Тема 3. Административно-процессуальные отношения и производства
Вопросы:
1. Административно-процессуальные отношения
2. Административно-процессуальные производства и процедуры
3. Сферы применения административных процедур и административно-правовые режимы
1. Административно-процессуальные отношения
Административно-процессуальная деятельность регламентируется процессуальными нормами административного права и реализуется в административно-процессуальных отношениях.
Административно-процессуальные отношения возникают в ходе осуществления определенных процедур органов и лиц, наделенных государственно-властными полномочиями по правовому разрешению многочисленных индивидуально-конкретных и иных юридических дел в сфере публичного управления
Границы административно-процессуальной деятельности соответственно определяются таким образом, что в рамках административного процесса разрешаются не все управленческие дела, а только определенные, на которые распространяется установленный административно-процессуальными нормами процессуальный порядок. Различного рода действия материально-технического и организационного характера не относят к административному процессу. Они являются проявлением организационно-технических отношений, которые, тем не менее, требуют исследовательского внимания.
Административные процедуры как урегулированный правовыми нормами порядок действий сторон правоотношения, применяются в самых различных сферах государственной и общественной жизни – экономической, социальной, политической, экологической, международной. Это позволяет охарактеризовать этот вид административно-правовых отношений как административно-процессуальные отношения. Их основной юридически-отличительный признак – регулирование процессуальными нормами.
Отличительные черты административно-процессуальных отношений:
- носят управленчески-организационный характер;
- вторичны, производны от материальных административно-правовых отношений;
- основаны на административно-процессуальных нормах и являются результатом воздействия этих норм на общественные отношения;
- регулируют деятельность органов государственного управления и местного самоуправления, их должностных лиц по реализации возложенных на них полномочий, а также участие в административном процессе иных лиц;
- участники взаимосвязаны субъективными административно-процессуальными правами и обязанностями;
- носят волевой характер, т.к. посредством административно-процессуальных норм выражена государственная воля, а также их возникновение и развитие связано с волеизъявлением, по крайней мере одного из участников административно-процессуального отношения.;
- охраняются государством.
Общие признаки административного процесса, с учетом всего разнообразия административных процедур, могут быть дополнены специфическими:
- участие одного или нескольких органов исполнительной власти;
- рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий управленческих органов и должностных лиц;
- участие граждан и юридических лиц, в т.ч. как инициаторов процесса;
- наличие стадий процесса – подача иска, заявления, жалобы; сбор и оценка документальной информации; заслушивание сторон; принятие решений; обжалование решений; исполнение решений (контроль);
- юридическая формализация процесса и его стадий в специальных правовых актах.
Исходя их этого и дается определение административно-процессуального отношения – это вид охраняемого государством правового отношения, возникающего в сфере государственного управления, основанного на административно-процессуальных нормах, участники которого наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.
Структура административно-процессуального правоотношения включает субъект (участники), объект (поведение, действия субъекта и результаты этого поведения) и содержание, которое образуют субъективные право и юридическая обязанность субъектов.
Субъективное право – определенно-структурированная правовая возможность, которую образуют как минимум четыре элемента:
1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;
2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;
3) возможность прибегнуть к государственному принуждению (защите) в случае неисполнения другой стороной своей обязанности (притязание);
4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.
Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование.
Субъективная юридическая обязанность представляет собой как бы обратную сторону субъективного права, и также включает четыре элемента (отдельные долженствования):
1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;
2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;
3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований;
4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.
Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом.
Важно подчеркнуть, что юридическим содержанием административно-процессуальных правоотношений являются не сами реальные действия сторон, а лишь соответственно должные, т.е. предусмотренные законом.
Разновидности административно-процессуальных отношений устанавливаются в соответствии с видами административно-процессуальной деятельности, а также последующей классификацией по видам производств.
2. Административно-процессуальные производства и процедуры
Структура административного процесса включает совокупность производств положительного (позитивного), смешанного и юрисдикционного характера, охватывающих правотворческую и разнообразную правоприменительную деятельность органов исполнительной власти. Для лучшего усвоения данного положения проиллюстрируем данное положение (табл. 3):
Российский законодатель поставил правильные цели при установлении пределов современного правового регулирования отношений в сфере публичного администрирования: каждое управленческое действие должно осуществляться на основе стабильных и известных административно-правовых предписаний; обеспечение прозрачности деятельности государственных и муниципальных служащих, порядка принятия административно-правовых актов, осуществления управленческих действий; внедрение в деятельность публичной администрации демократических и эффективных административных процедур.
