Президент Российской Федерации – глава государства
Президент РФ - глава российского государства. Он представляет российское государство во взаимоотношениях с иностранными государствами и субъектами РФ.Президент РФ избирается путем всеобщего, равного и тайного голосования. Срок полномочий Президента РФ равен 4 годам. Одно и то же лицо не может быть избрано более 2 сроков подряд.
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет, в пользу которого на выборах Президента России проголосовало большинство граждан РФ, достигших возраста избирательного права (18 лет).
Не может выдвинуть свою кандидатуру на выборы Президента РФ гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, либо ограниченное в дееспособности (лишенное ее) вступившим в законную силу решением суда.
Президент РФ обладает президентской неприкосновенностью, т. е. в отношении Главы российского государства не допускаются: 1) арест; 2) личный досмотр; 3) обыск; 4) иные оперативные меры, применение которых ограничено федеральными законами.Применение этих мер к Президенту РФ возможно только в исключительных случаях, например задержание на месте преступления, личный досмотр, если это необходимо в целях безопасности населения.
Основные направления деятельности Президента РФ: 1) Президент РФ - гарант Конституции РФ, в силу этого он наделен неограниченным правом законодательной инициативы, а также правом вето в отношении принятых Государственной Думой федеральных законов в случае, если он считает, что вновь принятый закон не соответствует Конституции РФ, ее принципам и сущности; 2) Президент РФ гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ; 3) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, поэтому он вправе назначать и отзывать высших должностных лиц Вооруженных сил РФ, дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях, принимать верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей, награждать государственными наградами и выполнять иные функции в силу своего особого положения главы государства; 4) Президент РФ обеспечивает суверенитет РФ, ее независимость и государственную целостность, в связи с чем он вправе самостоятельно принимать оперативные решения, вызванные экстраординарными обстоятельствами, вводить военное или чрезвычайное положение на территории РФ и в ее регионах.
Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, он является как бы балансом, в их взаимоотношениях, помогает найти компромисс в случае спора и определяет основные направления государственной политики РФ.Президент РФ обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы.
Выборы Президента РФ регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[9] и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[10].
Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право выбирать Президента РФ принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему на день голосования 18 лет, если это право не ограничено в силу закона. Кандидатом на выборах Президента РФ может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не имеет права избирать Президента РФ и быть избранным Президентом РФ, участвовать в иных избирательных действиях лицо, признанное судом недееспособным или содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда. Кандидатом в Президенты РФ не может быть гражданин РФ, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом.
Выборы Президента в РФ проходят не менее чем 1 раз в 4 года, если не назначены внеочередные выборы. Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов принимается в пределах 100-90 дней до дня голосования. Это решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. С этого момента начинается регистрация кандидатов на должность Президента РФ. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Выборы Президента РФ могут быть проведены досрочно в случае отставки Президента РФ, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от его должности до истечения срока полномочий. Голосование на выборах Президента РФ осуществляется гражданами по месту постоянного жительства, где сведения об избирателях заносятся в специальные списки, Если избиратель в день голосования не имеет возможности проголосовать в соответствующем избирательном участке, он должен получить открепительное удостоверение. О дне, времени и месте голосования на выборах Президента РФ территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня досрочного голосования. Голосование на выборах Президента РФ проводится с 8 до 20 ч по местному времени. Оно осуществляется гражданами лично в специальном закрытом помещении путем отметки в избирательном бюллетене.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и осуществляется без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно. Об итогах подсчета извещаются все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие при подсчете голосов избирателей.
Основными полномочиямиПрезидента РФ являются: 1) назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, других членов Правительства РФ, направление его политики и принятие решения об отставке Правительства РФ; 2) представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3) представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности; 4) назначение судей федеральных судов; 5) формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; 6) утверждение военной доктрины РФ; 7) формирование Администрации Президента РФ; 8) назначение на должность и освобождение от нее полномочных представителей Президента РФ; 9) назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ; 10) назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; 11) назначение выборов в Государственную Думу; 12) роспуск Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; 13) назначение даты референдума в порядке, установленном федеральным конституционным законом; 14) внесение законопроектов в Государственную Думу; 15) подписание и обнародование федеральных законов; 16) обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; 17) решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища; 18) награждение государственными наградами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; 19) помилование; 20) руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств; 21) ведение пере го воров и подписание международных договоров РФ; 22) подписание ратификационных грамот; 23) принятие верительных и отзывных грамот аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
В сфере политических отношений Президент РФ: 1) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
В сфере взаимодействия с органами исполнительной власти Президент РФ: 1) может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 2) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия конституционным нормами федеральным законам, а также международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом; 3) представлять на одобрение Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ. Самостоятельно назначать на должность иных должностных лиц Правительства РФ и др.
Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях:
1) истечения срока полномочий;
2) отставки Президента РФ в силу невозможности осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья;
3) смерти Президента РФ;
4) отрешения Президента от должности Федеральным Собранием РФ в установленном порядке.
С истечением срока полномочий назначаются новые выборы Президента РФ. Это наиболее естественный способ прекращения полномочий Президента РФ.
Еще в период осуществления полномочий действующим Президентом РФ назначаются и проводятся выборы нового Президента РФ. С его вступлением в должность связывается момент окончания полномочий прежнего Президента РФ. Моментом окончания срока полномочий Президента РФ признается момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
Добровольная отставка Президента РФ Возможна по причине тяжелого физического состояния Главы государства. В этом случае Президент РФ предварительно извещает население страны о своей отставке.
Отрешение Президента РФ от занимаемой должности проводится в строго установленном федеральным законодательством порядке. Решение об отрешении Президента РФ принимается Советом Федерации ФС РФ 2/3 голосов от общего числа членов палаты Федерального Собрания. Это решение Совет Федерации должен принять в 3-месячный срок со дня выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Вопрос об отрешении Президента РФ от должности выносится на обсуждение Совета Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Обвинение Государственной Думы в отношении Президента РФ выдвигается при наличии заключения Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения на основании инициативы не менее чем 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ принимается 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.
Во всех случаях прекращения полномочий (кроме случаев отрешения от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления) бывшему Президенту РФ гарантируется: 1) неприкосновенность за мнения и действия, выраженные в связи с исполняемыми обязанностями по должности Президента РФ, если они не содержат в себе оскорбления или иного состава преступления; 2) выплата установленной пенсии Президенту в размере, отвечающем его положению; 3) сохранение всей его личной собственности, за исключением предоставленной ему в связи и на срок исполнения полномочий Президента РФ; 4) другие права, установленные федеральным законодательством.
В случае смерти Президента РФ его семье и близким гарантируется выплата соответствующего пособия и пенсий, а также сохранение всей собственности, за исключением предоставленной Президенту РФ для исполнения полномочий и на их срок.
Президент РФ в целях осуществления своих полномочий создает специальные органы, занимающиеся исполнением распоряжений и указов Президента РФ и осуществляющие специальные полномочия. К ним в первую очередь относятся: 1) Администрация Президента РФ; 2) Совет Безопасности РФ.
Порядок формирования и компетенция Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации»[11] и Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации»[12].
Эти органы осуществляют свои непосредственные обязанности, а также исполняют указы Президента РФ. Они являются прямо подотчетными Главе РФ. Администрация Президента РФ - это государственный орган, он обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ. Структура Администрации Президента РФ: 1) руководитель Администрации Президента РФ; 2) два заместителя руководителя Администрации Президента РФ; З) помощники Президента РФ; 4) пресс-секретарь Президента РФ; 5) руководитель протокола Президента РФ; 6) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах; 7) советники Президента РФ; 8) полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ; 9) старшие референты; 10) референты Президента РФ; 11) иные должностные лица.
В структуру Администрации Президента РФ входят самостоятельные подразделения, которые, в свою очередь подразделяются на департаменты. Администрация Президента и ее структурные подразделения подчиняются непосредственно Президенту РФ и руководителю Администрации.
Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. N 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации»[13] учрежден самостоятельный орган при Президенте РФ - Совет Безопасности РФ.
В состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности РФ, которым по должности является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации и постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Президент РФ формирует в Совете Безопасности РФ аппарат Совета. Аппарат Совета Безопасности РФ входит в состав Администрации Президента РФ и имеет статус Главного управления Президента РФ. К аппарату Совета Безопасности в пределах установленной штатной численности прикомандировываются 85 военнослужащих и лиц начальствующего состава органов внутренних дел РФ. Аппарат Совета Безопасности занимается организационно-техническим и информационно-аналитическим обеспечением деятельности Совета Безопасности РФ по реализации его полномочий в области безопасности личности, общества и государства. Руководство им осуществляет Секретарь Совета Безопасности. Он назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Секретарь Совета Безопасности имеет 2 первых заместителя и заместителей Секретаря Совета Безопасности. Он представляет Президенту РФ на утверждение структуру аппарата Совета Безопасности, предварительно согласованную с руководителем Администрации Президента РФ. Штатное расписание аппарата Совета Безопасности утверждает руководитель Администрации Президента РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Государственный совет РФ – это также совещательный орган, созданный при Президенте РФ в целях реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Деятельность Государственного совета РФ регулируется Положением о Государственном совете РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации»[14]).
