиеся в актах местных Советов депутатов, мест­ных исполнительных комитетов действуют в пределах соответст­вующей территории.

Нормы межтерриториального (территориального) масштаба действия — это такие правила, которые распространяют свое вли­яние на соответствующую территорию независимо от админис­тративно-территориальных единиц или на две или более области, города, района, поселка, сельсовета. Например, установление карантина, определенных запретов, ограничений (иных правил) в связи со стихийными бедствиями или при иных чрезвычайных ситуациях.

По действию во временинормы делятся на нормы посто­янного и нормы временного действия. Административно-право­вые нормы постоянного действия — это правила, не ограниченные какими-либо сроками проявления. Они действуют до их офици­ального изменения либо отмены. По общему правилу нормы не ограничены определенными сроками действия.

Нормы временного действия непродолжительны, не постоян­ного действия. Например, нормы временных декретов Президен­та Республики Беларусь действуют до рассмотрения Националь­ным собранием. Если они не отменены большинством (не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат), то сохраняют свою силу и обретают постоянный характер.

Особенности административно-правовых норм:

- большая часть норм носит императивный (повелительный) характер. Их нарушение влечет за собой юридическую ответственность, в том числе нередко на основе норм административного права;

- в нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права;

- существует определенная иерархия административно-правовых норм: конституционные нормы, нормы законов и нормы, право на установление которых предоставлено действующим законодательством непосредственно субъектам исполнительной власти.


Сформулируйте понятие «реализация административно-правовых норм». Назовите и охарактеризуйте формы реализации административно-правовых норм. Опишите механизм действия административно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Реализация (исполнение) норм административного права означает практическое претворение в жизнь их предписаний, претворение в жизнь выраженной в нормах воли государственно­го органа. Она проявляется в поведении людей (организаций), в практической их деятельности, в их поступках.

Реализация норм служит одним из важных условий успеш­ного решения государственных задач.

Нормы административного права реализуются посредством:

1) соблюдения;

2) осуществления (воплощения);

3) использования;

4) применения.

Соблюдение норм— это воздержание от совершения поступ­ков, запрещенных нормами. Соблюдает нормы тот, кто строго придерживается их предписаний, не нарушает их. Тех, кто не будет считаться с эти­ми запретами, могут привлечь к административной ответствен­ности.

Таким образом происходит реализация запрещающих норм.

Осуществление (воплощение)норм происходит путем актив­ных поступков, направленных на претворение в жизнь предписан­ных нормой обязанностей положительного содержания

При осуществлении (воплощении) норм административного права от субъектов требуются действия, а не бездействие, как при соблюдении. Они обязаны действовать в целях выполнения пред­писаний правовых норм независимо от внутреннего к ним отно­шения. Как видно, посредством осуществления (воплощения) реализуются обязыва­ющие нормы.

Использование норм заключается в осуществлении участни­ками управленческих общественных отношений своих прав, осу­ществлении действий по своему усмотрению в пределах, предус­мотренных нормой права. Использование норм связано с совершением разрешенных (дозволенных) действий управомоченными субъектами и по своему желанию.
Все три названные формы реализации норм административ­ного права взаимосвязаны и взаимодействуют

Применениеадминистративно-правовых норм — это деятель­ность компетентных органов по изданию индивидуальных право­вых актов в рамках, предусмотренных нормами. Конечно, приме­нение — это своего рода исполнение и использование, но оно реализуется в иной форме и может осуществляться лишь субъек­тами, обладающими специальными властными полномочиями, т.е. соответствующими государственными органами, должностны­ми лицами, представителями власти или иными уполномоченны­ми субъектами. Применение норм административного права может осущес­твляться в двух формах: оперативной (условное название) и пра­воохранительной деятельности.

Оперативнаядеятельность проявляется в издании индивиду­альных правовых актов.

Правоохранительнаядеятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений.

Наши рекомендации