Законодательная власть и законодательные органы государства
Законодательная власть - представительная.
Законодательная власть -это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти.При демократическом гос.строе высшим представительным органом является парламент.М.б. двухпалатный (Германия) и однопалатный (Дания, Польша). В федеративный гос-вах парламент вкл. в себя две палаты: верхнюю и нижнюю (Напр, США – палата представителей и сенат). Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов.
Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.
Парламент и каждая палата на весь срок своих полномочий образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные) и комитеты. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача - выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законодательной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.
Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства). Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и иные функции: привлекать президента, членов правительства к ответственности (импичмент), создавать комиссии по расследованию.
Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверждение, опубликование.
Другими гос.органами, имеющими представительный характер явл. местные органы гос.власти и местного самоуправления,действующие в пределах административно-территориальных единиц (АТЕ). Избираются населением АТЕ.
Законодательные органы РФ избираются населением государства. Федеральное собрание РФ – представительный и закон-ый постоянно действующий орган РФ. Состоят из 2 палат: Совета Федерации и Гос.Думы. Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате 2 членами (89 субъектов – 178 членов). Гос.Дума состоит из 450 депутатов (на 4 года).Палаты Фед.собрания собираются отдельно, но могут вместе для заслушивания посланий президента. Каждая из палат принимает свой регламент, распорядок своей деятельности. Заседания м.б. открытыми и закрытыми. Две сессии: весна, осень.
Стадии законодательного процесса РФ.
1.законодательная инициатива, 2.обсуждение законопроекта в гос.Думе, 3.принятие закона, 4.рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого гос.Думой закона, 5.преодолени е разногласий между СФ и ГД, 6.подписание и обнародование закона Президентом РФ.
Местное самоуправление и государство.
Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантируемая конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя их интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, посредством выборных и других органов местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления:
1.самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.
2.органы местного самоуправления не входят в систему органов гос.власти, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
3.соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
4.ответственность органов и должностных лиц перед населением.
Функции местного самоуправления:
1.управление муниципальной собственностью, утверждение и исполнение местно бюджета,
2.развитие территории,
3.охрана общественного порядка,
4.защита интересов и прав местного самоупр-ния, гарантированных Конституцией,
5.обеспечение потребностей населения в соц.-культурных, бытовых и иных услугах.
К органам местного самоупр-ния относятся:
1.Представительные органы местного самоуправления- собрания представителей, которые м. называться думой, советом, муниципальным собранием и т.д. Избираются населением города, села. Численный состав органов определяется уставом муниципального образования.
2.Глава муниципального образования. М.б. выбран населением или представительным органом местного самоуправления, которым он подотчетен. Права, обязанности и функции главы определены уставом города.
3.Иные органы местного самоуправления. К ним относится администрация – орган, осуществляющий управленческую деятельность.
7.Разделение властей в правовом государстве.
Разд.властей-политико правовая доктрина и конституционно правовой принцип лежащий в основе правового гос-ва.
Одним из базовых положений, определяющих сущность правового государства, является принцип разделения властей, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная ветви власти осуществляют свои функции самостоятельно, не подменяя одна другую, не выполняя несвойственные им функции. В правовом государстве должно обеспечиваться верховенство закона, соблюдаться все процедурные вопросы законотворческого процесса.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на З,С,И. Органы ЗСИ власти с/ны.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Государственная власть - руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения.
Центральное место в механизме государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной власти (гос. чиновники, служащие).
Помимо наличия у государственного органа государственно-властных полномочий к его основным чертам можно отнести следующие: орган образуется в установленном государством порядке; он уполномочен государством осуществлять задачи и функции последнего; он действует в установленном для него государством порядке; органы государства являются частями единого государственного аппарата.
Виды властей:
1.Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исполнительной власти.При демократическом гос.строе высшим представительным органом является парламент.М.б. двухпалатный (Германия) и однопалатный (Дания, Польша). В федеративный гос-вах парламент вкл. в себя две палаты: верхнюю и нижнюю (Напр, США – палата представителей и сенат).Законодательные органы РФ избираются населением государства. Федеральное собрание РФ – представительный и закон-ый постоянно действующий орган РФ. Состоят из 2 палат: Совета Федерации и Гос.Думы.
2.Исполнительная власть - это вторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется государством через правительство, которое осуществляет управление страной. Возглавляется главой правительства (премьер-министром), председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером.
Структура фед.органов: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Судебная власть - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.
Судебная система РФ охватывает 3 разновидности органов судебной власти:
1.Конституционный суд РФ – разрешает дела о соответствии Конституции, издаваемых нормативных правовых актов в РФ, споры о компетенции нормативных актов между федеральными органами гос.власти, рассматривает вопросы, связанные с охраной Конституции и дает ее толкование.
2.Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
3.Высший Арбитражный суд РФ – высший судебный орган по разъяснению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арб.судами, осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.