Таблица 3. Свойства административно-процессуальных видов деятельности
Виды административно-процессуальной деятельности | Свойства | ||
Направленность | Характер | ||
I | Административно-правотворческая | Позитивная, неюрисдикционная | Нормотворческий |
Административно-правонаделительная | Правопримени-тельный | ||
Административно-проверочная | Позитивно-негативная (смешанная) | ||
Административно-исполнительная | |||
II | Административно-юрисдикционная | Юрисдикционная (негативная для одной из сторон) |
Административные производства (табл. 4) отличаются по характеру управленческих, индивидуально-конкретных дел, особенностям правового статуса органов, их разрешающих, и некоторым другим юридическим параметрам. Основным критерием классификации производств административного процесса является характер управленческих и индивидуально-конкретных дел, складывающихся в сфере государственного управления.
Правомерно включать в структуру административного процесса те производства, которые имеют законодательное закрепление, а именно:
по принятию нормативных актов государственного управления;
по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления;
по административно-правовым жалобам и спорам;
по делам о поощрениях, об административных правонарушениях; по применению мер административного принуждения;
дисциплинарное, регистрационное, лицензионное, исполнительное производства.
Подходы к классификации производств могут быть различными. Например, по такому критерию классификации административных производств как характер функций управления В.А. Юсупов выделяет*:
1) учредительное производство (регулирующее порядок создания, реорганизации и ликвидации структур, комплектования личного состава аппарата управления);
2) производство по выработке актов планирования;
3) производство по осуществлению оперативной деятельности органа управления (порядок разделения функций между органами, между структурными подразделениями и должностными лицами; расстановка кадров; определение конкретных заданий, контроль за их выполнением; применение мер поощрения и др.);
4) производство по осуществлению регистрационных действий (регулирующее порядок удостоверения органами управления юридических фактов или их систем);
5) по заключению административных договоров (особенно актуально при решении комплексных проблем, если нет системы прямой подчиненности, а ведомственная разобщенность мешает совместной деятельности различных органов и должностных лиц);
6) по рассмотрению дел, связанных с реализацией субъективных прав граждан;
7) по разрешению административных споров;
8) по применению принудительных мер в сфере управления.
Различают обычные производства, упрощенные (за счет сокращения сроков или количества операций в рамках процедуры), усложненные.
_________________________
* См.: Актуальные проблемы административного права России (материалы научно-практической конференции) (выступление В.А. Юсупова) // Государство и право. 1999. № 5. С. 83.
Таблица 4. Виды производств административного процесса
Административно-процессуальная деятельность |
Правотворческая: по принятию нормативных актов государственного управления: а) производство по принятию постановлений и распоряжений Правительства РФ; б) производство по изданию приказов, постановлений, инструкций и иных актов министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции; в) производство по принятию нормотворческих актов субъектами Российской Федерации (главами исполнительной власти субъектов РФ, правительствами субъектов РФ, центральными органами специальной компетенции субъектов РФ), а также г) внутриаппаратные акты, которые принимаются огромным количеством субъектов вплоть до руководителей государственных учреждений. |
Правонаделительная: а) производство по обращениям (предложениям и заявлениям) граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления; б) лицензионно-разрешительное производство; в) учетно-регистрационное производство; г) учредительное производство; д) производство по организационным делам в сфере управления; е) кадровое (служебное) производство, включающее в себя следующие виды: 1) порядок (правила) приема на службу; 2) порядок (правила) поощрения и продвижения по службе; 3) аттестационное производство; 4) процедуру реализации гарантий для государственного служащего; 5) порядок прекращения государственной службы; ж) наградное производство; з) административно-договорное производство; и) приватизационное производство; к) производство по национализации собственности; л) производство по делам об изобретениях, открытиях и патентах; м) нотариальное производство; н) по распределению ресурсов (квартир, земельных участков, денежных средств и т.п.). |
Проверочная: а) контрольное производство; б) надзорное производство. |
Исполнительная: а) исполнительное производство (исполнение актов судов и иных уполномоченных органов о передаче денежных средств и иного имущества либо совершении определенных действий в пользу других граждан, организаций; например, по исполнению постановлений о наложении административных взысканий); б) производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба; |
Юрисдикционная: а) производство по жалобам и административным спорам; б) по применению мер административного предупреждения; в) по применению мер административного пресечения; г) административно-процессуальное производство (по применению мер административно-процессуального обеспечения); д) дисциплинарное производство (по делам о дисциплинарных проступках); е) производство по делам об административных правонарушениях; ж) административно-следственное производство. |
Таким образом, под административным производством понимается нормативно урегулированный порядок совершения процессуальных действий, обеспечивающий законное и объективное рассмотрение и разрешение управленческих (юридических) и иных имеющих юридические последствия дел, объединенных общностью предмета.
