Дееспособность несовершеннолетних граждан

Такой дееспособностью наделены несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и малолетние в возрасте от 6 до 14 лет. Неполная (частичная) дееспособность характеризуется тем, что за гражданином признается право приобретать и осуществлять своими действиями не любые, а только некоторые права и обязанности, прямо предусмотренные законом.

Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних характеризуется иногда как ограниченная. Представляется, что ограничить можно то, что уже имеется у субъекта права. Если же закон признает за несовершеннолетним дееспособность не в полном объеме, то в этом нельзя усмотреть ограничения, ибо он большим объемом дееспособности до этого не обладал.
Не случайно Основы гражданского законодательства[141], ГК РСФСР[142] и действующий ГК РФ понятием "ограниченная дееспособность несовершеннолетних" не пользуются. В законе речь идет о том, что несовершеннолетним предоставляется какая-то часть от полной дееспособности. Правда, эта часть может быть при определенных условиях ограничена. Но в таком случае будет ограничено (уменьшено) то, что несовершеннолетний уже имел. Объем (содержание) неполной (частичной) дееспособности несовершеннолетних зависит от их возраста.

Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет достаточно широк. Они могут приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности либо самостоятельно (в указанных законом случаях), либо с согласия родителей (усыновителей, попечителя).

С согласия родителей (усыновителей, попечителя) несовершеннолетний в возрасте от 14 до
18 лет может совершать разнообразные сделки (продать или купить имущество, принять или сделать подарок, заключить договор займа и т.п.) и совершать иные юридические действия, в частности заниматься предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 27 ГК). Волю в такого рода сделках и иных действиях выражает сам несовершеннолетний. Согласие родителей, усыновителей или попечителя, как предусмотрено п. 1 ст. 26 ГК, должно быть выражено в письменной форме. Несоблюдение этого требования является основанием для признания сделки, совершенной несовершеннолетним, недействительной (ст. 175 ГК). Однако допускается последующее письменное одобрение сделки указанными выше лицами (родителями, усыновителями, попечителем).

Устанавливая, что несовершеннолетние могут совершать сделки с согласия родителей, закон не имеет в виду непременное согласие обоих родителей: достаточно согласия одного из них, поскольку российское семейное законодательство исходит из принципа полного равенства прав родителей по отношению к детям. То же надо сказать об усыновителях: требуется согласие не обоих усыновителей (если их двое), а одного из них.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, т.е. независимо от согласия родителей (усыновителей, попечителя), распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. Указанное право – наиболее существенное из входящих в объем частичной дееспособности лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Поскольку несовершеннолетние согласно трудовому законодательству вправе вступать при определенных условиях в трудовые правоотношения, они должны иметь возможность распоряжаться вознаграждением, полученным за труд. То же касается стипендии и иных доходов (например доходов от предпринимательской деятельности, гонораров за использование произведений и т.п.).

По смыслу закона несовершеннолетний вправе распорядиться и накопленным им заработком (независимо от суммы), а также вещами, приобретенными на заработок. Путем толкования закона (пп. 1 п. 2 ст. 26 ГК) можно сделать вывод, что несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может распоряжаться не только полученным заработком, стипендией или иными доходами, но и теми, на получение которых он имеет право, т.е. совершать сделки в кредит.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять авторские и изобретательские права: заключать авторские договоры с целью использования созданных ими произведений, требовать выдачи патента на изобретение и т.д. Полученным гонораром или иным вознаграждением несовершеннолетний распоряжается самостоятельно.

Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет выражается также в их праве самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. В данном случае имеются в виду сделки, совершаемые несовершеннолетними за счет средств родителей (усыно-вителей, попечителя или других лиц), но не за счет своего заработка, стипендии, иных доходов, ибо заработок, стипендию, иные доходы они могут расходовать самостоятельно, совершая любые, а не только мелкие бытовые сделки. Под бытовыми понимаются сделки, направленные на удовлетворение обычных потребностей несовершеннолетнего: приобретение продуктов питания, учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, парфюмерных товаров, ремонт одежды или обуви и т.п. По характеру они должны соответствовать возрасту несовершеннолетнего. Устанавливая, что подобные сделки должны быть "мелкими", закон имеет в виду относительно небольшую стоимость приобретаемых несовершеннолетним вещей и иных затрат.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими. Указанное право несовершеннолетних, как сказано в п. 2 ст. 26 ГК, осуществляется "в соответствии с законом". Несовершеннолетний вправе самостоятельно сделать вклад и в полной мере распоряжаться им, если он лично внес деньги на свое имя. Если же вклад внесен другим лицом на имя несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, или перешел к нему по наследству, то он вправе распоряжаться им только с письменного согласия родителей (усыновителей, попечителя).

Для характеристики объема частичной дееспособности несовершеннолетних в возрасте
от 14 до 18 лет необходимо указать на их право с 16 лет быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах. Вступив в кооператив, несовершеннолетний приобретает все, в том числе имущественные, права и обязанности в этой организации и может самостоятельно их осуществлять.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет считаются деликтоспособными, т.е. сами отвечают за имущественный вред, причиненный их действиями. Однако, если у несовершенно-летнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред в соответствующей части должен быть возмещен его родителями (усыновителями, попечителем), если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1073 ГК).

Дееспособность детей в возрасте от 6 до 14 лет выражается, во-первых, в том, что они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Эти сделки должны соответствовать возрасту ребенка (покупка хлеба, мороженого, тетрадей и т.п.) и предусматривать уплату незначительных сумм или передачу предметов, имеющих небольшую ценность. Естественно, что совершение указанных мелких бытовых сделок возможно, если ребенок способен сам выразить свое желание.

