Основные проблемы модернизации государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:
“Системы государственного и муниципального управления.”
ТЕМА: «Проблемы модернизации государственного управления России».
Выполнил:
Студент 5-го курса Кадикин Р.К.
Проверил: _______ Е.Г. Карелин
пос. Электроизолятор
2013 год.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………...…….3
1. Основные проблемы модернизации государственного управления………...……..….…7
2. Главные направления модернизации государственного управления………………...…..9
2.1. Совершенствование методов государственного управления ………...….....…….....10
2.2. Развитие новых информационных, социальных и гуманитарных технологий….....12
3. Основные механизмы модернизации государственного управления………………….…17
Заключение………………………………………………………………...……………..….….18
Список литературы …………………………………………………………………………….19
Введение
Социальные трансформации, происходящие в российском обществе, и внутренние противоречия развития в полной мере обнажили изъяны сложившейся системы государственного управления: ее громоздкость, низкую эффективность, оторванность от низовых звеньев управления, неразвитость демократических процедур руководства. За последнее десятилетие произошло смещение необходимого баланса между внешними директивными и внутренними самоорганизующимися началами общественной жизни, что привело к нарушению равновесия между институтами государственного и общественного управления. По существу стала проявляться тенденция избыточного администрирования со стороны государственных органов функционирования социальной системы, что привело к блокированию общественных механизмов социальной инициативы, самодеятельности и контроля «снизу». Процессы формирования новых организационных структур, развитие форм и методов управления базировались не столько на повышении эффективности работы государственного аппарата, формировании правовой культуры, развитии самодеятельных форм активности социальных субъектов, творческой самореализации и гражданского участия населения в управлении, сколько на бюрократизации и формализации управленческой деятельности в ущерб ее содержанию. В первую очередь это отразилось на росте общей численности управленцев, усложнении механизмов взаимодействия и избыточности управленческих структур, усилении контрольных функций при одновременном снижении уровня общей и персональной ответственности за конечный результат дела. Одновременно резко упал уровень прогнозирования, планирования, проектирования желательных социальных изменений и видение стратегических перспектив развития общества в целом.
Ключевая проблема государственного управления в современной России определяется системным противоречием, обострившимся за последние годы. Суть его выражается в явном несоответствии качества и уровня управленческой деятельности социальным вызовам, которые таит в себе XXI век с его стремительным и непредсказуемым развитием. Существующая система управления уже не только не способна адекватно и результативно регулировать глобальные изменения и направлять их развитие в русло желательных для общества социальных, экономических, политических, духовно-гуманитарных преобразований, но и своевременно понять происходящие процессы и правильно оценить перспективы развития.
В мировой практике существует определенный алгоритм модернизации государственного управления: вначале основное внимание уделяется созданию нормативных основ деятельности и законодательства, затем формируются новые управленческие основания, и только потом переходят к работе над вопросами повышения эффективности управленческой деятельности, базируясь на разработанной «идеальной» модели государственного управления. Особенностью современной России является незавершенность двух последних этапов. Это ставит на повестку дня вопросы формирования новых и развития действующих институтов государственного управления, повышения их эффективности и результативности на основе новой модели управленческой деятельности, отвечающей современным условиям.
Совершенствование системы государственного управления является составной частью стратегии модернизации России. Несмотря на серьезные попытки реформирования и модернизации административной деятельности на всех уровнях государственного и муниципального управления, они пока не дают желаемого эффекта. Административные реформы не привели к развитию системы управления, так как в основном замкнулись на решении внутренних проблем управления, не повлияли должным образом на повышение эффективности управленческого воздействия на основные сферы жизнедеятельности общества и реализацию поставленных целей. В настоящее время сложилась объективная потребность перевести реформы системы государственного управления на новую траекторию развития, связав их не только с развитием самих органов государственной власти и управления, но и с социально-экономическим развитием российского общества. Однако до сих пор нет четкого понимания базовых принципов и ключевых критериев эффективности, результативности, социального качества управленческой деятельности. Именно предопределяет необходимость разработки новой модели государственного управления, так как старые уже не соответствуют современным реалиям, внутренним и внешним вызовам.
Для стабильного и поступательного развития российского общества модернизация системы государственного управления имеет ключевое значение. Именно этим определяется социальная значимость внедрения в практику научно обоснованной новой модели государственного управления, позволяющей поднять на современный уровень качество и эффективность управленческой деятельности.
