Правоограничения общегражданского статуса осужденных
В кратком виде правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.
Общепринято выделение трех видов правового статуса личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус определенной категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина.
Правовое положение осужденных к лишению свободы представляет собой разновидность специального правового статуса.
Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, так как осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. В ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменять его.
Исходя из этого в Федеральном законе Российской Федерации от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 20 названного акта отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.
Сохранение гражданства означает, что осужденный к уголовному наказанию пользуется общегражданскими правами, а также несет обязанности, возложенные на граждан Российской Федерации.
Кроме того, сохранение гражданства имеет важное морально-политическое значение. Государство не отказывается от своих осужденных граждан, не мстит осужденным, оно уважает и охраняет их права, свободы и законные интересы так же, как и законопослушных граждан (ч. 1 ст. 10 УИК РФ).
Вместе с тем осужденные к лишению свободы ограничены в пользовании некоторыми правами и свободами, присущими общему правовому статусу, т.е. у осужденных к лишению свободы имеются правоограничения общегражданского статуса.
Сущность правового ограничения состоит в побуждении осужденных к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживании социально вредного поведения - с другой.
Другими словами, осужденный к лишению свободы претерпевает неблагоприятные последствия совершенного им преступления, которые выражаются не только в ограничениях гарантированного Конституцией права на свободу передвижения и выбора места жительства, но и других прав и свобод, реализация которых невозможна при исполнении наказания в виде лишения свободы.
Пределы ограничения прав человека и гражданина согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, который может их ограничить только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Так как наказание в виде лишения свободы назначается за деяния, опасные для личности, общества и государства, в целях защиты общества от преступных посягательств лицо, осужденное к лишению свободы, согласно вышеназванной норме ограничивается в ряде гарантированных Конституцией прав и свобод.
Рассмотрим правоограничения общегражданского статуса осужденных к лишению свободы более детально.
Прежде всего, Конституция гарантирует личные права и свободы гражданина, которые призваны обеспечить защиту личной (частной жизни) человека. Осужденные лишаются многих личных прав, например права на свободу передвижения, выбора места жительства и выезда за пределы РФ (ст. 27 Конституции РФ). Это вполне объяснимо, учитывая специфику наказания. Осужденные лишены права на личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ). Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, подвергаются обыску, а их вещи - досмотру (ч. 5 ст. 82 УИК РФ). Осужденные лишены права на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (ст. 23 Конституции РФ). В исправительных учреждениях осужденные содержатся в условиях постоянного надзора и контроля, в том числе с использованием технических средств (ч. 1 ст. 82, ст. 83 УИК РФ), посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру (ч. 4 ст. 90 УИК РФ), получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция (кроме заявлений в контролирующие органы) подвергаются цензуре (ч. 2 ст. 91 УИК РФ), телефонные разговоры осужденных контролируются персоналом исправительного учреждения (ч. 5 ст. 92 УИК РФ). Таким образом, можно сделать вывод, что осужденные к лишению свободы лишены значительной части личных прав и свобод, что связано со спецификой данного вида наказания.
Политические права и свободы призваны обеспечить участие гражданина в политической и общественной жизни страны. В наибольшей степени осужденные поражаются именно в политических правах. Косвенные ограничения существуют на производство и распространение информации, поскольку компьютеры, аудио- и видеозаписывающая аппаратура, пишущие машинки и множительные аппараты относятся к числу запрещенных предметов. Осужденные существенно ограничены в праве на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Осужденные не имеют права на создание политических партий, религиозных объединений, профессиональных союзов и т.д. Но в исправительных учреждениях могут создаваться кружки по интересам (спортивные, филателистические и т.д.), самодеятельные организации осужденных как органы ограниченного самоуправления. Все эти объединения работают под контролем администрации исправительного учреждения и не могут рассматриваться как общественные объединения в полном смысле этого слова (они не подлежат регистрации, у них нет устава, нет постоянного членства и т.д.).
Осужденные полностью лишаются права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст. 31 Конституции РФ). Проведение собраний и митингов может квалифицироваться как групповое неповиновение (ст. 116 УИК РФ) или массовые беспорядки (ст. 85 УИК РФ) со всеми вытекающими последствиями. Осужденные лишены права на участие граждан в управлении делами государства, закрепленного в ст. 32 Конституции РФ, - они лишены активного и пассивного избирательного права, лишены доступа к государственной службе, не могут участвовать в отправлении правосудия.
Осужденные имеют право на образование (ст. 43 Конституции РФ, ст. 112 УИК РФ). Но они не могут продолжить обучение в тех заведениях, где учились до осуждения.
Право на защиту материнства и детства (ст. 38 Конституции РФ) имеет определенные ограничения. Осужденные к лишению свободы лишены возможности заниматься воспитанием своих детей. Вместе с тем осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, может быть предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком 14-летнего возраста (ст. 177 УИК РФ), но не всем, эта отсрочка не предоставляется женщинам, осужденным на срок свыше пяти лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Осужденные женщины могут помещать своих детей в дома ребенка при исправительных учреждениях и проживать совместно с ними, но только до достижения детьми возраста трех лет (ст. 100 УИК РФ).
