Тенденции развития права в условиях глобализации

Глобализация – это процесс, который воздействует не только на мировую экономику, финансовую сферу, СМИ, но и на государственную и общественную жизнь, в том числе и право. Как отмечалось, в научной литературе процесс глобализации оказывает очень большое влияние на изменение некоторых государственно-правовых институтов, норм права и отношений на мировом и внутригосударственном уровнях, тем самым ускоряя процесс универсализации в области права. Следует отметить, что то, как глобализация воздействует на право, имеет кое-какие особенности. Во-первых, это разностороннее влияние и системное воздействие, а во-вторых, фундаментальность, сопряженная с радикальным характером влияния глобализации не только на право, но и на процесс его развития. Поэтому многие ученые отмечают, что данную область в ближайшее время ждут кардинальные изменения. Также кроме вышеперечисленных особенностей есть еще и другие, более четко отражающие существующую реальность.

В связи с этим, возникает целый ряд вопросов: каковы пути и формы влияния процесса глобализации на право?; в каких направлениях проявляется ее воздействие? и так далее. Западные ученые, отвечая на подобные вопросы, выявили три основных направления ее воздействия на право:

воздействие глобализации на характер отношений, возникающих между национальными правовыми системами, которые, в настоящее время уже недостаточно исследовать каждую в отдельности из-за их интенсивного взаимодействия друг с другом, а необходимо рассматривать их в общей системе. На сегодняшний день теории, основывающиеся на «самодостаточности внутригосударственного права» и направленности международного публичного права на регулирование только внешних связей, возникающих между различными государствами, перестали быть актуальны и идут в разрез с действительностью.

воздействия глобализации на право и на его теорию в области англосаксонского права, чьим основным направлением стало акцентирование внимания на проблемах мирового (глобального) правопорядка.

воздействие глобализации не столько на право, как явление, сколько на его теорию и соответствующую методологию. При этом ученые не без оснований считают, что под влиянием процесса глобализации с неизбежностью будут «видоизменяться» старые правовые теории и возникать новые «правовые модели», в основу которых будет «заложена» новая правовая культура, идеология, а также новая методология познания окружающей человека правовой среды [2, с. 282].

Здесь также следует обратить внимание на изменения в праве, которые происходят под воздействием глобализации, влияющей на изменение сущности права как феномена. Глобализационные процессы все более активно проявляют себя в качестве регулятора общественных отношений не только на национальном, но и на надгосударственном уровне, изменяя, при этом, социальную сущность права.

Например, в советский период сущность права представлялась в классовом ключе, то есть как выражение, защита и закрепление интересов господствующих классов, то сейчас в эпоху российского права она трактуется как выражение общечеловеческих, интересов.

Процесс глобализации оказывает влияние еще и на его источники права. Оно проявляется на всех уровнях существования правовой материи, то есть на глобальном, региональном и национальном. На первых двух уровнях это связано в основном с правотворчеством надгосударственных и международных институтов, а на национальном уровне - с деятельностью государства. На современном этапе, как доказывает практика, больше всех воздействию со стороны глобализации подверглись источники регионального и национального права. Примером тому может служить процесс становления и развития в период после окончания Второй мировой войны различных источников права Европейского Союза - таких, как учредительные договоры; договоры, вносящие изменения и дополнения в учредительные документы; договоры о присоединении новых государств к Европейскому Союзу; прецеденты, создаваемые Европейским судом справедливости, и так далее.

Если же говорить о России, то примером является эволюция ее источников права. То есть широкое использование в различных отраслях права правового договора как источника права; фактическое признание и применение судебных прецедентов в качестве источника права; появление в системе нормативно-правовых актов указов Президента; закрепление в Конституции 1993 года положения о том, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» и что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15, п. 4) [3, с. 7].

К тому же, данный процесс оказывает особое влияние на процессы правотворчества, правоприменения и правоохранения, так как в данные виды деятельности государственных органов происходит вовлечение межнациональных, надгосударственных и региональных институтов.

Для более глубокого и всестороннего познания права, которое существует и функционирует в условиях нарастающего процесса глобализации мира, важное значение имеет выявление и рассмотрение основных тенденций его развития. Здесь следует сделать акцент на вопросы «правовой материи», которые позволят определить не только ее состояние в настоящем, но и перспективы, а также общее направление развития права в будущем.

Так как тенденции развития права, как известно, весьма многочисленны и разнообразны, их следует классифицировать на основе разных критериев и изучать их не в общем, а дифференцированно, в зависимости от их принадлежности к тем или иным группам.

Такими критериями могут быть, например, формы и степень проявления тех или иных тенденций (ярко выраженные тенденции, формирующиеся и т.д.), уровни их проявления (глобальный, региональный, национальный), сферы жизни, отрасли или институты права, в пределах которых возникают и развиваются те или иные тенденции, и другие.

Среди тенденций глобального и регионального уровней особо следует выделить, тенденцию универсализации и унификации права [4, с. 146].

Основой возникновения и развития этой, собственно говоря, как и других, ей подобных тенденций лежит объективный процесс интеграции мировой экономики, финансов, средств массовой информации, который не мог не отразиться как на эволюции права в целом, так и на формах и способах его дальнейшего развития.

Конечно, мнение большинства ученых о том, что универсализация права, которая проявляется в стремлении выработки общего, всеобъемлющего подхода к праву, и его унификация, означающая «введение в правовые системы государств единообразных норм», - явления далеко не новые в государственно-правовой жизни различных стран [5, с. 21]. «Формирование и развитие права (от его примитивных до современных развитых форм)», - писал по этому поводу В. С. Нерсесянц, при учете всех существующих особенностей внутригосударственных систем права по сути своей представляют собой «историю его все большей универсализации и унификации, историю движения ко все более глобальному праву», и эти «исторически прогрессирующие свойства и характеристики развивающегося права находят свое выражение, закрепление и осуществление как в отдельных национально-государственных системах права, так и в международном праве» [6, с. 40].

Хотя универсализацию и унификацию права можно проследить почти на всех исторических этапах эволюционного развития государственно-правовой материи, в условиях глобализации они проявляют скорее взрывной, революционный характер.

Поэтому многие правоведы характеризуют процесс глобализации как «макромасштабный, многоплановый», хотя и «внутренне противоречивый процесс нарастания общего в элементах мировых экономической, социальной и правовой систем».

Наиболее ярко тенденция универсализации и унификации права можно лицезреть на глобальном и региональном уровнях в сфере торговли, бизнеса, финансов и так далее.

Несомненно, степень развитости данной тенденции в разных регионах в силу целого ряда объективных причин не может быть одинаковой. Например, она не может быть одинакова хотя бы в силу того, что в них различный уровень интеграции. Так, в пределах Европейского Союза интеграция на данное время во всех сферах жизни этого сообщества достигла весьма высокого уровня, то в пределах других регионов, к примеру, в СНГ, она находится на весьма незначительном уровне.

Если говорить о глобальном уровне, то, основываясь на мнении большинства ученых-правоведов считающих, что интеграция является неотъемлемой и важной частью глобализации, можно сделать вывод о том, что каков уровень всемирной интеграции, таковым будет и уровень глобализации мира, а вместе с тем - степень развития и проявления тенденции универсализации и унификации права. Без сомнения при этом нужно исходить не из среднего статистического показателя, а из факта неравномерности развития данных явлений в различных регионах мира.

Также особое внимание следует обратить на тенденцию усиления роли и значения судейства и его источников в виде прецедента и судебной практики.

В научной литературе часто встречается мнение, что по мере развития процесса глобализации право становится все более сложной системой. Отсюда следует, что и предусмотреть все в нем нельзя, поэтому и возрастает роль судебной практики в решении ряда вопросов.

Вследствие этого в западной юридической литературе в последние годы усиленно разрабатывают концепцию формирования единой глобальной юриспруденции, целью которой является, с одной стороны, содействие процессу универсализации и унификации права на глобальном и региональном уровнях, а с другой - стремление к сохранению правовых основ национальной и локальной культуры.

Основываясь на концепции: «глобальная экономика вызывает появление глобальных споров», так как «товары производятся в одних странах, а продаются и покупаются совсем в других», исследователи с запада на этой основе не только пытаются сформировать глобальную юриспруденцию, но и развить идеи о создании глобального сообщества судов. Такое сообщество должно быть сформировано, прежде всего, на принципах: «сдержек и противовесов» между различными судебными инстанциями; признании «позитивного конфликта», смысл которого заключается в том, что при разрешении спора в судебном порядке стороны идут навстречу друг другу путем взаимных уступок, сохраняя и укрепляя при этом основы своих взаимоотношений; плюрализма и легитимации различных подходов, используемых судами при разрешении тех или иных споров и рассмотрении конкретных дел; и принципе, согласно которому судебные инстанции при рассмотрении уголовных или административных дел отдают предпочтение скорее методам «убеждения и побуждения», нежели методу принуждения. По мере усиления роли и значения судов неминуемо повышается значимость формируемых ими прецедентов и других форм судейского права [7, с. 400].

В итоге, переступив порог нового тысячелетия человечество должно переосмыслить множество фундаментальных ценностей общественного сознания и серьезно заняться поиском гарантий устойчивого развития и правовой регламентации общественного бытия в условиях постепенного исчезновения границ между пространством и временем, между людьми и народами. Понятия «глобализация», «универсализация», «интернационализация права», «международный правопорядок», «международный терроризм и борьба с ним» и многие другие требуют не только гносеологического, но и глубокого юридического и политологического переосмысления, такого сопоставления с основополагающими принципами демократического правового государства, которое помогло бы определить критерии устойчивого и цивилизованного развития, рамки плодотворного международного сотрудничества в условиях новой действительности»[8, с. 27].

Наши рекомендации