Глава 1 нормативно-правовой акт как основной источник права
Содержание
С.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Нормативно-правовой акт как основной источник права.….5
1.1 Понятие нормативно-правового акта и его признаки……………….….5
1.2 Классификация нормативно-правовых актов……………………...……9
1.3 Систематизация нормативно-правовых актов…………………………16
Глава 2 Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………...…..19
2.1 Понятие и стадии правотворческого процесса……………..……...…..19
2.2 Уровни нормативного регулирования правотворческой деятельности………………………………………………………………………..23
2.3 Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации…………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………….31
Библиографический список………………………………………………32
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одной из важнейших правовых категорий, вызывающий повышенный интерес юридической науки. И это очевидно: законы и подзаконные нормативные акты являются основными источниками права, с их помощью происходит регулирование общественных отношений и, в конечном счёте, они являются важнейшим фактором существования любого государства.
Нормативно-правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Нормативные акты как форма (источники) права начинают издаваться с установлением централизованного государства, усиления его роли. Благодаря нормативно-правовым актам, регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. С их помощью устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации являются неотъемлемым элементом правовой системы Российской Федерации. С их помощью регулируется достаточно обширный круг общественных отношений, конкретизируется и детализируется действие законов и иных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Предметом курсовой работы являются правовой акт, как основной источник права, а объектом - субъекты Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
Задачи:
1) рассмотреть нормативно-правовой акт как основной источник права: понятие, признаки, классификация;
2) систематизировать нормативно-правовые акты;
3) рассмотреть понятие и стадии правотворческого процесса;
3) изучить уровни нормативного регулирования правотворческой деятельности субъектов Российской Федерации;
4) рассмотреть правотворческую деятельность субъектов Российской Федерации.
Глава 1 Нормативно-правовой акт как основной источник права
1.1Понятие нормативно-правового акта и его признаки
Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Российская Федерация[1].
В энциклопедическом словаре экономики и права нормативно-правовой акт понимается как властное предписание государственных органов, которое устанавливает и заменяет, или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Нормативно-правовые акты образуют стройную систему, основанную на юридической силе[2].
Нормативно-правовой акт - это разновидность юридических актов. Его следует отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются конкретные дела (например, решение суда). В отличие от них нормативно-правовой акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования, в которых дается разъяснение норм права. Нормативно-правовые акты составляют единую, иерархическую систему, отражая иерархическую систему государственных органов[3].
Хропанюк В.Н. пишет: «В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период»[4].
К нормативно-правовым актам относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений[5].
Доржиев Ж.Б. в своем учебно-методическом пособии определяет нормативно-правовые акты как один из источников прав в ряду других источников (правовые обычаи, судебные прецеденты и др.). Он пишет о том, что нормативно-правовой акт - это результат правотворчества, акт, содержащий нормы права и выделяет следующие его признаки:
1) нормативно-правовой акт - это официальный документ; является носителем информации, а именно информации о нормах права (правилах поведения);
2) обладает юридической силой, обязателен для всех лиц, которым адресован;
3) это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный;
4) с помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.
Хропанюк В.Н. рассматривает признаки нормативно-правового акта шире, и считает, что в отличие от других источников (форм) права, нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:
1. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческая деятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая coстоит в издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовых норм.
Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствование нормативно-правовых актов.
2. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающие государственной обязательностью. Поэтому нормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которые источниками права не являются.
3. От нормативно-правового акта как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.
4. Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В нормативных актах нормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам, главам, статьям[6].
Корельский В.М. и Перевалов В.Д. считают основной задачей нормативно-правового акта, как и любой формы права, хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане нормативно-правовой акт является наиболее удобной и совершенной формой права, как для «рядовых» субъектов права, так и для государства. Посредством него государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами[7].
Итак, нормативно-правовой акт - это официальный акт правотворчества, в котором содержатся нормы права. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
1.2Классификация нормативно-правовых актов
В Российской Федерации существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений.
Венгеров А.Б. пишет о том, что участников правотворческого процесса и нормативно-правовых актов великое множество, поэтому значительным достижением теории права стала научная классификация как источников правотворчества, так и форм, в которых получают свое воплощение результаты правотворчества[8].
Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.
Закон - это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности - верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.
Подзаконные нормативно-правовые акты - это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.
Подзаконные акты призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных, индивидуальных интересов.
Формы подзаконных нормативно-правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации[9].
По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты[10].
Корельский В.М. и Перевалов В.Д. рассматривают иерархическую систему нормативно-правовых актов Российской Федерации следующим образом:
1) Конституция (Основной закон)
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2) федеральные законы;
Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
3) указы Президента;
Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам.
4) постановления Правительства;
Нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры Российской Федерации;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации[11].
Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 апреля 1996 г. органам местного самоуправления (они не входят в систему органов государственной власти) предоставлено право принимать по вопросам своего ведения правовые акты[12].
Муниципальные нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации.
Протасов В.Н. считает особой разновидностью нормативно-правовых актов - локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации[13]. Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативно-правовым актом в смысле настоящего Федерального закона[14].
По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются:
1) акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории;
2) акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
3) акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на:
1) акты законодательной власти (законы);
2) акты исполнительной власти (подзаконные акты);
3) акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Также существуют классификации по хронологии (по времени принятия акта), по номеру акта, по предмету регулирования[15].
Диаконов В.В. пишет о том, что действие нормативно-правового акта во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы[16].
Протасов В.Н. также отмечает, что нормативно-правовые акты вступают в силу с момента принятия, со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования) и по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу, если указание на это имеется в самом акте или он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов[17].
Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В Российской Федерации федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, поселка или иного муниципального образования[18].
Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства[19].
Протасов В.Н. пишет о том, что действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами[20].
Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.[21]
Подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.
1.3Систематизация нормативно-правовых актов
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.[22]
Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке.
Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).
Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях. При хронологической инкорпорации каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год месяц и день издания, а также номер статьи.
Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.).
Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией[23].
Особый вид систематизации представляет собой кодификация - принятие кодексов в виде сборника правовых норм, объединенных предметом, методом регулирования: Уголовный, Гражданский, иные кодексы.
Кодификация предполагает внутреннюю переработку законов, их изменение, дополнение и т.д. Кодификация - это официально установленная переработка правового материала.
Таким образом, кодификация - это создание из нескольких нормативных правовых актов одного нормативного правового акта[24]. Ее формами могут быть не только кодексы, но и уставы.
Традиция кодификации ведет свое начало с Кодекса Юстиниана (VI в. Н.э.), в который было кодифицировано римское право - великое юридическое достижение человечества[25].
Наряду с традиционными тремя видами систематизации Батычко В.Т. выделяет учет - сбор действующих нормативных актов, их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.
Наиболее распространенными разновидностями учета считаются:
а) журнальный учет по хронологическому и алфавитно-предметному принципу;
б) картотечный учет с созданием системы карточек, на которых фиксируются основные реквизиты нормативных правовых актов;
в) поддержание текстов нормативных актов в контрольном состоянии подразумевает внесение изменений и дополнений и иных пометок непосредственно в тексты соответствующих нормативных правовых актов;
г) автоматизированный учет законодательства с помощью компьютера (автоматизированные информационно-поисковые системы «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс»)[26].
Огромное количество нормативно-правовых актов оказывает существенное влияние на экономику Российской Федерации, причем сложившаяся ситуация не может быть решена путем традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным.
Право государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежание правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть согласованы, организованы, структурированы и приведены в логически непротиворечивую систему. Именно систематизация нормативно-правовых актов является одним из главных критериев развития государства, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания.