Предмет правового регулирования — это обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права
Каждой отрасли соответствует определенная часть качественно однородных общественных отношений. Так, предметом регулирования отрасли трудового права являются трудовые отношения, административного права — отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления и т. д.
Общественные отношения, составляющие предмет регулирования отдельной отрасли, должны быть качественно однородными с точки зрения их общественно-политической характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль.
Предмет имеет достаточное, сложное строение. Это обусловлено тем, что право регламентирует круг потенциальных участников правоотношений (субъектов права); указывает на обстоятельства, с которыми связывается действие юридических норм; определяет варианты возможной или требуемой деятельности; в необходимых случаях содержит требования к объектам правовой деятельности и называет объекты интереса.
Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или ной отрасли права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.
Метод правового регулирования — это совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.Основными признаками, характеризующими метод правового регулирования являются, во-первых, правовое положение участников правоотношений; во-вторых, характер прав и обязанностей участников правоотношений и их распределение между ними; в-третьих, виды и характер санкций, т. е. государственно-принудительные меры за нарушение требований норм права и порядок их применения.
Основными видами методов правового регулирования являются императивный (категорический властный), диспозитивный (автономный), поощрительный и рекомендательный.
Императивный методпредставляет собой способ воздействия, не допускающий отступлений от правовых предписаний. Его особенности: «жесткая» регламентация поведения участников правовых отношений, «неравное» их положение, отношения власти и подчинения.
Диспозитивный метод— этот способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом. Особенности диспозитивного метода — это относительная свобода поведения сторон, равное положение участников правоотношений, способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.
Поощрительный метод выражаетсяв стимулировании социально полезного, активного поведения путем вознаграждений.
Рекомендательный методреализуется путем предложения субъектам права наиболее целесообразного варианта поведения.
Императивный метод характерен для блока отрасли публичного права, а диспозитивный для отраслей частного права.
Своеобразие отраслевого регулирования определяется также сочетанием в нем дозволений, запретов и связываний — приемов правового регулирования.
Дозволение — это предоставление права на определенное поведение. Например, предоставление права на необходимую оборону против преступного посягательства.
Запрет или запрещение — это требование воздержаться от совершения определенного действия, например, запрет на незаконные действия с наркотиками.
Обязывание — это возложение обязанности по совершению определенных действий, например, при уплате налогов.
В зависимости от сочетаний дозволений и запретов выделяют два типа правового регулирования:
а) общедозволительный — «дозволено все, кроме прямо запрещенного»;
б) разрешительный — «запрещено все, кроме прямо дозволенного».
Первый тип регулирования в наибольшей мере присущ сфере гражданского оборота, а второй — регулированию государственно-властных отношений.
9. Норма права: понятие и признаки.
Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством, направленное на урегулирование общественных отношений.Норма права — это первичная клеточка права, исходив элемент его системы.
Генетически норма права появляется в итоге «неолитической революции» для регулирования общественных отношений связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности новых форм семейно-брачных отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т. п. И по содержанию, и по форме норма права отличается от «мононорм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четко письменной фиксацией и самое главное — возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения.
Норма права создает социально-равновесное состояние, так как у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, т. е. предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свой отношение к другому члену общества. Социальная ценность нормы права заключается именно в том, что, создавая эту психологическую установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами, норма права еще и потому завоевание культурного развития человечества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношений.
Можно выделить следующие существенные признаки правовых норм:
- Норма права — это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, т. е. она: а) указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; б) предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; в) носит общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.
- Норма права обладает неперсонифицированностью. В отличие от команд, велений, распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типичными признаками в правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами
3. Это формально-определенное правило поведения: внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения (это точное, конкретное предписание). Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в официальных источниках (статье, главе, разделе официального документа, нормативно-правовом акте). В прецедентном праве действуют свои общие правила о прецедентном значении определенных судебных решений и их применении. Это придает формальную определенность нормам прецедентного характера.
4. Норма права обладает качеством системности.Право не «сумма», не «совокупность» норм, а их система, основанная на взаимосвязи составляющих ее элементов; именно в этом качестве оно и реализуется в обществе, создавая стабильный правопорядок, в конечном счетё соответствующий интересам социальных групп (классов, сословий, партий), способных воздействовать на возводимую в закон государственную волю.
5. Норме права также присущ признак неоднократности (многократности)ее действия. Правовая норма создается для постоянного применения, использования, если
иное не оговаривается в самой норме.
6. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.
- Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная нормообразующая роль государства. Именно она обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эта роль понимается двояко. С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются как полезные обычаи.
- Норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых это: нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей.
Гипотеза - это часть нормы права, содержащая указание на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия, состояния), при которых данная норма права вступает в действие.
Диспозиция - это часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они оказываются в условиях, предусмотренных в гипотезе.
Санкция - это часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за невыполнение требований диспозиции,, или поощрения за совершение рекомендуемых действий.
10. Виды правовых норм.
Правовые нормы принято делить на определенные виды по различным основаниям. Например, они делятся:
1.По отраслям права, как , например, государственно-правовые нормы, нормы административного права, нормы гражданского права.
2.По функциям, которые выполняют правовые нормы - это регулятивные и охранительные.
3.По характеру закрепляемых ими правил поведения - это обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
4.По степени определенности изложения элементов правовой нормы в нормативно-правовых актах - это абсолютно определенные (закрепление в норме фиксированной суммы штрафа), относительно определенные (установление высшего и низшего пределов наказания за конкретное правонарушение) и альтернативные, которые устанавливают несколько вариантов поведения сторон или несколько вариантов санкций за нарушение правовых норм (2 года лишения свободы или штраф в крупном размере).
5.По кругу лиц, кому они адресованы - это военные, пенсионеры, студенты или люди, проживающие в определенной местности.
11. Структура нормы права, характеристика ее элементов. Соотношение нормы права и сатьи нормативного акта.
Норму права нельзя отождествлять с тем или иным отдельным положением и фрагментом текста позитивного права, с его статьями, параграфами и иными составными чертами.
Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции, санкции — исходный элемент системы права, а статья законодательного акта — форма выражения государственной воли — исходный элемент системы законодательства.
1. Норма права излагается в нескольких статьях закона. Иногда диспозиция и санкция содержатся в одной статье, а гипотезу следует искать в других. По такому принципу построен Уголовный кодекс, где гипотезы выделены в часть Общую. В Гражданском кодексе иначе: санкциям посвящена особая глава в Части I, предусматривающая меры защиты, конкретные же виды договоров (диспозиции) содержатся в Части II.
2. В одной статье нормативного акта содержится одновременно несколько норм. Особенно этим отличаются статьи Семейного кодекса РФ. Вот пример, когда статья содержит сразу три нормы: «Для усыновления требуется согласие усыновляемого, если он достиг десятилетнего возраста. Если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление в виде исключения может быть произведено без получения согласия усыновляемого. Согласие ребенка на усыновление выдается органами опеки и попечительства».
3. Норма права «разбросана» по разным нормативным актам. Законодатель в этих случаях часто дает отсылку к статье того нормативного акта, где находится недостающая часть нормы. Но бывает и так, что отсылку к конкретной статье законодатель не дает, называя лишь нормативный акт. Так, ст. 211 УК РСФСР гласит: «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее... наказывается...». Более того, встречаются случаи, когда отсутствует и название того нормативно-правового акта, где может содержаться недостающая часть нормы. В таких случая обычно употребляется фраза: «Ответственность наступает согласно действующему законодательству». Это самый неудобный случай изложения правовых норм.
Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах:
1. Прямой— все элементы юридической нормы приводятся в статье нормативно-правового акта непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом. В рамках прямого способа выделяются простой (описательный) и развернутый (большинство норм уголовного права)
способы изложения.
2. Отсылочный— в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной, статье этого же нормативно-правового акта.
3. Бланкетный (открытый) — указывается на элемент нормы права путем отсылки не к конкретной статье нормативно-правового акта, а к другому нормативно-правовому акту в целом или к его части, или к нескольким нормативно-правовым актам (распространен при изложении конституционных норм).
Структура правовой нормы:
Гипотеза - это часть нормы права, содержащая указание на конкретные фактические жизненные обстоятельства (события, действия, состояния), при которых данная норма права вступает в действие.
Диспозиция - это часть нормы права, содержащая само правило поведения, которому субъекты права должны следовать, если они оказываются в условиях, предусмотренных в гипотезе.
Санкция - это часть нормы права, содержащая вид и меру возможного наказания за невыполнение требований диспозиции,, или поощрения за совершение рекомендуемых действий.