Международно-правовое регулирование образования
Законодательство об образовании.
Приоритет международного права по отношению к национальному является безусловным в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека. Статья 17 Конституции РФ предусматривает, что в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, содержание которых может раскрываться в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права выступают частью правовой системы нашей страны.
Нормы, закрепляющие право человека на образование, содержатся в целом ряде международных актов универсального характера. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948г., в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами».
Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование. Для осуществления этого права начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех. Декларируется принцип доступности среднего образования в его различных формах, включая профессионально-техническое образование, а также высшего образования с учетом способностей каждого.
Значительное число норм, касающихся образования, содержится в Конвенции о правах ребенка, которая была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. В ст. 28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспечению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. Школьная дисциплина должна поддерживаться методами, обеспечивающими уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено: на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме; на воспитание уважения к правам и свободам человека, к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям; на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, в духе уважения к окружающей природе (ст. 29). В Конвенции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев, неполноценных в умственном или физическом отношении детей, детей, лишенных родительского попечения.
В 1945 г. на Лондонской конференции была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированная организация ООН, в которую входит более 180 государств-членов. Ее задачи — содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации и т.д. Одной из главных форм деятельности ЮНЕСКО является осуществление программ, в том числе по ликвидации неграмотности, оказанию технической помощи, развитию коммуникаций, в области прав человека. Организация осуществляет мероприятия в области политики, планирования и управления образованием, подготовки кадров в области образования, а также в области научного, технического и профессионального образования.
Деятельность ЮНЕСКО развивается по трем основным направлениям. Первое представляет собой нормотворческую деятельность и проведение исследований по вопросам национальной политики в области образования. Вторым направлением выступает укрепление инфраструктуры образования на национальном уровне: развитие подготовки преподавателей, использование местных ресурсов для совершенствования образовательного процесса. Третье направление — обмен информацией: путем распространения специализированных справочников, бюллетеней и т.д.
Организация разрабатывает и принимает международные конвенции и рекомендации по вопросам образования. Так, в 1998 г. на конференции в Париже была принята Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века; в 1966г. — Рекомендация о положении учителей; в 1974 г. — Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников; в 1960 г. — Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и т.д.
В последние годы приоритет в деятельности ЮНЕСКО отдается школьному образованию. Программы ЮНЕСКО представляют значительную ценность для многих стран, в том числе для России. В 1999 г. государства — члены ЮНЕСКО и Правительство РФ подписали Соглашение об условиях выполнения проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации при содействии ЮНЕСКО. В Москве на основании специального соглашения был создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.
Право на образование закреплено и в международных актах регионального характера. Так, Европейская социальная хартия предусматривает право на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку (ст. 9, 10). О праве на образование говорится и в Протоколе №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 2), а также в некоторых иных актах. Были приняты и специальные акты европейского права, касающиеся отдельных аспектов образования. Большинство из них касаются высшего профессионального образования, преимущественно университетского. Основной идеей в данном случае является признание университетов одним из главных источников интеллектуальной деятельности любой страны. Поскольку в сфере культуры и науки Совет Европы проводит линию на объединение усилий и действий государств региона, провозглашается свободный доступ европейской молодежи к интеллектуальным ресурсам стран — членов Совета, чтобы впоследствии это способствовало решению проблемы нехватки высококвалифицированных кадров. Так, Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций от 14 декабря 1959 г. была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 июня 1999 г. № 149-ФЗ. Она вступила в силу для нашей страны с 18 октября 1999 г. Конвенция предусматривает, в частности, что академическое признание университетской квалификации, полученной за границей, позволяет ее обладателю:
- продолжать курс обучения в университете;
- по его завершении сдавать экзамены, требуемые для получения следующей степени, включая докторскую, на тех же условиях, которые существуют для граждан государства, ратифицировавшего данную Конвенцию, в тех случаях, когда прием для прохождения такого курса обучения и допуск к экзаменам зависят от наличия аналогичной национальной университетской квалификации;
- использовать ученое звание, присвоенное иностранным университетом, с указанием его происхождения.
Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты от 11 декабря 1953 г., вступившая в силу для Российской Федерации 17 сентября 1999 г., устанавливает, что учащимся, успешно завершившим среднее школьное образование на территории одной из стран — членов Совета Европы, должны быть предоставлены все возможности для поступления по своему выбору в университет, расположенный на территории других государств, входящих в указанную организацию. В этих целях все государства, подписавшие и ратифицировавшие данную конвенцию, взаимно признают эквивалентность дипломов, являющихся документами об образовании, необходимых для приема в аналогичные учебные заведения.
Наиболее интересным и актуальным в сегодняшних условиях для нашей страны международно-правовым документом в области образования является Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация), подписанная 19 июня 1999 г. министрами образования европейских стран. Она предусматривает необходимость координации политики в целях достижения в пределах первой декады третьего тысячелетия следующих результатов:
1) принятия системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
2) формирование многоуровневой системы высшего образования (преимущественно двухступенчатой — бакалавриат и магистратура);
3) внедрение системы зачетных баллов (кредитных единиц);
4) развитие академической мобильности для студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала;
5) создания эффективной системы контроля качества высшего образования.
Международные договоры могут заключаться как в рамках международных организаций, так и вне их. Российская Федерация заключила международные договоры и соглашения о сотрудничестве в сфере образования со многими странами. Предметом таких договоров являются различные вопросы:
- признание и установление эквивалентности документов об образовании;
- развитие академических обменов, обучение иностранных граждан в российских образовательных учреждениях профессионального образования;
- развитие совместных научных исследований и образовательных программ.
Большое внимание уделяется вопросам образования в документах Содружества Независимых Государств. В подписанной государствами — участниками СНГ Конвенции о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. устанавливаются обязательность и бесплатность начального и основного общего образования. В рамках Содружества был разработан ряд модельных законов СНГ в области образования, которые должны приниматься за основу при формировании национальных образовательных законодательств государств-участников. Модельные законы принимаются Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.
Модельный закон от 3 апреля 1999 г. «Об образовании» имеет наиболее существенное значение для формирования международно-правовых актов СНГ и национальных законодательств в данной сфере. В нем разработан адекватный понятийный аппарат, установлена система образования, определены основы правового статуса участников образовательного процесса, зафиксированы гарантии доступности образования. 4 декабря 2004г. были приняты три модельных закона СНГ в образовательной сфере — «О внешкольном образовании», «О дошкольном образовании» и «О статусе учителя». Модельный закон от 7 декабря 2002 г. «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» содержит дополнительные гарантии реализации права на образование лиц из числа соответствующих социальных категорий.
В рамках СНГ был заключен целый ряд многосторонних соглашений по вопросам образования. Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. предусматривает взаимное признание права граждан государств, входящих в Содружество, на получение образования на территории государства своего постоянного проживания. Заключаются и другие многосторонние и двусторонние договоры и соглашения, такие, как: Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г. и др. Если государство является одновременно участником и многостороннего, и двустороннего договоров (соглашений) и при этом устанавливаемые ими обязательства различаются, то коллизии разрешаются в пользу двусторонних соглашений.