Консерватизм и неоконсерватизм

Консерватизм (лат.conservare – охранять, сохранять) – многоуровневое и сложное общественное явление; это:1) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально – этических основ общества, естественноисторических сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как факторов устойчивого развития общества; 2) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно – политического спектра. Есть и особые ситуационные трактовки консерватизма – С. Хантингтон, например,предложил считать его явлением с исторического изменяющимся ценностным содержанием: Это «система идей, которая служит сохранению существующего порядка, независимо от того, где и когда он имеет место, и направлена против любых попыток его разрушения».

Зарождение консерватизма обычно связывают с публикацией в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения – вопрос о том, почему английская революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская — выродилась в неслыханную тиранию. Другими видными представителями консерватизма выступают католические богословы Ж. де Местр («Исследование Франции», «Заметки о суверенитете», «О происхождении политических конституций»), Луи де Бо-нальд («Теория политической и религиозной власти») и швейцарский политический деятель и писатель Э. Галлер.

Общие положения, разделявшиеся представителями этого направления в течение ХУШ-Х1Х вв., следующие.

1. Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может ускорить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Ж. де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной»).

2. Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слишом сложны и запутанны — и поэтому переход к простому общественному устройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вредны; совершенствование же человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов (Ж. де Местр: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий»).

3. Не общество является продуктом деятельности человека, но человек — продуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки (Л. де Бональд: «Человек существует только посредством общества, и общество творит его для себя»).

4. У консервативных мыслителей так или иначе присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Например, у В. Соловьева в качестве такого жизненного начала выступала София — Душа мира, Премудрость Божия. Предполагалось, что попытка человека вмешаться в естественный эволюционный и органический процесс развития общества может принести только вред (ибо общество — это организм, и его нельзя перестраивать, как машину). Поэтому любые перемены могут быть только частичными и постепенными.

5. Предрассудки и традиции («скрытый коллективный разум», «вековая мудрость народа») имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека («разумом софистов и экономистов»), поскольку подкрепляются опытом поколений и естественно дополняют законы (Ривароль: «Каковы бы ни были суждения или предрассудки, они хороши, поскольку они устойчивы. И поэтому так хорошо дополняют законы»).

6. Права человека — это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т. е. «историческое право»), и отдельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому (органицизм).

7. Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на моральные и религиозные нормы (Э. Берк: «Мы знаем, что не сделали никаких открытий, и думаем, что нет никакой необходимости в каких-либо открытиях в морали») и имеют неписаный характер (Ж. де Местр: «Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать»).

8. Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существующих в этой сфере проблем — что опять же подчеркивает важность опоры на опыт и традицию (Ж. де Местр указывает, что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям»; Э. Берк признает, что «разуму отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков общим банком и капиталом народов»).

9. Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция — человеком.

Политический консерватизм стал реакцией на чрезмерный радикализм Великой французской революции. И если многие его идеи (органицизм, культ неограниченной монархической власти и клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий) были отвергнуты последующим развитием политической мысли, то другие (необходимость уважения к государству и нормам традиционной морали, допущение лишь постепенных и эволюционных изменений общества, критика уравнительной психологии и чрезмерного индивидуализма) нашли свое продолжение в идеологии неоконсерватизма (или либерального консерватизма), ключевыми разработчиками которой стали А. де Токвиль, Р. Актон, Ф. Хайек, К. Поппер, И. Кристол и др.

Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том, что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации (либеральный консерватизм, религиозный консерватизм, элитарный консерва­тизм), он способен интегрировать в себя новые идеи (социальные, технологиче­ские и т. д.) и дать ответы на основные вызовы современности:

♦ глобального хаоса — через укрепление национальных государств и национально-религиозных традиций, что обеспечит миру подлинную геополитическую многополярность и межцивилизационный диалог;

♦ социальной автономии — через укрепление традиционных моральных и религиозных ценностей общества;

♦ проблему социальной атомизации — через консолидацию общества на основе общих духовных и нравственных ценностей;

♦ проблему политического отчуждения — через создание принциально новой модели отношений элиты и общества, построенных на принципах служения и ответственности;

♦ проблему глобального дефицита ресурсов — через пропаганду идеи индивидуального самоограничения ради удовлетворения духовных потребностей, а также создание более экологичной и социально ориентированной модели экономики.

И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Великобритании), круг приверженцев этой идеологии все больше расширяется в современном мире. Причина здесь в том, что неоконсерватизм дал людям ясную формулу взаимоотношений социально ответственного индивида и политически стабильного государств. Сегодня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние уже не как политическая доктрина, а как интеллектуальное течение.

Принципы и установки консерватизма:

1. Преклонение перед традициями и историческими прошлым;

2. Государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации;

3. Оправдание решительных мер в защиту консервативных ценностей;

4. Сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не синхронно;

5. Критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только религиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не позволяют ему поступать плохо.

Консерватизм –учение и общественно – политическое течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся, традиционных форм государственной и общественной жизни, ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности.

       
  Консерватизм и неоконсерватизм - student2.ru   Консерватизм и неоконсерватизм - student2.ru
 

Неоконсерватизм –политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития.

Его наиболее крупными идеологами становятся Д. Белл, 3. Бжезинский, М. Кристол (США), Р. Гелен, Э. Юнгер, Г. Кальтенбрумер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция)) К числу неоконсерваторов относятся и такие влиятельные политические деятели, как М. Тэтчер, Р. Никсон, Р. Рейган, Г. Коль, Дж. Буш-старший, Дж. Буш-младший. В числе признаков, отличающих неоконсерватизм от традиционной консервативной идеологии, можно назвать защиту интересов крупного бизнеса, сциентистико-технологические ориентации, поддержку технологических инноваций и социальных перемен «сверху».

В социальной сфере неоконсерваторы выступают против выплат пособий по безработице и бедности. Они считают, что следует направить средства на переподготовку и подготовку кадров по основным современным профессиям. Тем самым нужно не распределять «экономический пирог», а обеспечить экономический рост.

Надо отметить, что реализация идей неоконсерватизма в практике на первом этапе в целом дала положительные результаты в большинстве западноевропейских стран. Была проведена структурная перестройка экономики с учетом повой фазы НТР, выросла производительность труда, поднялся общий уровень жизни населения. Но со временем обнаружились и ряд негативных моментов реализации неоконсервативных идей. В социально-экономической сфере это выразилось в росте безработицы, в усилении имущественного неравенства людей, в снижении качественных стандартов образования, здравоохранения и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что реализовать идеи неоконсерватизма без социальных издержек невозможно.

Неоконсерватизм – идеология, сочетающие основные идеи классического консерватизма и либерализма.

Свобода и равенство несовместимы: предпочтение свободы равенству
Только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека.

Главное право личности – право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.  
Классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит.
ПРИНЦИПЫ

Наши рекомендации