Осужденные не теряют права собственности, т.е. права владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (ст. 35 Конституции РФ). Но есть существенные различия в правомочиях на имущество, находящееся вне исправительного учреждения, в том числе недвижимое, не освобождаются они и от обязанностей по содержанию этого имущества. Однако они ограничены в полномочиях собственника: не могут пользоваться имуществом, а распоряжаются им только через доверенного представителя. В отношении имущества, которое может иметь в личном пользовании осужденный в исправительном учреждении, существуют прямые ограничения на владение, пользование и распоряжение им (ч. 8 ст. 82, ч. 7 ст. 88 УИК РФ). Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов не должен превышать 50 кг. Существует специальный Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений). Конституционный Суд подтвердил правомочность установления таких ограничений для осужденных к лишению свободы (Определение КС РФ от 20 апреля 2001 г. N 145-О).
Осужденные, как граждане РФ, не освобождаются от исполнения общегражданских обязанностей, например заботы о несовершеннолетних детях, нетрудоспособных родителях - ст. 38 Конституции РФ. Но федеральным законом могут быть установлены исключения из этого правила. Так лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, не подлежат призыву на военную службу (п. п. "а", "б" ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). На период отбывания этого наказания исполнение воинской обязанности приостанавливается.
Однако это, на наш взгляд, не означает, что осужденный полностью лишен права защищать свое Отечество (ст. 59 Конституции РФ).
В соответствии с Конституцией РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Понятно, что в мирное время призвать в Вооруженные Силы лиц, отбывающих наказание, было бы нелогично. Вместе с тем в военное время в условиях крайней необходимости защиты Отечества Президент страны своим указом может внести отсрочку в исполнение приговора отдельным категориям лиц, отбывающим наказание, в том числе и в виде лишения свободы, с направлением их в действующую армию.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина со стороны государства при исполнении наказаний предполагает решение следующих задач: 1) обеспечение личной безопасности; 2) поддержание правопорядка; 3) обеспечение общественной безопасности.
Таким образом, содержание правового статуса осужденного включает не только обязанности права и законные интересы осужденного, но и правовые ограничения общегражданского статуса.
Права осужденных
В отличие от обязанностей, прописанных в общем виде, права осужденный в УИК РФ регламентированы исключительно подробно.
Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязаны предоставить осужденным информацию о правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания.
Осужденные имеют право на вежливое отношение со стороны персонала учреждения исполняющего наказание.
Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье.
Осужденные вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа исполняющего наказание, в вышестоящие органы, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Осужденные вправе давать объяснения, вести переписку, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания.
Осужденные иностранные граждане или лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку на родном языке или на любом другом языке которым он владеет, в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчика.
Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медицинско-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях - в зависимости от медицинского заключения.
Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий.
На осужденных к лишению свободы распространяется государственное социальное страхование, так как оно является одной из основных организационно-правовых форм осуществления социального обеспечения.
Каковы же основные виды социального обеспечения осужденных к лишению свободы?
Рассматривая структуру социального обеспечения, необходимо отметить, что ее "сердцевиной" является пенсионное обеспечение граждан.
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы почти 37 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев, определенную часть из которых составляют лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Основанием для социального страхования осужденных к лишению свободы был и остается факт их привлечения к труду. В статье 1 названного закона указано, что организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию "работодатель". Они собирают и представляют сведения о периодах привлечения к труду лиц, осужденных к лишению свободы, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, согласно действующему законодательству в этой области обязательным страховым обеспечением граждан в Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию являются:
страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Порядок установления и выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируется Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Граждане Российской Федерации в соответствии с вышеназванными законами имеют право на следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия по старости; пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.
Вопрос о назначении и выплате социальных пенсий осужденным к лишению свободы был частично решен Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года, где было указано о целесообразности приостановления выплаты социальных пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда с учетом целевого назначения и сущности этого вида пенсий.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, представляющие собой ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, регулируются Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также нетрудоспособные члены семей этих лиц и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Так, в настоящее время осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, имеют право на выплату следующих пособий:
- по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
- по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).
Основное внимание законодателя при этом акцентировано на том обстоятельстве, что осужденные к лишению свободы имеют право на получение пособий (кроме единовременного пособия при рождении ребенка), если до освобождения от работы в связи с нетрудоспособностью или беременностью трудовые обязанности исполнялись ими в соответствии с установленным графиком работы.
Не очень убедительными представляются обстоятельства, при которых осужденным к лишению свободы устанавливается размер пособия по временной нетрудоспособности. Так, при установлении размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается непрерывный трудовой стаж, исчисляемый со дня начала работы осужденного до дня наступления временной нетрудоспособности. При этом периоды привлечения осужденного к оплачиваемому труду включаются в непрерывный трудовой стаж при условии выполнения, им установленного графика работы.
Кроме того, в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации, который введен в действие с 1 февраля 2002 года, появились некоторые несоответствия в действующем трудовом и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.
Мы рассмотрели структуру и правовое регулирование основных видов социального обеспечения осужденных к лишению свободы, что стало возможным лишь после принятия Уголовно-исполнительного кодекса РФ, который впервые законодательно закрепил право осужденных к лишению свободы на социальное обеспечение.
Острота данной проблемы обусловлена большой значимостью института социального обеспечения при решении воспитательных задач в местах отбывания лишения свободы и вопросов адаптации освобожденных к жизни на свободе.
Осужденные имеют право пользоваться услугами адвоката, а так же иных лиц, имеющих право оказывать такую помощь.
Осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.
Порядок осуществления прав осужденных устанавливается, Уголовно исполнительным Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.
При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Осужденные имеют право на личную безопасность. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности.
Осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.
К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
К осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа, священнослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.
Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.