Монголо-татарское иго и его влияние на развитие Руси
Монголо-татарское иго или ордынское иго — система политической и даннической зависимости русских княжеств от Монгольской империи до 60-х годов XIII века, позже, после распада Монгольской империи, от Улуса Джучи (Золотой Орды), до конца XV века. Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237—1242 годах; иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в неразорённых землях. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года. В других русских землях устранялось в XIV веке по мере присоединения их к Великому княжеству Литовскому и Польше.
Термин «иго», означающий власть Золотой Орды над Русью, в русских летописях не встречается. Он появился на стыке XV—XVI века в польской исторической литературе. Первыми его употребили хронист Ян Длугош в 1479 году и профессор Краковского университета Матвей Меховский в 1517. В 1575 году термин «jugoTartarico» был употреблён в записи Даниела Принца о своей дипломатической миссии в Москву.
В русских источниках словосочетание «татарское иго» впервые появляется в 1660-х годах во вставке (интерполяции) в одном из экземпляров Сказания о Мамаевом побоище. Форму «монголо-татарское иго», как более правильную, употребил первым в 1817 году Христиан Крузе.
Племя «татар», согласно Сокровенному сказанию, было одним из самых могущественных врагов Чингисхана. После победы над татарами Чингисхан приказал уничтожить всё татарское племя. Исключение было сделано только для малолетних детей. Тем не менее название племени, будучи широко известным и за пределами Монголии, перешло и на самих монголов.
В 11 в. Русь достигла своего расцвета и стояла на одной ступени с европейскими странами по экономическому развитию и государственному устройству. Но нашествие монголо-татар остановило её развитие, если не сказать отбросило на ступень ниже, в то время, как Европа продолжала идти вперёд. Хотя, говорит Карамзин, неизвестно, как бы обернулась судьба России, если бы не татаро-монголы, а, скажем, шведы, поляки или литовцы захватили её.
В городах произошли следующие изменения. В 11-13 вв. в русских городах постепенно зарождался тот самобытный уклад, который в Европе получил название «городской строй». Горожане на Руси активно боролись за городские вольности и играли важную роль в политических делах. В дальнейшем традиции «народоправства» не получили развития. После воцарения на Руси ордынского ига создались крайне неблагоприятные условия для формирования особого городского строя. Это связано с рядом причин. Города более всего пострадали от нашествия, они постоянно подвергались набегам и наездам ханских послов. В этих условиях замолкает древнее вече. Зато быстро идет усиление княжеской власти, поддержанной ханскими ярлыками из Сарая. Власть тысяцких постепенно сосредоточивается в руках крупных боярских семей и передается по наследству. В послемонгольский период угасают древние демократические обычаи, и в 14-15 вв. города становятся преимущественно княжескими центрами.
Экономическое и культурное значение города во многом определялось тем, что здесь работали искусные ремесленники – зодчие, каменотёсы-резчики, мастера по «меди, сребру и злату», иконописцы. Их изделия славились далеко за пределами Руси. Монгольское нашествие нанесло особенно тяжелый урон именно городскому ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину городской экономики. В средние века ремесло основывалось на ручной технике, а, следовательно, на навыках, передававшихся из поколения в поколение. Оборвалась связь мастер – подмастерье – ученик. Исследования показали, что в целом ряде ремесел во второй половине 13 в. произошло падение или даже полное забвение сложной техники, её огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киевской Руси.
Что же стало с религией русского народа? Именно в период монголо-татарского ига христианство стало по-настоящему религией русского народа, так как религия - общая идеология - помогала им сплотиться в борьбе, «смягчая жестокие нравы, умеряя неистовые страсти, проповедуя и христианские, и государственные добродетели». Порабощение народа оказало влияние на его нравственный облик. Карамзин считает, что русские, «забыв гордость народную, выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, более обманывали и друг друга: откупаясь деньгами от насилия варваров, стали гораздо корыстолюбивее и гораздо бесчувственнее к обидам, к стыду...».
