Правовое регулирование общественных отношений: понятие и стадии. Типы, методы и способы правового регулирования. Понятие о пределах и эффективности правового регулирования
Правовое регулирование — это регламентация общественных отношений посредством установленных общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных государственной охраной, защитой, а в необходимых случаях государственным принуждением.
Категория «правовое регулирование» выражает «динамическую сущность всей юридической надстройки»[41]. Она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность.
Правовое регулирование — это процесс последовательного использования правовых средств для достижения целей регулирования[42].
Это регламентация общественных отношений, представляющая собой систему разнообразных юридических средств которую составляют нормы права, юридические факты, правовые отношения, установление праводееспособности и правового статуса граждан, определение компетенции органов государства, правового положения общественных организаций, юридических лиц и других субъектов права.
К правовому регулированию нельзя подходить с узких позиций. Процесс регулирования направлен на широкий круг субъектов общественных отношений (государство, нации, организации, органы государства, граждане). Его можно охарактеризовать как особый формализованный метод государственной регламентации действий субъектов права. Мерилом правомерности этих действий выступают нормы права, издаваемые в целях согласования поведения одних субъектов права с правами и интересами других граждан, общества и государства.
Процесс правового регулирования (собственно правовое регулирование) состоит из следующих взаимосвязанных стадий, каждая из которых характеризуется различными особенностями.
Начальная (организационная) стадия, в которую входят:
определение праводееспособности граждан;
установление правового статуса граждан;
определение компетенции органов власти;
установление правового положения различных негосударственных, общественных и т. п. организаций.
Переходная, преобразующая (трансформационная) стадия наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействий), влекущих определенные юридические последствия. Это стадия юридического факта, после которого устанавливается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Юридический факт (событие или действие (бездействие)) и конкретное правоотношение — две взаимосвязанные, но самостоятельные части данной стадии.
Заключительная стадия (результат правового регулирования) — это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как:
реализованные гражданами субъективные права и обязанности;
выполненные органами государства задачи;
достижение уставных целей негосударственными организациями;
реализованная юридическая ответственность и т. д.
Результат является конечным моментом в правовом регулировании, но это не прекращает регулирования вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и в пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования.
В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделятьдва типа правового регулирования.
Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построенобщедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.
Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называтьразрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.
Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.
Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.
Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия.
Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные) отношения) достаточно очевидно различие между отношениями первой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах — отношения между властвующим и подвластным. Это характерно как для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.
В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.
Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).
По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.
Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.
Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.
В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.
Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.
В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.
Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ - запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.
В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.
К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.
К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).
С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.
Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого
регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то
возможны следующие ситуации:
Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство
регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера
правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол
в нерегулируемых сферах жизни.
Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования
слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое
контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность
граждан.
В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ
определения пределов правового регулирования:
В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения,
которые обладают определёнными признаками:
а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества,
так и интересы общесоциальные;
б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из
которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения
интересов другого;
в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила,
признания обязательности этих правил;
г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых
подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу
правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих
перечисленным признакам:
Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).
Отношения по властному управлению обществом.
Отношения по обеспечению правопорядка.
Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и
необходимого правового регулирования.
Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел
правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных
отношений для государства и общества.
Эффективность механизма правового регулирования.
Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между
результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью
Целями механизма правового регулирования являются следующие:
Во – первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых
нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в
рамках которых они будут функционировать.
Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-
психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его
нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и
значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому
процессу.
Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование
правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового
регулирования.
За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к
нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения
интересов.
Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто
необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые
места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм,
а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм
правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства,
представляющие разные виды правового регулирования, который дает
управленческому процессу дополнительные возможности.
Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме
придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его
функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит
достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в
целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в
нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации
права, торможению правового эффекта.
Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно
влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления
законности и правопорядка.
Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового
регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования
должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать
благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его
правового статуса.