Статья 1 Конституции Республики Беларусь гласит «Республика Беларусь - ?» (унитарное демократическое социальное правовое государство)
Основным законом Республики Беларусь является Конституция. Она является ядром правовой системы государства, которой должны подчиняться все ее граждане вне зависимости от их статусного, материального, должностного, политического и иного положения в обществе.Конституция занимает важное место в закреплении государственного суверенитета. Первым шагом на пути к обеспечению государственного суверенитета республики стала Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятая Верховным Советом Республики Беларусь 27 июля 1990 года. В статье 12 данного документа говорилось о том, что положения Декларации будут реализованы Верховным Советом путем принятия новой Конституции и законов Республики Беларусь. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях.
Конституция Республики Беларусьбыла принята Верховным Советом 15 марта 1994 году. Конституция установила новую – президентскую форму правления, в результате чего главой государства и исполнительной власти стал Президент. С целью уточнения статей Конституции по инициативе Президента Александра Григорьевича Лукашенко 24 ноября 1996 года был проведен республиканский референдум. Белорусский народ поддержал проект Конституции предложенный президентом (70,4 %). 17 октября 2004 года в результате проведения республиканского референдума в Конституцию Республики Беларусь было внесено изменение в статью 81-ую. Из неё была исключена часть вторая «Одно и тоже лицо может быть Президентом не более двух сроков».
Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 состоит из 9 разделов и 146 статей. Согласно Конституции Главой государства является Президент Республики Беларусь. Он считается гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по защите суверенитета Республики Беларусь, её национальной безопасности и территориальной целостности, осуществляет посредничество между органами государственной власти. В Конституции предусмотрено участие Президента в осуществлении законодательства. Он получил право законодательной инициативы, что означает право издавать декреты, имеющие силу законов и являющиеся обязательными для исполнения на всей территории Беларуси. Высшим единственным законодательным и представительным органом власти в Республике Беларусь является парламент, который носит название Национальное собрание и состоит из двух палат – Палаты Представителей и Совета Республики. За парламентом закреплены функции обсуждения законов, государственного бюджета, контроль за исполнением бюджета. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется всем населением республики, которое обладает избирательным правом. Совет Республики является палатой территориального представительства. Исполнительную власть в нашей стране осуществляет правительство – Совет Министров Республики Беларусь. Он подчинен Президенту и подотчетен Парламенту. Судебная власть принадлежит судам и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Контроль за конституционностью правовых актов в государстве осуществляет Конституционный суд.
Государственный и общественный порядок, который определен демократической конституцией как основным законом страны, называется конституционным строем. В качестве основ конституционного строясовременной Беларуси можно назвать: демократию, народный суверенитет и народовластие, правовую и социальную государственность, оптимальный баланс прав и законных интересов государства, общества и человека.
Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета,под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2 Конституции). Суверенитет государства — это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок.
С принципом государственного суверенитета непосредственно соседствует принцип народного суверенитета,который означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдумах, при проведении парламентских, президентских выборов, выборов в местные органы власти), так ичерез представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.
В соответствии с Конституцией Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством(ст. 1).Демократический политический режим представляет собой форму организации политической жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным выбором населения того или иного варианта социального развития. Он организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. На протяжении последних пятнадцати лет в Беларуси последовательно укореняются основные принципыдемократического образа жизни, среди которых можно назвать следующие:
— равноправие граждан на участие в управлении государством;
—выборность основных органов власти,
—политический плюрализм, многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его;
— независимость суда;
— свобода формирования и выражения собственного мнения;
— провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
— реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную;
Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство— это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство в своей деятельности опирается на ряд принципов:
— верховенство права, законов во всех сферах жизни.
— незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их защита государством;
— деятельность органов государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Это дает возможность гражданам
контролировать органы государственной власти
— взаимная ответственность личности и государства. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои деяния перед законом;
— политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании политических партий, общественных организаций, наличии разных идеологических постулатов, течений, взглядов.
В Конституции Республики Беларусь провозглашаются практически все принятые в мировом сообществе права и свободы человека. Статьи 3 и 21 Конституции гласят, что высшей ценностью и целью белорусского общества и государства являются права и свободы личности и гарантии их реализации. Правовой статус гражданина закреплен во втором разделе Конституции Республики Беларусь «Личность, общество и государство». В соответствии с этим разделом гражданине Республики Беларусь наделены личными, политическими, социально-экономическими и культурными правами. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для достойного и свободного развития личности. Конституция гарантирует каждому право на жизнь, на защиту от любых противоправных посягательств, закреплено положение об обеспечении государством свободы, неприкосновенности. Гражданам Беларуси гарантируется защита и покровительство государства, как на территории страны. Основу социально-экономических прав белорусских граждан составляют право на труд, здоровье и безопасные условия труда, на социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях. Все граждане равны перед законом, однако он ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией. В частности, они должны соблюдать законы и национальные традиции, уважать достоинства, права, свободы и интересы других людей, беречь культурно-историческое наследие, охранять природу, принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и других платежей.
В новой редакции Конституция Республики Беларусь определяет Беларусь как социальное государство,политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защиты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей.
Любой основной закон силен, прежде всего, своим реальным воплощением в жизни, он реализуется в каждодневных делах страны. Соблюдать Конституцию, как основной закон страны, укреплять государственно-правовые отношения – патриотический долг каждого из нас.