Серьезное значение при исследовании данной темы имеют научные труды, в которых главное внимание акцентируется на таких аспектах управленческой деятельности, как самоуправление и самоорганизация, гражданская инициатива, гражданское участие солидарность, социальное партнерство, социальная ответственность. Среди исследователей, рассматривающих данные проблемы – В.Г. Игнатов [1] и О.Н. Яницкий [2].
Объект исследования - процесс модернизации системы управления в контексте эволюционного развития российского общества.
Предмет исследования - направления, механизмы и перспективы модернизации государственного управления в современной России.
Цель исследования - определить доминирующие тенденции и перспективные методы совершенствования управленческой деятельности и теоретически обосновать оптимальную модель модернизации государственного управления в разных сферах общественной жизни.
[1] Игнатов В. Г. Государственное и муниципальное управление в России - M , 2010,
[2] Яницкий О.Н. Социальные ограничения модернизации России // Социологические исследования - 2010 - № 7 направленности и перспективах институциональных преобразований.
Реализация этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
- исследовать теоретические и методологические основы модернизации государственного управления;
- выявить и описать современные вызовы системе государственного управления;
- проанализировать и сравнить имеющиеся концептуальные модели повышения эффективности государственного управления («нового государственного управления», «governance», «идеального бюрократа»), проанализировать возможность их применения в современных российских условиях;
- выделить основные критерии и показатели модернизации системы государственного управления на основе концептуального анализа таких категорий как «социальная эффективность», «социальная результативность», «социальная справедливость», «социальное благополучие»;
- определить особенности развития основных сфер российского общества, предопределяющие специфику государственного управления на современном этапе, и возможные направления его модернизации;
- исследовать главные направления модернизации государственного управления, в частности, повышение организованности, самодеятельности и самостоятельности разных субъектов социальной деятельности, развитие новых социальных и гуманитарных технологий, укрепление кадрового потенциала;
- исследовать новые подходы и тенденции в формировании нормативной базы взаимодействия разных субъектов управленческой деятельности, выявить сильные и слабые стороны законодательных нововведений, ожидаемые позитивные результаты от их применения, возможные социальные и экономические последствия;
- выявить основные механизмы модернизации государственного управления, связанные с активизацией социальных групп, заинтересованных в ее осуществлении, с совершенствованием взаимодействия федеральных, региональных, муниципальных органов управления, институтов гражданского общества;
- предложить и теоретически обосновать новую модель модернизации государственного управления, которая включает в себя гибкое сочетание административных и экономических, централизованных и либеральных методов, активизацию участия граждан в управлении, повышение ответственности за социальную эффективность управленческой деятельности.
Гипотеза исследования сформулирована как предположение о том, что для успешного проведения модернизации государственного управления в современной России имеются все необходимые объективные предпосылки и условия, которые, несмотря на трудности и проблемы, могут быть реализованы на практике при наличии политической воли и научного осмысления необходимых мер и действий, составляющих единую концепцию модернизации российского общества.
Повышение эффективности системы управления выдвигает на первый план такие направления его модернизации как: совершенствование законодательной деятельности, направленной на повышение качества, социальной эффективности и результативности управления; внедрение новых информационных и социальных технологий, нацеленных на развитие взаимодействия разных структур государственного управления с субъектами гражданского общества, рост социальной организованности и доверия к органам власти; укрепление кадрового потенциала, ориентированного на рост профессионализма, компетентности и социальной ответственности; внедрение современных методов управления, нацеленных на реализацию социального капитала, развитие инициативы и творчества социальных субъектов.
Основные проблемы модернизации государственного управления
Уже несколько лет Россия активно идет по пути модернизации всех сфер деятельности. Одной из составляющих данной политики является модернизация органов государственного управления. На данный момент разработано огромное количество проектов, введены определенные меры. И сегодня, когда уже видны результаты некоторых действий, является важным рассмотреть эти результаты, извлечь все положительные и отрицательные стороны их влияния, проблемы, возникшие на пути реализации и сделать выводы, которые в дальнейшем послужат опорой для разработки новых планов развития нашей страны. Именно этим аспектам посвящена данная статья.
Не так давно – после преодоления Россией кризиса и всех его последствий, правительство страны объявило о наступлении новой эпохи развития, которая требует обновления, перехода на новый уровень всех сфер жизни. В своем послании Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года действующий на тот момент президент Российской Федерации Дмитрий Медведев обозначил стратегической целью политики всестороннюю модернизацию страны. «Вместо прошлой построим настоящую Россию – современную, устремленную в будущее нацию, которая займет достойные позиции в мировом разделении труда» - призывал он [1].