Карамзин утверждает, и я согласна с его точкой зрения, что Российское государство, несмотря на 250 лет влияния восточной культуры, всё-таки осталось близко Европе, хотя сама Европа этого не признавала. Вероятно, в основе нравственности лежала общая религия.
Но всё же Россия отстала. Она отстала от Европы, в частности, в судебном деле. «Русская Правда» перестала выполнять свои функции судебника, и судили «по совести» либо выясняли отношения в поединке. Такие «судебные» разбирательства были характерны для Европы 10 в..
Отстала Россия и в военном искусстве. Европа развивала и совершенствовала тактику боя, а Россию спасали исключительно талантливые полководцы.
Однако были и положительные стороны. Открылись новые торговые пути взамен древнего пути «изваряг в греки»: с Востоком через Орду, с Константинополем и Западом через Дон - Азов.
Великие московские князья сумели покончить с уделами и создать политически сплоченное Русское государство, несмотря на то, что отдельные его области, «земли», продолжали еще в течение двух веков жить самодовлеющей, обособленной одна от другой экономической жизнью.
Можно отметить три главные особенности формирования русской государственности. Это, во-первых, боевой строй государства. Вторую особенность составлял неправовой характер внутреннего управления и общественного состава. Централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации.
Третьей особенностью московского государственного порядка была неограниченная верховная власть с неопределенным пространством действия. Византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти. Основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство.
15) Экспансия Запада и роль Александра Невского в защите русских земель.
конец XII в. — начало экспансии крестоносцев в Прибалтике;
15 июля 1240 г. — Невская битва;
5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище.
Исторические деятели: Александр Невский.
В начале XIII в. коренное население Прибалтики переживало период разложения родового строя. Здесь не было государственности и межплеменных объединений. Существовали устойчивые экономические связи племен эстов, латов и куршей с новгородцами.
Богатые прибалтийские и северо-западные русские земли привлекали внимание немецких, шведских, датских феодалов, начавших, несмотря на сопротивление местного населения, проникновение в Прибалтику. В 1202 г. был образован Орден меченосцев, а вскоре на прибалтийские земли распространил свою деятельность немецкий Тевтонский орден. В 1237 г. эти два ордена объединились в один — Ливонский. Они не только устанавливали политическое и экономическое господство на захваченных территориях, но и обращали местное население в католическую веру, что влияло на национальное самосознание.
Воспользовавшись вторжением монголов на Русь, немецкие и шведские феодалы усилили экспансию в северо-западные русские земли. К началу 1230-х гг. немцы вышли на границы новгородских земель, создавая угрозу их захвата. Летом 1240 г. войска шведов высадились на берегу Невы. Новгородский князь Александр Ярославич выступил с дружиной против врагов. Умело проведя войска и стремительно отрезав высадившиеся отряды шведов от их кораблей, князь сумел одержать блестящую победу, за которую был прозван Невским.
Одновременно со шведами перешли в наступление и немецкие рыцари. Они захватили Псков, Изборск и Копорье. Сложилась непосредственная угроза для Новгорода. Александр Невский возглавил дружину новгородцев и силы народного ополчения. На помощь ему пришли дружины владимирского князя. Объединенные силы русских зимой 1242 г. освободили Псков. Преследуя бежавшего противника, Александр Невский дал генеральное сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Зная о тактике немцев располагать воинов клином («свиньей») и наносить основной удар по противнику силами тяжеловооруженной конницы, Александр сосредоточил ударные части своей дружины с флангов. В кульминационный момент русские войска нанесли удар, в результате которого рыцари были разбиты. Отступая в беспорядке, многие тяжеловооруженные воины проваливались под лед.
Победа войск под руководством Александра Невского не позволила немецким и шведским рыцарям продолжить экспансию и захватить русские земли в трудный период отечественной истории.