Проблема определения предмета конституционного права
Понятие и предмет КПРФ как ведущей отрасли. Уставное право города Москвы как подотрасли конституционного права.
В постсоветский период в отечественной юридической литературе господствует институциональный подход к формированию предмета конституционного права, который означает, что внутри указанной отрасли права выделяют важнейшие государственно- правовые институты, система которых формируется исходя из логики законодателя, заложенной в определении структуры Конституции.
Анализ названия и содержания разделов и глав Конституции позволяет выделить следующие группы общественных отношений, составляющие предмет конституционного (государственного) права как отрасли российского права:
1) основы конституционного строя Российской Федерации (политические, экономические и социальные);
2) основы взаимоотношений между государством и личностью;
3) основы федеративного устройства России;
4) основы организации и функционирования системы высших органов Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, а также местного самоуправления.
Таким образом, можно сформулировать понятие конституционного (государственного) права как отрасли российского права. Конституционное (государственное) право – это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Актуальные проблемы.
Проблема определения наименования данной отрасли права как конституционного или как государственного права, по которой в отечественной науке государствоведения до сих пор не утихают споры. До появления первой российской конституции во времена империи рассматриваемая отрасль носила наименование «государственное право », заимствованное из немецкого права. В первые десятилетия советской власти неоднократно предпринимались попытки отказаться.
И. П. Трайнин писал о полнейшем тождестве государственного и конституционного права, так как государственное право включает в свой состав лишь нормы конституции. Одновременно он предлагал компромиссный вариант наименования отрасли: конституционное (государственное) право.
В. Ф. Коток отмечал, что наука государственного права изучает не вообще нормативные предписания, а лишь те из них, которые закрепляют общественные отношения, определяющие основы общественного и государственного строя.
Представляется компромиссной позиция О. Е. Кутафина - предмет изучаемой отрасли по своему содержанию носит скорее конституционно- государственный, чем просто конституционный или просто государственный характер. По его мнению, были правы те участники дискуссии, которые предлагали назвать отрасль конституционным (государственным) правом.
Проблема определения предмета конституционного права.
М. В. Баглай считает, что предмет конституционного права охватывает две сферы общественных отношений: охрану прав и свобод человека и гражданина (отношения между человеком и государством); устройство государства и государственной власти (властеотношения). С его точки зрения, основы общественного строя не могут быть предметом правового регулирования конституционного права, поскольку гражданское общество не зависимо от государства, стоит над ним и строится на признании свободы и инициативы человека и объединений людей как в политической, так и в экономической областях.
С. А. Авакьяна, который под предметом конституционного права России понимает: основы конституционного (общественного) строя российского государства; сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; государственное устройство России; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
О. Е. Кутафин пришел к выводу что предмет конституционного права зависит от содержания конституции или других основополагающих документов, действующих в государстве на данном этапе его развития.
Таким образом, он подтверждает верховенство в отечественной правовой институционального подхода к определению предмета отрасли права, в том числе конституционного.
Предполагается, что уставное право города Москвы может рассматриваться в качестве подотрасли конституционного права Российской Федерации в силу того, что включает в себя несколько государственно- правовых институтов данной отрасли.
Среди отечественных ученых не вызывает возражений утверждение о том, что конституционное право является наиболее крупной, ведущей, основополагающей отраслью права,определяет основы и принципы других отраслей российского права. Б.Н. Страшун полагает нецелесообразным конституционное право считать только отраслью права поскольку оно скорее «не ветвь, а ствол национального права, из которого растут ветви- отрасли, чьи основные принципы коренятся в конституционном праве ».
О единстве двухуровневой системы конституционного законодательства свидетельствуют положения Конституции России, закрепляющие следующие основы (начала) конституционного (уставного) права субъекта Российской Федерации в целом и города Москвы в частности:
· во-первых, федеральная • Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 15);
· во-вторых, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов осуществляется в соответствии c Конституцией, Федеративным и иными договорами (ч. 3 ст. 11);
· в-третьих, статус субъекта Российской Федерации определяется Конституцией России и конституцией или уставом такого субъекта (ч. 1 и 2 ст. 66);
· в-четвертых, город Москва как столица Российской Федерации имеет особый конституционно- правовой статус (ч. 2 ст. 70);
· в-пятых, в Конституции определяется перечень вопросов, относящихся к исключительному ведению Российской Федерации, совместной компетенции России и субъектов и ведению субъектов Российской Федерации (ст. 71–73).
Отталкиваясь от анализа структуры Устава города Москвы от 28 июня 1995 г., можно выделить следующие государственно- правовые институты, образующие уставное право города:
1) основ уставного строя города Москвы (глава 1);
2) основ правового положения города федерального значения как субъекта и столицы Российской Федерации (главы 2 и 11);
3) основ территориального деления города Москвы (глава 3);
4) финансово- экономических основ уставного строя города Москвы (главы 4, 5);
5) организации и функционирования системы публичной власти в городе Москве (главы 6–9);
6) форм осуществления непосредственной демократии (гла- ва 10);
7) правового статуса жителя города Москвы (глава 1)2.
Приведенные положения Устава города Москвы имеют производный характер от указанных выше положений Конституции и образуют соответствующие государственно- правовые институты конституционного права и уставного права города Москвы.
На основании изложенного можно констатировать, что Уставное право города Москвы является подотраслью конституционного права Российской Федерации в силу следующих системообразующих факторов:
· во-первых, указанная подотрасль содержит общие принципиальные положения, присущие таким государственно- правовым институтам данной отрасли, как институты основ конституционного строя; федеративного устройства; организации публичной власти и др.;
· во-вторых, исходя из единства и общности конституционно- правовых норм, не только образующих указанные государственно- правовые институты, но и обеспечивающих согласованное функционирование двух уровней конституционного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, под уставным правом города Москвы следует понимать совокупность государственно- правовых норм, установленных и санкционированных федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города и закрепляющих основы: уставного строя города Москвы, правового положения города федерального значения как субъекта и столицы Российской Федерации, городского территориального деления, организации и функционирования системы публичной власти, финансово- экономические основы уставного строя Москвы, основы правового статуса жителя города.