Классификации организационных структур управления (ОСУ)
Организационная структура управления – это структура, в которой протекают все управленческие процессы, предполагающие участие менеджеров всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Ключевые понятия организационных структур управления:
1) элементы (звенья) – это отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), отдельные службы, органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности:
- в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства и т. п.;
- исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организацией, мотивацией и контролем;
2) уровни – это совокупности организационных элементов, ответственных за достижение целей одного уровня (высший уровень менеджмента (топ-менеджеры), средний уровень менеджмента, низший уровень менеджмента);
3) полномочия– линейные, штабные, функциональные;
4) связи (отношения):
- горизонтальные связи – это связи кооперации и координации равноправных звеньев управления, которые носят характер согласования и взаимодействия подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих проблем;
- вертикальные связи – это субординационные, иерархические связи руководства и подчинения, необходимость в которых возникает при наличии нескольких уровней управления:
вертикальные линейные связи – это связи подчинения по всему кругу вопросов, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осу-ществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления;
вертикальные функциональные связи – это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления, в зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер;
- инвариантные связи – это связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации;
- вариабельные связи – это связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики, что проявляется в изменении содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.
Организационная структура позволяет организации:
избежать хаоса и неопределенности – работники понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать, а руководители различных подразделений представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений;
эффективно взаимодействовать с внешней средой;
продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников, устанавливать четкие взаимосвязи между отдельными подразделениями, распределять права и ответственность;
избежать политиканства и фаворитизма в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе;
удовлетворять потребности клиентов;
достигать своих целей с высокой эффективностью.
Признаки эффективной организационной структуры:
структура соответствует стратегическим целям организации;
структура соответствует среде функционирования организации;
отсутствие противоречий между элементами оргструктуры;
сведение к минимуму или регулирование влияния индивидуального поведения в организации, структура обеспечивает согласование людей, входящих в организацию, с ее требованиями, а не наоборот;
структура помогает осуществлять властные функции (структуры устанавливают или определяют, какие позиции являются главными и определяющими с точки зрения иерархии), в которых принимаются решения (направление потока информации для принятия решений главным образом определяется структурой) и в которых выполняется деятельность организации (структура является местом действия организации).
Рассмотрим различные классификации организационных структур управления субъектов предпринимательской деятельности, использование которых позволит более четко ориентироваться среди их многообразия.
Классификация оргструктур:
- по внешнему виду иерархии;
- по видам дробления при департаментализации организации;
- по степени централизации;
- по степени сложности;
- по степени детализации и по степени реагирования на внешнюю среду.
Исходя из обозначенных признаков, получены следующие классификации:
1. Классификация организационных структур управления по внешнему виду иерархии.
1)Моно-административная – иерархия, в которой у каждого исполнителя имеется один прямой начальник. Иногда допустимо существование нескольких функциональных руководителей, но все они работают на постоянной основе, т.е. у одного и того же подчиненного не могут меняться начальники.
2)Поли-административные (например, матричные) - организационные структуры, отличаются тем, что у конечных исполнителей всегда имеется не менее двух руководителей, каждый из которых осуществляет прямое руководство на постоянной или временной основе.
2. Классификация организационных структур управления по видам дробления при департаментализации организации:
1) Дробление без специализации;
2) Дробление по функциям;
3) Дробление по видам продукции, по территориальному местоположению и по группам клиентов.
Дробление без специализации – дробление в виде разделения структурного блока на несколько (у каждого вновь образованного структурного блока, исходя из определения, появляется свой руководитель).
Например, дробление всей массы рабочих на бригады (см. рис. 3.1) происходит на уровне бригадиров.
Рис.3.1.Пример дробления без специализации.
Дробление по функциям - вид дробления, который осуществляется с целью формирования служб и структурных подразделений, специализирующихся на выполнении каких-либо определенных функций (рис. 3.2).
Дробление по видам продукции, по территориальному местоположению и по группам клиентов применяется в случае невозможности по какой-либо причине объединить структурные подразделения, занимающиеся однотипными функциями в одно (рис. 3.3).
По территориальному признаку обычно происходит дробление на филиалы. Дробление по группам клиентов бывает необходимо, если предприятие реализует продукцию настолько сильно различающимся группам потребителей (например, по доходу или по вкусу), что может потребоваться создание не только отдельных подразделений отдела маркетинга, но даже разных производств и под разными марками.
Рис.3.2. Дробление по функциональному признаку.
Рис.3.3.Дробление по типу изготовляемой продукции
3. Классификация организационных структур управления по степени централизации:
1) централизованные;
2) децентрализованные.
Централизованное предприятие - это предприятие, на котором сосредоточение основной власти находится на высшем уровне управления.
Децентрализованное предприятие - это организация, на которой все уровни управления, в том числе и исполнительный, активно участвуют в управлении ей.
Чрезмерная централизация на предприятии ведет к тотальной зависимости функционирования организации от деятельности высшего уровня управления. Это приводит к тому, что, стоящие на более низких уровнях иерархии, сотрудники становятся только лишь проводниками и исполнителями их воли. В результате, с их стороны не поощряются новаторство и свободомыслие.
Но, в то же время, и для топ-менеджеров это чревато серьезными последствиями, такими, как:
- большие перегрузки, из-за чего происходит снижение эффективности работы;
- появление необходимости заниматься оперативным управлением и т.п.
Децентрализация позволяет решить данные проблемы. При осуществлении делегирования полномочий (а именно этот процесс лежит в основе децентрализации) необходимо вместе с дополнительной ответственностью передавать своим подчиненным соответствующие ей права, а также следует адекватно повысить заработную плату, как компенсацию за более сложную и напряженную работу. Пренебрежение данными процедурами может поставить по удар все мероприятия по улучшению функционирования организации или, более того, способно полностью парализовать всю ее работу.
4 Классификация организационных структур управления по степени сложности:
1) Простейшие:
- базовые;
- производные.
2) Сложные:
- классические;
- сборные или конгломераты (сочетающие несколько видов классических).
Различают два вида основных организационных структур управления: основные базисные и основные производные. Основными базисными организационными структурами управления являются:: "лента"; "круг"; "колесо". Для удобства анализа, будем отталкиваться от предположения, что все элементы схем - структурные единицы.
Схема "лента" (рис. 3.4) предполагает, что все сотрудники используют только прямую и обратную линейные связи
Рис.3.4. Основная базисная ОСУ "лента".
В схеме "круг" (рис. 3.5), в отличие от "ленты", не прослеживается четкой линейной взаимосвязи между ее структурными элементами. У элемента "Исполнитель 3" не один, а два непосредственных (линейных) начальника.
Рис.3.4. Основная базисная организационная структура управления "круг"
Например, Руководитель - это Директор Проектного бюро строительной компании, Исполнитель 1 - Ответственный директор по проекту жилого дома нового типа, Исполнитель 2 - Руководитель Отдела архитекторов, Исполнитель 3 - профессиональный Архитектор.
Как правило, эта структура носит временный характер, т.к. Исполнитель 1 назначается только на время выполнения задания, а после этого он или возвращается на свое прошлое рабочее место, или его переводят на другой проект.
Схема "колесо"(рис. 3.5) отличается от всех предыдущих схем наличием такого элемента, как "консультант". С целью наиболее наглядной демонстрации схемы функционирования данной оргструктуры, заменим всех консультантов одним. В этом случае схема будет выглядеть так, как изображено на Рис. 3.6.
Рис.3.5. Основная базисная организационная структура управления "колесо"
Рис.3.6. Упрощенная основная базисная организационная структура управления "колесо"
Помимо основных базисных организационных структур управления, выделяют два вида основных производных (от базисных) оргструктур:
- схема "звезда";
- схема "иерархическая".
Схема "звезда"(рис. 3.7) интересна тем, что в ней между исполнителями не возникает никаких связей. Такая схема позволяет сохранять конфиденциальность и независимость функционирования от остальных каждого из исполнителей.
Рис.3.7.Основная производная схема "звезда"
Подобная схема может иметь место, например, на предприятиях, имеющих свои торговые представительства в различных регионах.
"Иерархическая" схема (рис. 3.8) функционирует аналогично схеме "лента", по сути дела, являясь ее дальнейшим развитием.
Все рассмотренные выше схемы организационных структур управления и основные базисные, и основные производные являются, как уже отмечалось ранее, теми элементами из которых выстраиваются ОСУ любой сложности. Любой элемент такой схемы может быть не только структурной единицей, но и структурным блоком, и даже структурным подразделением.
Рис.3.8. Основная производная схема "иерархическая"
5. Классификация организационных структур управления по степени детализации:
- подробные;
- глобальные.
Данная классификация применяется только при проведении системного анализа. Глобальные схемы ОСУ отражают строение организации только на уровне структурных подразделений (т.е. не выделяют конечных исполнителей). Например, схема, отражающая структуру предприятия с большим количеством филиалов без приведения схем работы каждого из них в отдельности.
Все классические организационные структуры управления вошли в следующую классификацию:
6. По степени реагирования на окружающую среду:
1) Бюрократические;
- линейные;
- функциональные;
2) Адаптивные (органические);
- дивизионные;
- матричные.
Анализ классических организационных структур управления позволит значительно облегчить задачу исследования функционирования оргструктуры любого предприятия.