Право и политика. право и культура
Право и политика тесно связаны друг с другом, в их социальном назначении много общего, они оказывают взаимное влияние.
Общее у них, во-первых, то, что и право, и политика обусловлены объективными потребностями и интересами людей. Во-вторых, их социальное назначение состоит в том, чтобы упорядочивать общественные отношения, разрешать социальные конфликты.
Вместе с тем это различные явления. Различия между ними заключаются в следующем:
1) политика охватывает более широкий круг отношений по сравнению с правом. Политика проникает во многие части надстройки и формы общественного сознания. Право регулирует менее узкий круг общественных отношений, т. е. право не исчерпывает всей государственной политики;
2) политика — более динамичное явление, чем право. Политика быстрее реагирует на новые общественные потребности и в этом плане как бы предшествует праву. Право медленнее реагирует на изменения в общественных отношениях;
3) политика имеет более разнообразные формы и методы выражения, чем право. Право имеет строго определенную форму выражения (закон, указ, постановление и др.), а методы воздействия права на общественные отношения ограничены: диспозитивный, императивный, рекомендательный и поощрительный методы регулирования.
Надо отметить, что право не представляет собой пассивной формы политики. Посредством права решаются многие важные, принципиальные политические задачи, право активно способствует реализации политики, не растворяясь и не исчезая в политике.
Не все общественные отношения, регулируемые правом, имеют политический характер, например экономические, семейные, религиозные и другие отношения. Но при их правовом регулировании проводится определенная политика государства. Если государство считает необходимым урегулировать посредством права какие-либо общественные отношения, то это означает, что государство включает их в сферу своей политики.
В теории государства и права сложились два противоположных подхода к трактовке соотношения политики и права.
Первый подход исходит из приоритета политики, в частности утверждается: право ничто без политики, не существует права аполитичного, независимого от политики. При этом подходе право рассматривается как инструмент политики, рычаг политических преобразований. Этот подход был господствующим в советское время.
Второй подход состоит в том, что приоритет отдается праву: право трактуется как фундамент всех политических процессов.
Однако многие юристы полагают, что нельзя однозначно подходить к соотношению права и политики. В каждом типе государства это соотношение различно. Поэтому требуется конкретно исторический подход, который позволяет выявить роль права или политики в той или иной ситуации. Известно, что политика может быть инициатором прогрессивных социальных изменений, а право, напротив, будет тормозить эти реформы. В ряде случаев принятые реакционные законы были отменены только благодаря усилиям политических движений и политических деятелей.
Представляется более правильным исходить из того, что политика и право — два способа существования государственной власти. Они тесно взаимодействуют и оказывают влияние друг на друга. Право, например, должно выступать ограничителем политики, политика, в свою очередь, является средством реализации и функционирования права.
При рассмотрении таких обширных понятий, как «культура» и «право», необходимо обозначить для себя уровни этих двух терминов. Как нам видится, «культура» есть более широкое понятие, чем «право», т.е. «право есть феномен культуры». Один из первых исследователей культуры, антрополог Э. Тэйлору раскрывает культуру следующим образом: «Культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества».
Поскольку культура— выражение специфически человеческого способа деятельности, постольку она по своей природе нормативна; следовательно, культурные и правовые нормы могут совпадать по своему содержанию, т.е. они могут заключать в себе одни и те же правила поведения. Культурная норма всегда социальна, ибо социальна человеческая деятельность, ею нормируемая. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативностъ как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации отношений и поведения. Ее сутью является появление объективных, от индивидов не зависящих правил поведения и обеспечение их выполнения
Все они входят в общую культуру, тем самым превращая ее в весьма сложный общественный феномен. Социализация индивида, т.е. включение его в наличную систему общественных отношений, сопровождаемое овладением им культурными ценностями всякого рода, есть вместе с тем усвоение им права. Усвоенное право, ставшее свойством, собственной характеристикой личности, обеспечивает соблюдение правил поведения юридического характера само собой, без вмешательства со стороны кого бы то ни было, в том числе и государства. Сказанное относится исключительно к праву, но не к законодательству, которое может являться не плодом естественно- исторического развития, а продуктом нормотворческой деятельности государства. Законы становятся частью культуры постольку, поскольку они совпадают с правом, санкционируя сложившиеся культурно-правовые правила поведения. Правовые нормы входят не только в структуру личности, будучи усвоенными ею, но и становятся фактом правосознания.