Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления

Прочность конституционного строя в большой степени зависит от того, как организована государственная власть. Конституция относит к основам конституционного строя такие качества и свойства власти как суверенитет России, разделение властей, закрепленный Конституцией перечень органов государственной власти, а также необходимость местного самоуправления.

1. Суверенитет России означает верховенство и независимость государственной власти.

Верховенство власти не является абсолютным, так как она должна быть подчинена Конституции и законам. Верховенство выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы. Только государственная власть обладает монополией на легальное применение насилия.

Независимость власти означает, что только она сама принимает нормативные акты и обеспечивает правопорядок. Эта самостоятельность власти означает и отсутствие зависимости от других государств.

2. Разделение властей закрепляется ст. 10 Конституции, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Важность принципа разделения властей выражается в том, что он препятствует концентрации власти в одних руках, которая всегда приводит к произволу власти и диктатуре. Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем.

Во-первых, у каждой ветви власти своя компетенция и они не дублируют друг друга. Законодательная власть (парламент) – принимает законы; исполнительная власть (правительство) – их реализует, исполняет; судебная власть – является арбитром, осуществляет правосудие.

Во-вторых, ни одна из трех ветвей власти не возвышается над другими. Власть делится «по горизонтали», чтобы исключить подчинение одной ветви другим ветвям власти.

В-третьих, ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью.

В-четвертых, ветви власти независимы, но не изолированы друг от друга. Они являются частями единой государственной власти и не могут функционировать без других ветвей власти (если удалить исполнительную власть, то законы, принимаемые парламентом, некому будет реализовывать, так же, как если удалить парламент, то правительству нечего будет исполнять).

В-пятых, для избегания перенесения центра властных решений на какую-либо ветвь власти существует система сдержек и противовесов между ветвями власти, не позволяющая нарушить властный баланс.

В-шестых, споры о компетенции между властями должны решаться только через правовую процедуру Конституционным Судом.

3. Ст. 11 Конституции закрепляет перечень федеральных органов государственной власти, который является исчерпывающим, то есть не допускается создание каких-либо других органов власти. Согласно Конституции государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ.

4. Согласно ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление – это публичная, но не государственная власть, а власть народа на местах для решения вопросов местного значения. То есть это возможность граждан на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства государства, что является одним из условий существования гражданского общества. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно.

Контрольные вопросы

1. Что такое конституционный строй, и какое государство называется конституционным?

2. Что такое гражданское общество и существует ли оно в современной России?

3. Назовите конституционные характеристики Российского государства.

4. Что является политическими основами конституционного строя?

5. Что является экономическими и социальными основами конституционного строя?

6. Назовите духовные основы конституционного строя.

7. В чем смысл разделения властей?

8. Назовите принципы разделения властей.

Темы рефератов

1. Российская Федерация – социальное государство.

2. Конституционные гарантии единства экономического пространства Российской Федерации.

3. Конституционные основы разделения государственной власти в России.

4. Многопартийность как основа конституционного строя.

5. Конституционно-правовые аспекты идеологического многообразия в Российской Федерации.

6. Конституционные основы светского государства.

7. Конституционно-правовой статус религиозных объединений в России.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г.). Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1994 г. № 13. Ст. 1147.

3. Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1997 г. № 9. Ст. 1011.

4. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (в редакции от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 29. Ст. 2757.

5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (в редакции от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22.05.1995 г. № 21. Ст. 1930.

6. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ (в редакции от 22 октября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 29.09.1997 г. № 39. Ст. 4465.

7. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в редакции от 22 декабря 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15.01.1996 г. № 3. Ст. 145.

8. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ, № 168-ФЗ (в редакции от 24 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16.07.2001 г. № 29. Ст. 2950.

9. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ (в редакции от 4 ноября 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18.10.1999 г. №42, ст. 5005.

10. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.

11. Витрук Н. В. Конституционные ценности: вопросы теории и практики // Конституция Российской Федерации и развитие современной государственности: Материалы международной научно-практической конференции (3 – 4 октября 2008 г.). Саратов. 2008.

12. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М. Юристъ, 2001. – 520 с.

13. Конституционное право России / Под редакцией Б. С. Эбзеева. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 671 с.

14. Кравец, И. А. Верховенство Конституции – принцип конституционализма / И. А. Кравец // Журнал российского права. 2008г. № 2.

15. Карпушкин, А. В. Конституционные основы взаимоотношений государства и религиозных объединений в России / Пенза: Изд-во ПГУ, 2010, 212 с.

16. Лушникова, М. В., Лушников, А. М. Курс права социального обеспечения (2-е изд., доп.). / М. В. Лушникова, А. М. Лушников. – М.: Юстицинформ, 2009.

17. Мамонтов, В. В. Конституционный строй РФ: понятие, основы, гарантия / В. В. Мамонтов // Государство и право. – 2004. - № 10.

18. Чиркин, В. Е. Конституционное право России. Учебник. 4-е изд. Перераб. и доп. / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2006. 447 с.

19. Чиркин, В. Е. Конституция и социальное государство / В. Е. Чиркин // журнал российского права. 2008г. № 12.

20. Эбзеев, Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе РФ / Б. С. Эбзеев. – М.: ЮРЛИТ, 2005. – 567 с.

Наши рекомендации