Творческий подход к классификации административно-процедурных производств привел некоторых исследователей к необходимости выделения административно-распорядительного процесса (включает следующие виды производства: регистрационное, лицензионно-разрешительное, правопредоставительное, экзаменационно-конкурсное, экспертно-удостоверительное, поощрительное, служебно-призывное), административно-принудительного процесса (включает производства: административно-надзорное, административно-следственное, по привлечению лиц к административной ответственности, административно-исполнительное), административно-защитного процесса (включает производства: по разрешению административных жалоб, административно-арбитражное производство и др.).
Многообразие административно-процессуальной деятельности органов публичного управления требует введения и использования различных административных процедур (от лат. «procedo» – продвигаюсь), которые являются составной частью, а также первичным структурированным элементом административного процесса. Указанные процедуры «наполняют» производства административного процесса (например, процедура опроса свидетелей), могут совпадать с ними (процедура регистрации), и в свою очередь, состоят из элементов:
- процедурных правил, предназначенных для легального применения материальных и процессуальных норм;
- определенного набора юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых уполномоченными субъектами в пределах их компетенции.
Необходимо учитывать, что административные процедуры реализуются в определенных стадиях, имеют определенную продолжительность и осуществляются с определенной периодичностью. Им присущи общие признаки правовых процедур:
- состоят из последовательно сменяющих друг друга действий;
- направленность на достижение определенного правового результата;
- деятельность в рамках процедуры, внутренне структурирована;
- иерархичность построения правовых процедур;
- урегулированность положений процедур нормами права;
- закрепление процедур в нормативных правовых актах;
- одним из участников процедурных правоотношений выступает, как правило, субъект, наделенный властными полномочиями, в т.ч. по отношению к не подчиненным ему субъектам;
- правовые процедуры призваны устанавливать императивность поведения;
|
Административная процедура – это установленный административно-процессуальными нормами порядок реализации субъектами права (органами публичного управления и иными лицами) их прав и обязанностей в рамках рассмотрения и разрешения конкретных управленческих дел, определяющий основания, стадии, формы, сроки и последовательность соответствующих согласованных действий.
Назначение административной процедуры состоит в ограничении произвольного административного усмотрения и введении легальных критериев действий должностных лиц публичных структур и иных лиц, участвующих в административно-процессуальных отношениях. Это позволит придать процессуальной деятельности предсказуемый и открытый характер.
Вместе с тем, административные процедуры невозможно применить повсеместно, что может привести к излишней формализации и усложнению любой работы. Оправдано их введение лишь для устойчивых и типичных видов деятельности с одновременным установлением мер ответственности за отступление от процедурных правил.
