А. Особенности социального положения молодежи
· переходность положения
· высокий уровень мобильности
· освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса
· активный поиск своего места в жизни
· благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане
Б. Молодежь — это наиболее активная, мобильная и динамическая часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами:
· неустойчивость психики
· внутренняя противоречивость
· низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia — терпение)
· стремление выделиться, отличаться от остальных
· существование специфической молодежной субкультуры
Типичным для молодежи является объединение в неформальные группы, которые характеризуются следующими признаками:
2. Признаки неформальных молодежных групп
· возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации
· обязательные для участников и отличающиеся от типичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки)
· выражение иных ценностных ориентаций или даже мировоззрения, стереотипов поведения, не характерных для общества в целом
· самоорганизация и независимость от официальных структур
· относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников группы
· атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности
В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.
Типы самодеятельности молодежи
Наименование типа | Его характеристика |
Агрессивная самодеятельность | Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития |
Эпатажная (фр. epater — поражать, удивлять) самодеятельность | Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям, как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на се6я со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.) |
Альтернативная самодеятельность | Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которое становится самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. п.) |
Социальная самодеятельность | Направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.) |
Политическая самодеятельность | Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы |
Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.
Этнические общности
1. Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности Земли входят в состав двухсот с лишним государств. Поэтому большинство современных государств полиэтничны. Например, в Индии проживает несколько сотен этнических общностей, в Нигерии насчитывается 200 народов. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций.
2. Этническая общность— это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием и исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подробных образований.
А. | Виды этнических общностей | |||||||||||||||
Род[3] | Племя | Народность | Нация | |||||||||||||
Группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материн- ской или отцовской) | Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов | Исторически сложив-шаяся об-щность лю-дей, объеди-няемая об-щей терри-торией, язы-ком психическим складом, культурой | Исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания | |||||||||||||
2. В социологии широко используется понятие «этнические меньшинства», которое включает в себя не просто количественные данные:
· его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими этносами из-за дискриминации (принижения, умаления, ущемления) со стороны остальных этнических групп
· его члены испытывают некое чувство групповой солидарности, «принадлежности к единому целому»
· оно обычно в какой-то степени физически и социально изолировано от остального общества
3. Предпосылки складывания этноса
· Естественной предпосылкой складывания того или иного этноса служила общность территории, поскольку она создавала необходимые условия для совместной деятельности людей. Однако в дальнейшем, когда этнос сформировался, этот признак утрачивает главное значение и может совсем отсутствовать. Так, некоторые этносы и в условиях диаспоры (от греч. diaspora — рассеяние) сохраняли свою идентичность, не имея единой территории.
· Другое важное условие формирования этноса — общность языка. Но и этот признак не может считаться универсальным, так как в ряде случаев (например, США) этнос складывается в ходе развития хозяйственных, политических и других связей, а общие языки являются результатом данного процесса.
· Более устойчивый признак этнической общности — единство таких компонентов духовной культуры, как ценности, нормы и образцы поведения, а также связанные с ними социально-психологические характеристики сознания и поведения людей.
· Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общности выступает этническое самосознание — чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, исторических судеб, а также традиции, обычаи, обряды, фольклор, т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.
Национальные интересы. Благодаря этническому самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание этнических интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой они реализуются.
Отметим две стороны национальных интересов:
Национальные интересы | |||||||||||
необходимо сохранять свою особленность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, языка, стремиться к росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития | необходимо психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес», следует обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур | ||||||||||
5. Этнонациональные общности развиваются от рода, племени, нации, доходя до уровня нации-государства.
Производным от понятия «нация» является термин «национальность», который употребляется в русском языке как наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе.
Многие современные исследователи считают классической нацию межэтническую, в которой на первый план выходят общегражданские качества и вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов — язык, своя культура, традиции, обычаи.
Межэтническая, гражданская нация является совокупностью (сообществом) граждан того или иного государства. Часть ученых полагают, что формирование такой нации означает «конец нации» в этническом измерении. Другие же, признавая нацию-государство, считают, что надо говорить не о «конце нации», а о ее новом качественном состоянии.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
1. Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление.
А. Они включают две разновидности:
Межнациональные отношения | ||||||||||||||
отношения между разными национальностями внутри одного государства | отношения между разными нациями-государствами | |||||||||||||
формы отношений | ||||||||||||||
мирное сотрудничество | этнический конфликт (от лат. conflictus — столкновение) | |||||||||||||
Б. Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.