Индия во второй половине XX века
Послевоенные годы для индийских народов были отмечены суровыми трудностями и испытаниями. Сельское хозяйство, претерпевшее в годы войны острый кризис, переживало к концу войны упадок. Голод вновь охватил ряд важнейших районов страны.
Нехватка продовольствия и промышленных товаров привела к значительному росту цен. В результате снижения общего уровня производства, а также закрытия военных предприятий десятки тысяч рабочих были выброшены на улицу. В июне 1947 г. новый вице-король лорд Маунтбэттен опубликовал план передачи власти Индии. Индия расчленялась по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан. Вновь образованные государства получали права доминионов. Княжествам предоставлялось право решать, в какой из доминионов они войдут. Предварительная процедура раздела страны сопровождалась политическими конфликтами и индусо-мусульманскими погромами, особенно в Бенгале и Пенджабе.
15 августа была провозглашена независимость Индии. Изменение государственно-правового статуса страны открывало принципиально новую страницу ее истории. Учредительное собрание получило полномочия издавать свои законы, приступило к работе первое независимое правительство. Первым премьер-министром Индии стал Джавахарлал Неру. Наиболее сложная ситуация сложилась в княжестве Джамму и Кашмир, где была высокая концентрация мусульманского населения. Соглашение о присоединении этого княжества к Индии представляло ему особую автономию и оставляло открытым вопрос о его будущем статусе. Это послужило в дальнейшем причиной нескольких военных конфликтов между Индией и Пакистаном, а также усилило столкновения между индусами и мусульманами в княжестве. Кульминационным моментом трагических событий 1948 г. стало убийство членом индуистской организации лидера Ин дии Мохандаса Карамчанда Ганди, выступавшего за налаживание единства индусов и мусульман. Крупным событием в процессе укрепления суверенитета страны было принятие конституции Индии, коренным образом отличавшейся от прежней, колониальной. Индия объявлялась суверенной демократической республикой. Высшая законодательная власть передавалась Всеиндийскому парламенту, состоящему из Народной палаты и Совета штатов. Конституция была введена в действие 26 апреля 1950 г., и ее провозглашение придало законченный характер политической самостоятельности Индии. Стремясь обеспечить целенаправленное строительство, правительство Неру приступило к программированию пятилетних планов развития. При утверждении Второго плана (1956—1961 гг.) было принято решение о том, что национализированные отрасли экономики должны оставаться у государства, а в металлургии, химии, станкостроении, автомобильном и морском транспорте доля государственных предприятий подлежала увеличению.
Существенным элементом внешней политики ИНК стали неприсоединение к военным блокам и стремление к консолидации молодых независимых государств. Курс Неру включал установление и развитие дружественных отношений с Советским Союзом. Выборы 1967 г. показали, что ИНК, сохранив положение самой влиятельной партии, все же потерял часть мест в парламенте и Законодательных собраниях штатов. Больше мандатов и мест в парламенте получили правые партии и коммунисты, обострилась внутрипартийная борьба в местных организациях ИНК.
Стремясь восстановить популярность Конгресса, Индира Ганди (дочь Дж. Неру), возглавившая в 1966 г. правительство, и ее сторонники в Конгрессе и вне его выступили за проведение новых ре-форм, направленных на поощрение мелкого производства, расширение сферы деятельности госсектора. И. Ганди провела законы о национализации 14 крупных банков, а затем и оптовой торговли. В ходе осуществления этих мер были созданы филиалы банков по всей стране, что привело к увеличению банковских депозитов, накоплению средств и росту ассигнований на развитие госсектора. Правительством также была ограничена деятельность монополий, снижен налог на небольшие участки земли, уменьшен земельный максимум.
На очередных выборах в 1980 году победу вновь одержала Индира Ганди, несмотря на кризисную ситуацию в стране.
На фоне экономических проблем в первой половине 1980-х гг. увеличились террористические вылазки и беспорядки в Пенджабе и некоторых других штатах. Экстремистские сикхские организации (более половины жителей Пенджаба — сикхи — последователи религиозного учения, возникшего на рубеже XV—XVI вв.) выдвинули лозунги отделения Пенджаба от Индии и создания священного сикхского государства Халистан («Страна чистых»). Всю ответственность за это они возложили на И. Ганди, и 31 октября 1984 г. она была убита. Убийство И. Ганди вызвало вспышку погромов против сикхов в других штатах (40% сикхов проживают за пределами Пенджаба) и ответные террористические действия сикхов в Дели и Пенджабе.
Раджив Ганди, ставший премьер-министром после гибели своей матери, сумел добиться пресечения погромов и взял курс на политическое решение пенджабского кризиса. Однако акты террора продолжались. Число жертв исчислялось в 1987 г. сотнями, а в 1988 г. — тысячами.
В 1990 г. резко обострилась обстановка в другом северном штате — Кашмире. Сепаратистские группировки (в частности, «Фронт освобождения») добивались создания независимого государства, что осложнялось претензиями на этот штат со стороны Пакистана. Основным средством борьбы стал террор: от рук сепаратистов гибли не только сотни индусов, но и выступавшие против насилия мусульмане; участились случаи похищения заложников, взрывы школ, больниц. В экономической области правительство Раджива Ганди вернулось к курсу либерализации экономики и интегрирования ее в мировое хозяйство В 1991 г. тамильскими (народность Южной Индии) террориста-ми во время избирательной кампании был убит Р. Ганди.
Новым премьер-министром стал В. Нарасимха Рао. Экономический курс нового правительства предполагал развитие по среднему пути: между командной и рыночной экономикой, с сохранением заботы государства об основании индийской социальной пирамиды, которую составляют огромные массы бедняков (так называемая экономика направляемая или ведомая рынком).
Однако общество не отказалось от поддержки реформ. Несмотря на смену с 1996 по 1998 г. трех коалиционных правительств, все пни продолжили курс преобразований.
В свою очередь, пришедшее к власти в марте 1998 г. правительство новой коалиции во главе с премьер-министром А. Б. Ваджпаи (лидер и один из основателей Индийской народной партии (БДП)) сделало акцент на преимущественное использование внутренних ресурсов и возможностей при реформировании экономики. Оно заявило о необходимости защиты индийского предпринимательства (особенно мелкого производства и сельского хозяйства) от иностранной конкуренции.
Вопросы к лекции:
1. Каковы основные итоги войны для Японии?
2. Политический статус Японии? Основные направления политики АВА?
3. Что такое «экономическое чудо»? Каковы его причины?
4. Каковы основные политические черты развития Японии в 70-90 – е годы?
5.Время образование КНР? Политика правительства КНР в 50-е годы?
6. Каковы основные направления внешней политики КНР во второй половине XX века?
7.Основные направления экономической политики КНР в 60-90- е годы?
8. Каковы последствия образования двух независимых государств Индии и Пакистана?
9. Основные направления экономической политики Индиры Ганди?
10. Каковы особенности развития Индии в 90-х годах 20 века?