Классификация административных процедур может осуществляться по ряду критериев, например по функционально-целевому назначению:
1) переговорно-согласительные, как альтернативный способ разрешения административных споров, включающие внутриведомственное разбирательство, примирительно-посреднические процедуры, процедуры третейского разбирательства;
2) организационные: распорядок работы, регламенты заседаний и совещаний, правила подготовки и принятия актов, правила работы с информацией и ее передачи, порядок делегирования полномочий, порядок реорганизации и ликвидации организаций и др.;
3) функциональные процедуры: порядок осуществления основных функций управления (например, составления и исполнения бюджета, государственной регистрации и др.), порядок решения повторяющихся задач (распределение ресурсов, государственная поддержка, лицензирование и др.), технические регламенты, правила оказания публичных услуг, правила проведения конкурсов, порядок действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях и др.;
4) контрольно процедуры: общий порядок контроля, мониторинг реализации законов и иных правовых актов, специальные и тематические формы контроля, внутрисистемный порядок контроля, оценочные процедуры контроля;
5) координационные процедуры: о взаимодействии между государственными и муниципальными органами власти, о сотрудничестве с экономическими субъектами, о совместном решении комплексных задач, консультативные (с партиями, общественными объединениями и движениями);
6) социальные: о рассмотрении жалоб и заявлений граждан, о порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, о доступе граждан к информации о деятельности государственных органов, о реализации общественной правотворческой инициативы и др.;
7) коллизионные процедуры: о порядке разрешения разногласий и рассмотрения споров между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, о разрешении споров в ведомственном порядке, о порядке исполнения судебных решений и др.;
8) смешанные административно-судебные процедуры, содержащиеся, например в Кодексе РФ об административных правонарушениях;
9) административные регламенты международных организаций и межгосударственных объединений, обязательные для государственных органов;
10) упрощенные (досудебные процедуры о признании долга, ликвидации юридического лица и др.) и резервные (в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф) процедуры.
Например, в сфере исполнительной деятельности можно выделить следующие административные процедуры:
- организационные (в рамках делопроизводства);
- нормотворческие (подготовка, принятие нормативных и индивидуальных актов);
- информационные (документооборот, информационное обслуживание);
- связанные с осуществлением организационно-технических действий (материально-техническое обеспечение и др.);
- административно-управленческие, связанные с распределением, перераспределением и делегированием полномочий;
- связанные с осуществлением юридически значимых действий (регистрация, лицензирование, квотирование, учет и др.);
- контрольно-надзорные (проверка документов и др);
- связанные с рассмотрением предложений и заявлений;
- реализуемые в чрезвычайных ситуациях и особых конституционно-правовых и административно-правовых режимах.
Системная разработка, введение и реализация административных процедур непосредственно связаны с повышением качества деятельности государственных и муниципальных органов власти, эффективностью их воздействия на экономические, политические и социальные процессы. Решению этих задач отвечает целенаправленная и последовательная работа по введению в практику работы публичных структур административных регламентов.
3. Сферы применения административных процедур и административно-правовые режимы
Протекающие в экономической, политической и социально-культурной сферах жизни общества преобразования неизбежно отражаются на правовой системе государства. В ходе адаптации государственного управления к новым социально-экономическим условиям возникают и развиваются новые административные производства, например: учредительное, приватизационное; по заключению административных договоров, размещению государственных заказов, обеспечению специальных административно-правовых режимов, стандартизации, сертификации, аттестации, аккредитации и др.
Административные процедуры применяются в разных сферах государственной и общественной жизни – экономической, социальной, политической, экологической, международной. Во всех этих сферах применяются регистрационные процедуры. Приведем единичные примеры применяемых в названных сферах общественной жизни процедур: в экономической сфере – например, процедуры введения режима временной финансовой администрации, в социальной – предоставления льгот отдельным категориям населения, в политической – приостановления деятельности партии, в экологической – оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, в международной – прекращения действия международных договоров.
Анализ этих групп общественных отношений приводит к выводу о том, что применяемые в них процедуры не обособлены от общей системы правового регулирования, а встроены в нее или в составляющие ее административно-правовые режимы. Однако эти особые правила не всегда имеют четкую правовую регламентацию. Например, при получении разрешения на строительство заявитель должен помимо всего прочего иметь согласованный и утвержденный проект будущего строения, без которого нельзя начинать строительство. За несоблюдение установленных требований законодательства в области строительства для заявителя могут наступить негативные последствия, а для привлечения к ответственности за нарушения в области строительства существуют специально созданные органы (например, органы Госархстройнадзора России). Таким образом, требование до начала строительства иметь согласованный и утвержденный проект строительства является выражением административно-правового режима, хотя прямого указания на этот вид режима в законодательстве нет.
