Идея Евразийского союза Президента РК Н.А. Назарбаева и ее реализация
В многогранной и глубокой деятельности лидера нации одной из стержневых идей является евразийство.
К середине XX века идеи евразийства были практически забыты. Своеобразным воскресителем данной концепции стал Л. Гумилев, который, творчески используя, дополнил ее собственными разработками. В этом ряду следует особо выделить его теорию пассионарности как развития евразийского идеализма. По Гумилеву основными носителями эволюции являются пассионарии – люди особого темперамента и великих дарований, которые и становятся творцами новых этносов, культур и государств.
Как известно, президент Казахстана впервые обнародовал ее в 1994 году в стенах Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, предложив вдохновляющую перспективу создания Евразийского союза, который объединял бы постсоветские государства во имя лучшего будущего. Назарбаев – построить союз равноправных независимых государств, направленный на реализацию государственных интересов каждой страны. На сегодняшний день предложенный проект, основанный на многоуровневой и разноскоростной интеграции, успешно работает в виде различных объединений. Подписанное в 1995 году Соглашение о Таможенном союзе (ТС) стало ярким свидетельством выверенной основательности предложений президента Казахстана о необходимости усиления экономического взаимодействия постсоветских республик. Практическое наполнение евразийская идея обрела в таких авторитетных организациях, как ЕврАзЭС, ШОС .
Отличительной чертой реализации доктрины Назарбаева является четкая системность и логическая последовательность действий. Как известно, в ТС входил консолидированный рынок с населением в 170 миллионов человек. ТС стал одним из ключевых игроков на рынке энергоресурсов. Следующей ступенью развития евразийской идеи становится формирование с 2012 года Единого экономического пространства (ЕЭП) или, по сути, Общего рынка евразийского формата. И, наконец, высшей ступенью эволюции явится создание Евразийского экономического союза. По такой модели благополучно живут, к примеру, 27 государств Евросоюза, являющихся одними из ключевых игроков глобальной геополитики и геоэкономики.
Особо необходимо отметить, что по мере продвижения экономических и политических факторов общего развития государств, входящих в ЕЭП, будут продвигаться вопросы социальной, духовной и культурной сфер.
Макротема взаимодействия и сближения цивилизаций, культур, обществ и государств Востока и Запада занимает одно из важных мест в евразийской доктрине Назарбаева. Именно поэтому Казахстан стал постоянной площадкой для международного диалога культур и религий. На сегодня Съезды лидеров мировых и традиционных религий являются популярным общественно-политическим брендом страны. Кроме того, наша страна вошла в ряд государств – глобальных политических менеджеров. Успешное председательство Казахстана в ОБСЕ, 7-й Саммит глав государств этой организации, привнесший в мировой общественно-политический контент концепт «Дух Астаны», действующее руководство в Организации исламского сотрудничества – все это является убедительным свидетельством успешности стратегического курса президента Казахстана Н. А. Назарбаева, следующего в фарватере реализации евразийской доктрины.
По моему мнению, современную общественно-экономическую модель, функционирующую в Казахстане, можно отнести к примерам практического воплощения духа Евразии. Система миротворческих взглядов, сложившиеся общественные ценности, основанные на обоюдном уважении, тесном сотрудничестве, взаимообогащении культурами, – это действующие факторы евразийского объединения, осуществленные в нашей стране.
Будущее, несомненно, – за интенсивной интеграцией. Прежде всего – за евразийской. Потому что у постсоветских государств – общая история, тесное переплетение языков и культур, практически одна структура экономики. «К стабильному процветанию – через евразийство!» – такова основная максима евразийской доктрины президента Казахстана Н. А. Назарбаева, которая успешно претворяется в нашей стране.
73.Конституция Республики Казахстан 1995 г. - Конституция суверенного государства. Основные положения Конституции.
Конституционная реформа, начатая с Декларации о государственном суверенитете в октябре 1990 г. (25 окт.), продолженная принятием2-х конституций переходного периода (1-я – 28 января 1993 г., 2-я – 30 августа 1995 г.) и ряда конституционных актов, не завершена и находится на стадии «переходности» к созданию эффективно работающих конституционной и законодательной баз государства.
1 конституция (28.01.1993) обнаружила оторванность от социально-экономических и политических интересов казахского общества;
Первая Конституция позволила смягчить правовые и государственные проблемы, возникшие при переходе от одной системы к новым отношениям в переходный период.
Новая конституция принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 (имеет 9 разделов): была закреплена исторически необходимая система правления страной – Президентская республика по форме, но по многообразию и гибкости элементов этого правления казахстанская форма президентского правления обретает по Конституции 1995 года, завершённый вид особой системы разделения и функционирования единой государственной власти в обществе; значительное усиления института президентства;
новое: представителями казахстанского народа, являются Парламент и Президент, но последний имеет право неограниченное выступать о имени народа, а Парламент только «в пределах его конституционных полномочий».
Развила 3 ветви власти: исполнительную, законодательную, судебную; Президент – основной арбитр между 2 ветвями власти: исполнительной (правительство) и законодательной (парламент);
Чётко ограничен круг деятельности парламента и функции палат парламента; права и обязанности президента; компетенция правительства и его подотчётность парламенту; функционирование местных исполнительных органов. Впервые заложен институт импичмента президенту; Определены основные ориентиры правовой системы, судебной власти; разделены органы следствия и прокуратуры, разработка новых кодексов; Усилен раздел прав человека и гражданина; Заложила институты рыночной экономики.
Отличие конституции 1995 от конституции 1993г.: установила право собственности (в том числе и на землю);
записала перечень прав человека, не зависящих от экономики (свобода слова, партийность);
сформировала зарождающимся рыночным отношениям соответствующие права человека (право на труд, на минимум медицинских услуг, на свободный выбор трудовой деятельности); чётко очерчен круг обязанностей исполнительной, судебной, законодательной властей; установила защиту и утверждение прав человека не в правительстве, не у президента, а в суде. Как в любом правовом государстве. В конституции заложен фундамент правового государства и любой гражданин РК должен изучать её, использовать закреплённые в ней права общества.
Конституция Республики Казахстан 1995 года. Выборы в двухпалатный парламент.
В начале июля 1995г. на всенародное обсуждение был вынесен проект новой Конституции. Срок был определен в один месяц, до 30 июля 1995г. После чего проект Конституции предполагалось вынести на референдум. В августе 1995г. были подведены официальные итоги обсуждения проекта Конституции. Согласно этим данным в обсуждении проекта приняло участие 3 млн.человек. Внесено 30 тысяч предложений, в результате в проект внесено 1100 поправок. Изменилось 55 статей из 99 и появился новый раздел - "Конституционный Совет". 30 августа 1995г. состоялся республиканский референдум по проекту новой Конституции. По официальным данным, в референдуме приняло участие свыше 90% граждан, имевших право голоса. За принятие Конституции проголосовало 89%, против - почти 10% из участвовавших в голосовании. 30 августа объявлен днем Конституции РК. Согласно Конституции Республики Казахстан утверждает себя демократическим, советским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.