Одной из таких сфер являлось и государственное управление. Естественным считать то, что проведение данной политики было бы невозможно или, по крайней мере, неполно без внесения изменений в эту структуру. Аппарат, играющий роль регулятора экономических, социальных, правовых и прочих отношений, должен в первую очередь соответствовать тем меркам, которые он ставит перед своим государством. Кроме того ни для кого не секрет, что долгое время эта структура пребывала в том своем первозданном виде, в каком она была создана еще во времена Советского Союза в социально-экономических условиях совершенно отличных от современных. Поэтому новые веяния политиков лишь «подстегнули» изменения и послужили катализатором процессу, который уже давно должен был начаться.
Таким образом, в 2009 году были провозглашены характер и направление политики, а так же признана необходимость модернизации государственных служб. В скором времени был разработан план действий и введены некоторые меры, направленные на улучшение качества работы государственных органов. Однако не все результаты принятых мер отразили ожидания. На пути модернизации возникло большое количество проблем, которые отрицательно повлияли на развитие государственных служб.
Во-первых, стоит сказать о том, что во время внесения некоторых поправок в работу управленческих государственных служб возникли проблемы, связанные с различными для каждой службы взглядами на те или иные вопросы. Подобные разногласия между ними существовали всегда. Во время проведения модернизации эта напряженность еще более обострилась, и не обратить на это внимание, с учетом направленности на улучшение функционирования, было невозможно. Данные проблемы заключаются, в основном, в отсутствии четких разграничений работы служащих.
________________________________
[1] Д. Медведев послание Федеральному Собранию РФ, 2009 http://kremlin.ru/text/appers/2009/10/
Выяснилось то, что далеко не все специалисты четко знают свои обязанности, а те, кто знает – не всегда правильно выполняют их. При таком функционировании возникают проблемы предоставления отчетности, неопределенность, связанная с тем, кто вообще должен выполнять ту или иную работу и кому подчиняться. Прослеживается явное нарушение механизма ответственности и подчиненности. Причиной тому отсутствие ведения централизованного управления. Все отечественные органы управления разбиты на несколько отдельных подструктур. Эти подструктуры, в свою очередь, разбиваются еще на несколько уровней. В результате образуется множество таких структур и каждая отстаивает свою независимость и выдвигает собственные правила функционирования. Данный подход затрудняет взаимодействие между структурами. И еще более эта проблема усугубляется тем, что сама политика модернизации разбита на несколько направлений.
Результатом одной проблемы является другая. Отрицательно на попытки улучшения повлияла недостаточно хорошая квалифицированность специалистов, сложившаяся в «неправильных» рабочих условиях. Кроме того, выяснилось то, что некоторая часть служащих не только не может быть компетентной в своей области деятельности, но и является немобильной, консервативной. Такой вывод последовал из того, что попытка введение новых технологий так же не оправдала возлагаемых надежд. Многие специалисты не смогли работать в новом автоматизированном режиме.
Во-вторых, необходимо отметить то, что оценку качества функционирования государственных органов производят сами госорганы. Естественно полагать, что не всегда данная оценка может быть объективной. При ведении политики модернизации этот факт так же играет отрицательную роль.
В-третьих, хочется заострить внимание на том, какие меры, когда и как вводятся. Пусть изначально правительством были определены слабые места государственных структур и пусть был разработан план их искоренения. Анализируя некоторые уже предпринятые меры не всегда в них можно проследить последовательность и логичность. В пример можно взять рассмотренную выше проблему, связанную с введением в работу служб информационных технологий. Данная проблема уже не раз выносилась на обсуждение. И, естественно, поступали предложения ее решения. Так, например, предлагалось активно использовать консалтинг, проводить различные курсы подготовки. Но, не смотря на это, проблема не исчезла. По-прежнему выделяются средства на новое оборудование и программное обеспечение. И по-прежнему оно не используется, так как не налажена сама методика работы с ним. Из этого можно сделать лишь один вывод – существует проблема с расстановкой приоритетов при решении поставленных политикой модернизации задач.
Перечисленные выше проблемы – это лишь малая часть существующих. Они являются наиболее явными. К рассмотрению некоторых из них прибегали уже ни раз. Однако решить их на данный момент не удалось.