Во-вторых, дети в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (пп. 2 п. 2 ст. 28 ГК). В данном случае имеются в виду в пер-вую очередь сделки дарения, в соответствии с которыми малолетний получает какую-то ценность (вещь, деньги) в дар, т.е. получает "безвозмездную выгоду". В законе прямо не указывается на предельную ценность подарка, передаваемого малолетнему, но по смыслу закона она не должна превышать разумную стоимость с учетом возраста одаряемого. Представляется, что в иных случаях дарение может быть совершено с согласия родителей, усыновителей, опекуна малолетнего.

Безвозмездное получение малолетним выгоды возможно и при получении им какой-либо вещи в безвозмездное пользование. Представляется, что с учетом возраста ребенка на данные отношения не могут распространяться все нормы, регулирующие безвозмездное пользование, например правила о выполнении ссудополучателем капитального ремонта вещи, переданной ему в безвозмездное пользование (ст. 695 ГК).

В-третьих, малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия послед-него третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. В данном случае речь идет о весьма значительном расширении дееспособности малолетних в возрасте от 6
до 14 лет по сравнению с ранее действовавшим ГК РСФСР 1964 г. По смыслу пп. 3 п. 2 ст. 28 ГК малолетнему могут быть предоставлены не только для определенной цели, но и для "свободного распоряжения" денежные средства или иное имущество любой ценности, причем закон не указывает, что свободно распоряжаться ими малолетний может только путем совершения мелких бытовых сделок. Следовательно, за ним признано право распоряжаться переданными ему средствами по своему усмотрению, свободно, путем совершения любых сделок.

Эмансипация

Эмансипации (лат. emancipatio – раскрепощение) – юридическая процедура, посредством которой лицо в обход общего правила п. 1 ст. 21 ГК приобретает полную дееспособность до наступления совершеннолетия и вне связи со вступлением в брак (п. 2 ст. 21 ГК). Эмансипация возможна при наличии ряда юридических фактов, образующих фактический состав: а) достижение лицом 16 лет; б) выполнение им трудовой (предпринимательской) функции; в) согласование вопроса об эмансипации с родителями (усыновителями) или попечителем несовершеннолетнего;
г) подача заявления об эмансипации в компетентный орган; д) принятие последним решения об эмансипации (п. 1 ст. 27). Обязательные предпосылки эмансипации – достижение возраста 16 лет и осуществление трудовой (предпринимательской) функции, в процессе осуществления которой несовершеннолетний должен доказать свою социальную зрелость для досрочного получения полной дееспособности. Доказательством таковой могут и должны считаться также его членство и работа в производственном кооперативе (с учетом абз. 6 п. 2 ст. 26 ГК, а также особенностей
гл. VI Закона о производственных кооперативах), а потому правило абз. 1 п. 1 ст. 27 в этой части подлежит распространительному толкованию. О необходимой и достаточной продолжительности трудовой (предпринимательской) деятельности не сказано, поэтому в каждом случае она индивидуальна, доказательство ее наличия – трудовой договор (контракт) или регистрация несовершеннолетнего предпринимателя, а с учетом сделанного дополнения – его членство и работа в производственном кооперативе; возможны и иные доказательства (например, объем заработанных средств за период работы по трудовому договору или занятия предпринимательством, прочие достижения в труде или бизнесе).

Инициатором эмансипации может быть любое лицо, заявителем – сам несовершеннолетний
(п. 1 ст. 287 ГПК), при этом родители (усыновители) или попечитель должны высказать свое отношение к эмансипации, что предрешает вопрос об органе, рассматривающем вопрос по существу. Если оба родителя (усыновителя) или попечитель (а если их несколько – все попечители) дают согласие на эмансипацию, таковым является орган опеки и попечительства (ст. 34 ГК), а сама эмансипация является административной. Если же оба родителя (усыновителя), один из них или попечитель (хотя бы один из нескольких попечителей) не дают согласия на эмансипацию, таковым является суд, а сама эмансипация является судебной и осуществляется в порядке особого производства с участием заявителя, родителей или усыновителей (одного из них) либо попечителя (всех попечителей или уполномоченного попечителя), представителя органа опеки и попечительства и прокурора (подп. 5 п. 1 ст. 262, гл. 32 ГПК). И административный орган, и суд могут положительно или отрицательно решить вопрос об эмансипации, отказ может быть даже в условиях согласия обоих родителей (усыновителей), и едва ли есть сомнения в том, что веской причиной отказа может стать возражение одного, а тем более двух родителей (усыновителей).
С момента вступления в силу решения об эмансипации несовершеннолетний приобретает полную дееспособность, однако он не может осуществлять те права и обязанности, для которых установлен возрастной ценз (п. 16 Постановления ВС и ВАС № 6/8). Так, он не может быть усыновителем, так как от последнего требуется не полная дееспособность, а именно совершеннолетие (п. 1 ст. 127 СК, п. 7 Постановления ВС № 9). Эмансипация прекращает попечительство (п. 3 ст. 40 ГК).

Согласно п. 2 ст. 27 с момента эмансипации несовершеннолетний отвечает по своим обязательствам самостоятельно без субсидиарной поддержки других лиц, однако поскольку ответственность, о которой здесь говорится, только и возможна в отношении обязательств из причинения вреда (ст. 26 ГК), от слов "в частности" и последующего уточнения стоит отказаться. Родители (усыновители) и попечитель не отвечают по всем деликтным обязательствам эмансипированного – как возникшим до, так и после его эмансипации (п. 3 ст. 1074 ГК), поэтому эмансипация – способ освобождения соответствующей категории субсидиарных ответчиков от ответственности, в том числе уже имеющей место, который не соответствует интересам потерпевшего (в условиях настоящей редакции ст. 27 факт эмансипации основного должника не гарантирует эффективности его деликтной ответственности перед потерпевшим).

Наши рекомендации