Происходит это по причине отсутствия законодательно закрепленных видов административно-правовых режимов, используемых в качестве регуляторов экономических отношений. В настоящее время нет перечня административно-правовых режимов, нет и единого (сводного) нормативного акта о видах административно-правовых режимов, применяемых для регулирования предпринимательской деятельности.
При определении видов административно-правовых режимов пока проще пользоваться не законодательными положениями, а научно обоснованными характерными признаками, свойственными административно-правовым режимам, к которым относятся:
- установление определенного поведения физических и юридических лиц, предусмотренное специальными нормами права;
- введение некоторых дополнительных правил или изъятий из общеобязательных правовых норм;
- наличие уполномоченных государственных органов, специально создаваемых или наделенных специальными полномочиями формировать и поддерживать соответствующий режим;
- установление строгого контроля и ответственности за надлежащее соблюдение правопорядка в сфере действия особого режима и установление некоторых ограничительных мер.
Существуют различные классификации административных режимов:
1) административные режимы для определенных государственных состояний (чрезвычайного, военного положения, охраны государственных и таможенных границ, регулирования внешнеторговой деятельности и т.д.);
2) функциональные административно-правовые режимы, целью которых является обеспечение функций управления и сферы деятельности (налоговой, санитарной, экологической и т.д.);
3) группа режимов, включающая легализующие режимы, касающиеся официальной регистрации юридических и физических лиц и регламентации нормативных требований к видам деятельности.
Все административно-правовые режимы, направленные на обеспечение внешней и внутренней безопасности страны, а также вытекающие из реализации интересов, предусматривающих в равной степени обеспечение безопасности государства и охраны общественного порядка, могут быть подразделены на следующие группы:
1) административно-правовые режимы, направленные преимущественно на обеспечение интересов государственной (национальной безопасности):
- административно-правовой режим защиты государственной тайны;
- пограничный режим;
- режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из России и др.;
2) административно-правовые режимы, в равной степени предусматривающие интересы обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка:
- режим проживания иностранцев и апатридов,
- режим передвижения иностранцев и лиц без гражданства и др.;
3) административно-правовые режимы, устанавливаемые преимущественно в целях охраны общественного порядка (главным образом режимы, реализуемые в рамках так называемой разрешительной системы):
- по выдаче разрешений органами государственной власти и должностными лицами (в частности, на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства; на временное проживание в Российской Федерации);
- по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации;
- по распределению квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание или приглашений на въезд в Российскую Федерацию с целью трудовой деятельности;
- по лицензированию деятельности в сфере миграции и др.
По каждому из обозначенных режимов соответствующими нормативными правовыми актами определены:
а) назначение административно-правового режима;
б) органы государства, участвующие в его осуществлении;
в) система разрешений, предписаний, запретов, предусмотренных данным режимом;
г) контроль за его соблюдением;
д) ответственность за нарушение режима;
е) гарантии соблюдения прав и свобод граждан при осуществлении режима, использовании возможностей режима в укреплении правопорядка и пресечении правонарушений.
В частности, комплекс разрешительных (функциональных) процедур может предусматривать использование следующих административно-правовых режимов:
лицензирование;
регистрация;
разрешение;
квотирование;
аккредитация;
экспертиза;
экзамен;
сертификация;
стандартизация;
конкурс;
оценка;
согласование и утверждение (например, проектов в строительстве);
аттестация.
В отношении одного и того же заявителя административно-правовые режимы могут применяться однократно, т.е. применяется один из видов (по схеме: подал заявку – получил согласие на право осуществлять деятельность или совершить действие либо получил отказ в этом), или многократно по несколько видов поочередно (по схеме: подал заявку – «прошел» различного рода экспертизы – получил предварительное согласие (либо отказ) – затем получил право действовать (отсутствие предварительного согласия или отказ означают, что для заявителя под запретом находятся любые последующие действия по достижению целей, обусловленных получением соответствующего разрешения). Так, при подаче документов на получение лицензии на туроператорскую и турагентскую деятельность административно-правовой режим применяется однократно: заявитель либо получает лицензию, либо ему отказывают на законных основаниях. При получении разрешения на право приобретения оружия гражданину необходимо пройти несколько этапов: подтвердить свою гражданскую и административную дееспособность, пройти медицинскую экспертизу, и только после этого может быть решен вопрос о выдаче необходимого разрешения или отказе в таковом.