Государственный совет включает в себя: 1) председателя Государственного совета (им является Президент РФ); 2) членов Государственного совета (ими являются высшие должностные лица либо руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ). Работа Государственного совета осуществляется на общественных началах, т. е. деятельность должностных лиц по работе в этом Государственном совете не оплачивается. В составе Государственного совета для решения оперативных вопросов формируется президиум, который включает в себя 7 членов Государственно, го совета. Состав президиума определяется Президентом РФ и замещается 1 раз в полгода. В полномочия президиума Государственного совета входит рассмотрение плана работы Государственного совета, повестки дня его очередного заседания, анализ реализации плана работы Государственного совета и его решений. Заседания президиума Государственного совета проводятся не реже 1 раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета. Государственный совет и его президиум в своей, структуре могут создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, вынесенных на заседание Государственного совета. Эти группы могут привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, как на оплачиваемой основе, так и на общественных началах. Организация деятельности Государственного совета осуществляется специальными подразделениями Администрации Президента РФ и Управлением делами Президента РФ.
Полномочные представители Президента РФ - это специально уполномоченные Главой РФ должностные лица, входящие в структуру Администрации Президента РФ. Правовой основой их деятельности является, помимо указанных выше актов Указ Президента РФ 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»[15]. Полномочные представители Президента РФ могут быть: 1) в федеральных округах (их деятельность координирует руководитель Администрации Президента РФ); 2) в Государственной Думе (деятельность этих представителей координирует заместитель руководителя Администрации Президента РФ – помощник Президента РФ); 3) в Совете Федерации (их направляет заместитель руководителя Администрации Президента РФ - помощник Президента РФ); 4) в Конституционном Суде РФ (направления деятельности данных представителей Президента РФ осуществляет также заместитель руководителя Администрации Президента РФ - помощник Президента РФ). Полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде осуществляют наблюдение за деятельностью соответствующих органов, присутствуют на их заседаниях, подготавливают и направляют Президенту РФ отчеты об их работе, осуществляют иные полномочия. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах контролируют деятельность органов власти субъектов РФ и информируют о ней Президента РФ, а в частности организуют в соответствующем федеральном округе работу по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; контролируют исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечивают реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента РФ и представляют Президенту РФ регулярные доклады об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, а также наделены правом внесения Президенту РФ соответствующих предложений.
Президент РФ по вопросам своего ведения принимает следующие нормативные акты:
1) Указы Президента РФ – это нормативно-правовые акты, изданные по вопросам о назначении и освобождении от должности руководителей органов федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении, помиловании и т. п.;
2) Распоряжения Президента РФ – это акты индивидуального характера, изданные в отношении конкретных либо определенных лиц, т.е. по оперативным, организационными кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента РФ.
Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. Они носят властный, прямой характер и обязательны на всей территории РФ для всех субъектов правоотношений. Указы и распоряжения имеют меньшую юридическую силу, чем законы РФ и регулируют отношения по организации и функционированию исполнительной власти и РФ. Главное отличие указов и распоряжений Президент РФ, состоит в предмете регулирования акта: указ - по вопросам назначения на должность лиц, гражданства, помилования и др., а распоряжение по оперативным вопросам. Акты Президента РФ издаются им самостоятельно и не должны утверждаться в Федеральном Собрании, ратифицироваться или получать одобрение в иной форме в субъектах РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только Президентом РФ. Указы Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальному опубликованию не подлежат акты Президента РФ, если они содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальное опубликование - это публикация текста указов Президента РФ в редакции, подписанной Главой государства, в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях либо обнародованы по телевидению и радио, распространены по почте государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям. Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания. Указы Президента РФ вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования. Если акты Президента РФ не подлежат официальному опубликованию, то они вступают в силу со дня их подписания либо в иной срок, если он установлен Президентом РФ. Контроль за исполнением указов Президента РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляет Правительство РФ, как орган исполнительной власти России. Указы и распоряжения Президента РФ по вопросам ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов могут быть признаны Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ. В этом случае эти акты прекращают свое действие, прекращают свое действие также акты, принятые на основании этого неконституционного акта Президента РФ. Не подлежат проверке Конституционным Судом акты Президента РФ по жалобам граждан и ненормативные его акты.