Юридическая наука и юридическое образование
Наука как деятельность, направленная на производство знаний, и система этих знаний находится в тесной связи и взаимодействии с образованием. Под образованием, в интересующем нас плане, понимается как направленная на получение знаний система подготовки учащихся в специально организованных образовательных заведениях, так и совокупность полученных в процессе этой подготовки знаний. И в том, и в другом случае образование, так или иначе, связано с наукой. Особенно эта связь проявляется при подготовке специалистов с высшим образованием.
Наука, как принято считать, исторически сформировалась позже образования, однако окончательное формирование науки на рубеже XVI–XVII вв. породило ее устойчивые взаимоотношения с образованием[45]. Современное образование, которое в европейских странах и США сформировалось в конце XVIII – начале XIX вв., тесно связано с развитием науки и научных учреждений[46]. Их взаимодействие обеспечивает такое развитие образования, которое базируется на глубоком постижении изучаемых объектов при постоянной опоре на достижения науки и на строго научном подходе к самому процессу обучения[47].
Юридическая наука, как отрасль научного знания, тоже тесно связана с образованием, в особенности с юридическим. Отталкиваясь от общего понимания образования, юридическое образование можно рассматривать как систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях и как совокупность знаний о государстве и праве, наличие которых дает основание профессионально заниматься юридической деятельностью.
Юридическое образование является составной частью образования, которое, как и наука, выступает в качестве определенного социального института. Как социальный институт, образование представляет собой довольно сложную систему, включающую в свой состав несколько компонентов. К их числу, в частности, относят:
1) образовательные программы и государственные образовательные стандарты, отличающиеся своим уровнем;
2) органы управления образованием, включающие сеть подведомственных им учреждений и организаций;
3) собственно образовательные учреждения: школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты, а также сеть учреждений, занятых повышением квалификации и подготовки преподавателей;
4) профессиональные ассоциации, общества, творческие союзы, методические и иные советы, прочие объединения специалистов, занятых повышением квалификации и подготовки преподавателей;
5) учреждения, входящие в инфраструктуры образования и науки: культурно-просветительные предприятия, производственные, проектные, медико-профилактические предприятия, типографии и т. д.;
6) учебники, учебно-методические пособия, предназначенные для преподавателей и учащихся;
7) журналы, ежегодники и другие периодические издания, пропагандирующие достижения научной мысли[48].
Не вдаваясь в подробности, отметим, что многие из этих компонентов присутствуют в системе юридического образования, в том числе и в нашей стране.
Юридическое образование возникло в глубокой древности в виде некоторых сведений о праве, которые включались в систему общего образования. Так, в школах Нижней Месопотамии (около 3000 г. до н. э.) обучали не только грамоте, но и умению составлять юридические или хозяйственные документы любого рода[49]. В Древней Греции право преподавалось в совокупности с философскими воззрениями тех или иных мыслителей: Платона, Аристотеля, Эпикура и др., а в школах стоиков обучали судебному красноречию.
Родиной первых специальных юридических образовательных учреждений считается Древний Рим. Первоначально знание права в Древнем Риме составляло прерогативу жрецов. Но в 254 г. до н. э. Тиберий Корунканий – первый верховный жрец из плебеев – нарушил эту традицию и объявил, что будет объяснять право каждому желающему. В I в. н. э. возникла первая частная юридическая школа, где профессиональные юристы читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с обучающимися. В IV–V вв. существовало уже несколько таких школ с четырехгодичным сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), в которых ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая и сочинения Папиниана и Павла.
В 533 г. император Юстиниан издал специальную конституцию о введении пятилетнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса.
Новый импульс юридическое образование получает в эпоху классического Средневековья, когда в конце XI в. в г. Болонье (Италия) возникает школа права, позже преобразованная в университет (1088 г.). В этом университете с середины XII в. обучались римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы. В XII–XV вв. в странах Западной Европы возникают и другие университеты, в которых ведущими были юридические факультеты и на которых студенты изучали преимущественно римское право. С конца XVIII в. в программы юридических факультетов стали включать также национальное право.
Современная система образования в европейских странах и США сформировалась, как уже было сказано, в конце XVIII – начале XIX вв. и формирование которой было тесно связано с развитием науки и научных учреждений[50].
В этот период сложились три варианта системы образования. К первому варианту относится модель исторически сложившаяся в континентальных европейских странах, в том числе в Германии, Италии, России и Франции. В этих странах образование является функцией правительства. Образовательная система создана и контролируется правительством. Ко второму варианту, прямо противоположному первому, относится образовательная модель Великобритании. Здесь образование является частным делом граждан. Правительство имеет мало отношения к образовательной деятельности. Третий вариант образования сложился на почве второго. Он представлен США. Здесь правительство (в особенности федеральное) воздерживается от непосредственного управления образованием. Эта функция передана другим, неправительственным формам самоорганизации общества на уровне штатов и местного самоуправления, а также частной инициативе. Вместе с тем правительство весьма активно поддерживает «демократический» характер управления образованием[51].
В настоящее время основной кузницей юридических кадров для самых различных звеньев государственного аппарата стали юридические факультеты университетов, а также специализированные юридические учебные заведения, учебные планы которых основной акцент делают на анализе национального законодательства, истории его возникновения и развития.
В России попытки преподавать юриспруденцию в качестве самостоятельного предмета обучения предпринимались с XVI в. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. В 1703–15 гг. в Москве существовало так называемое Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, и политика. В 1715 г. Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 г. была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 г.), для практического изучения юриспруденции при коллегиях. В 1725 г. состоялось открытие учрежденной Петром I Академии наук, на которую возлагалось две задачи: «науки производить» и обучать молодежь наукам. Было предусмотрено создание кафедры правоведения, а с 1726 по 1765 гг. в академическом университете преподавалась юриспруденция. В дополнение к ним в 1732 г. был открыт также Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции. Вместе с тем отсутствие российских профессоров (преподавание юриспруденции осуществлялось иностранными профессорами на немецком и латинском языках, которые были малопонятны слушателям) отрицательно сказывалось на университетском образовании. Большая часть слушателей не горела желанием получать университетское образование, в связи с чем из-за хронического недобора студентов в 1766 г. университет был закрыт.
26 апреля 1755 г. состоялось торжественное открытие Московского университета, в составе которого в 1756 г. был открыт юридический факультет, систематические лекции и занятия на котором начались с 1764 г. В XVIII – XIX вв. право преподавалось во всех университетах, основанных в России (в Харькове, Казани, Петербурге, Киеве, Одессе и др.). Более 80 российским юристам за этот период присудили ученые степени доктора или магистра прав.
В СССР основной формой подготовки юристов являлись юридические факультеты университетов с пятилетним сроком обучения. Вместе с тем ведущими кузницами юридических кадров считались Саратовский, Свердловский и Харьковский юридические институты с четырехгодичным сроком обучения, юридические факультеты Московского и Ленинградского государственных университетов, а также система заочного юридического образования, возглавляемая Всесоюзным юридическим заочным институтом, имевшим филиалы во всех крупных городах Российской Федерации. Учебный процесс был построен так, чтобы подготовить юриста широкого профиля, которого можно использовать в любой должности, требующей юридического образования, и вместе с тем имеющего глубокие знания в определенной области юридической деятельности.
Широкое развитие юридическое образование получило в современной России. В настоящее время подготовка юристов осуществляется в большом количестве как государственных, так и негосударственных учебных заведений, что, к сожалению, ведет к определенной девальвации юридического образования. Качество подготавливаемых в настоящее время вузами специалистов оставляет желать лучшего. Не случайно в современных условиях родился афоризм: «Юристов много, а работать некому». Не лучше обстоит дело с подготовкой и научно-педагогических кадров. Не секрет, что сегодня появилась немалая армия лжеученых – кандидатов и докторов наук, купивших ученые степени. В настоящее время ВАК РФ пытается «разрулить» ситуацию, связанную с псевдоучеными, однако те меры, которые предприняты ВАКом и Министерством образования и науки РФ носят половинчатый характер. Нужна более кардинальная реформа аттестации научных кадров. Коль скоро страна перешла на европейскую (болонскую) систему подготовки специалистов с высшим образованием, необходимо перейти и на европейскую систему подготовки научных кадров и упразднить в связи с этим никому не нужную степень кандидата наук. В противном случае все занятие наукой сводится в нашей стране к написанию сначала кандидатской, а затем докторской диссертации. Защитив докторскую диссертацию «ученый», как правило, перестает заниматься наукой, считая, что уже достиг ее «сияющих вершин». Освободив соискателей ученых степеней от написания и защиты двух диссертаций, наука может только выиграть, поскольку, защитив сначала магистерскую (в вузе), а затем докторскую диссертацию, молодой ученый будет иметь достаточно времени для подлинного и плодотворного занятия наукой. При этом должны быть предусмотрены меры, стимулирующие докторов наук к активному занятию наукой. В качестве таких мер может быть введена, например, система переаттестации научных кадров, согласно которой лица, имеющие ученую степень доктора наук, должны раз в несколько лет подтверждать свою ученую степень новыми научными работами. В противном случае они могут быть лишены этой ученой степени.
Как бы там ни было и в нашей стране, и в зарубежных странах подготовка специалистов с юридическим образованием в настоящее время ведется на базе современной юридической науки, основы которой, в принципе, должен знать каждый выпускник юридического вуза.