Целью применения государством разрешительных процедур являются:
1) оценка способности лица, желающего осуществлять ту или иную разрешенную законом деятельность или выполнять определенные действия;
2) выполнение обязанности государства обеспечить защиту прав человека и гражданина, интересов потребителей;
3) выполнение государственной обязанности по обеспечению безопасности общества в целом и населения в частности.
Достижение указанных целей обеспечивается установлением порядка осуществления тех или иных действий, в т.ч. включающего те или иные административные процедуры.
Практические задания:
1. Решить правовую задачу: С какого из указанных сроков Организационный комитет созданной партии «Единая воля» наделяется административной дееспособностью? Укажите какой государственный орган и в течение какого срока осуществляет госрегистрацию партии?
Условие: Партия «Единая воля» создана на учредительном съезде 1 октября 2007 г. Учреждение, осуществляющее регистрационную процедуру (Росрегистрация), в установленном порядке уведомлено о начале деятельности партии «Единая воля» 2 октября 2007 г. и оформило соответствующие документы о регистрации партии 5 октября 2007 г.
2. Решить контрольный тест к Теме 3.
1. Административно-процессуальные отношения являются разновидностью
а) юрисдикционных отношений
б) управленческих отношений
в) правовых отношений
г) правонаделительных отношений
2. Общественные отношения по рассмотрению жалобы приобретают административно-процессуальный характер, при условии:
а) участия в них Общественной палаты Российской Федерации
б) участия в них Президента РФ
в) участия в них юрисконсульта
г) участия в них исполняющего обязанности Президента РФ
3. К специфическим признакам административного процесса относится
а) рассмотрение дел, не относящихся к кругу полномочий управленческих органов и их должностных лиц
б) рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий исполняющего обязанности начальника ОМ № 1 УВД г. Курска
в) рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий участкового инспектора, должность которого вакантна
г) рассмотрение дел, относящихся к кругу полномочий управленческих органов и их должностных лиц
4. В качестве инициаторов административно-процессуальных отношений могут выступать
а) граждане РФ и юридические лица
б) граждане РФ и их представители, а также юридические лица и их представители
в) представители граждан и юридических лиц
г) управленческие органы и их должностные лица
5. В административно-процессуальных отношения не могут участвовать
а) коллегиальные органы
б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
в) административные комиссии
г) недееспособные граждане
6. Административные процедуры не применяются для регулирования отношений в следующих сферах государственной и общественной жизни
а) экологической
б) политической
в) технологической
г) политической
7. Административно-процессуальные отношения могут являться результатом действия
а) административно-правовых норм
б) административно-процессуальных норм
в) норм семейного права
г) норм римского права
8. Отличительной чертой административно-процессуальных отношений является то, что они носят исключительно
а) исполнительный характер
б) распорядительный характер
в) управленчески-организационный характер
г) вариативный характер
9. В административно-процессуальных отношениях реализуют свои полномочия
а) органы государственного управления и их должностные лица
б) органы местного самоуправления и их должностные лица
в) органы общественного самоуправления и их должностные лица
г) органы саморегулируемых организаций
10. К признакам, позволяющим представить видовую классификацию административно-процессуальных отношений относятся
а) объекты административно-процессуальных отношений
б) субъекты административно-процессуальных отношений
в) содержание административно-процессуальных отношений
г) направленность административно-процессуальных норм
Краткий юридический словарь
Административно-правовой режим – это совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления.
Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей – это действия субъектов права по реализации их субъективных прав и юридических обязанностей, которые могут выражаться в четырех формах: соблюдении, использовании, исполнении и правоприменении; а также документы процессуального характера.
Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей; важнейший элемент механизма правового регулирования, и правового режима, поскольку в правоотношении общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов, в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.
Юридические гарантии – это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.
Юридический факт – предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений; задачей указанного элемента является "приведение в действие" нормы права. Юридические факты в административном праве выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение и прекращение административных (в т.ч. административно-процессуальных) правоотношений.
Литература: