Субъекты осуществления управленческой деятельности

Субъектами осуществления управленческой деятельности являются менеджеры. Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Они занимают ключевую позицию в управлении организацией.

Менеджеры в организации играют ряд разнообразных ролей. Наиболее важными являются следующие три роли:

1). Роль по принятию решения. Она выражается в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п.

2). Информационная роль. Она состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации.

3). Менеджер выступает в качестве руководителя. Он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

Б16) Взаимосвязь управления и системы отношений в орг-ии

Управление во внутри организационной жизни играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Управление формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации. Внутренняя среда организации представляет собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура.

Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Управление должно определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия и информационной связи с другими подразделениями, поставить задачи перед подразделениями и наделить их необходимыми ресурсами. От умелого решения всех этих вопросов и своевременной корректировки и изменения структуры зависит успешность функционирования организации.

Внутриорганизационные процессы включают в себя три основных подпроцесса: координация, принятие решений, коммуникации. Для координации управление может сформировать в организации два типа процедур:

1. Непосредственное руководство действиями в виде распоряжений, приказов и предложений.

2. Координация действий посредством создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации.

Процедуры принятия решений формируются в различных организациях по-разному. Принятие решений может осуществляться: снизу вверх, только на верхнем уровне или на нижнем уровне иерархии. Существующие в организации нормы и формы коммуникации оказывают большое влияние на климат внутри организации. Роль управления заключается в том, чтобы создать наилучшую атмосферу внутри организации.

Технология включает в себя технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией. Управление должно решать вопросы технологий и осуществления их наиболее эффективного использования.

Кадры являются основой любой организации. Управление формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает их в созидательный процесс совместной трудовой деятельности, способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований. Организационная культура вырабатывается и формируется в значительной мере управлением и, в частности, высшим руководством. Управление также сосредоточено на решение вопросов, связанных с формирование, поддержанием и развитием организационной культуры.

Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. Выделяют пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации. Они являются объектом управления со стороны менеджмента. К этим функциональным группам относятся следующие:

производство;

маркетинг;

финансы;

работа с кадрами;

эккаутинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Управление производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента. Руководители определенного уровня осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.

Управление маркетингом призвано увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.

Управление финансами заключается в управлении процессом движения финансовых средств в организации.

Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации.

Управление эккаутингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации.

Б17) Управление и внешняя среда организации

Управление процессом взаимодействия организации с внешней средой направлено на поддержание необходимых отношений с общим внешним окружением и непосредственным деловым окружением.

Общее внешнее окружение организации отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Оно формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических и других процессов.

Непосредственное деловое окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. Это окружение создают покупатели, поставщики, конкуренты и т.п.

От взаимодействия организации с внешним окружением, выделяются организации, имеющие механистический и органический типы управления.

Механистический тип управления организацией характеризуется набором следующих характеристик:

негибкая структура;

четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи;

сопротивление изменениям;

иерархическая система контроля;

командный тип коммуникаций, идущий сверху вниз и др.

Для органического типа управления организацией характерны:

гибкая структура;

динамичные, не жестко определенные задачи;

готовность к изменениям;

самоконтроль и контроль коллег;

многонаправленность коммуникаций и др.

Каждому из этих типов предпочтение может быть дано в зависимости от характера окружения и уровня неопределенности.

Б18) Процесс осуществления управления организацией

Управление организацией можно представить в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Управление включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. (рис. 8.2.).

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации, от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии, от функции внутри организации и от других факторов. Для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основных функции управления: планирование, функция организации, руководство и контроль.

Б19) Субъекты осуществления управленческой деятельности

Субъектами осуществления управленческой деятельности являются менеджеры. Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Они занимают ключевую позицию в управлении организацией.

Менеджеры в организации играют ряд разнообразных ролей. Наиболее важными являются следующие три роли:

1). Роль по принятию решения. Она выражается в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п.

2). Информационная роль. Она состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации.

3). Менеджер выступает в качестве руководителя. Он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

Б20) Понятие и значение коммуникаций в организации.

Для нормальной эффективной организации труда, для управления совместной координированной деятельности большое значение имеет все, связанное с приемом, переработкой и передачей информации. Здесь необходима синхронизированность, правильное и точное понимание передаваемого. Поэтому многое зависит от организации, построения коммуникативной структуры, коммуникативной связи в социальной группе, организации, учреждении, фирме. Процессы коммуникации, в которых участвуют руководители и работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, руководителями одного уровня, внешним окружением.

Управление организационными отношениями входит в сферу деятельности руководителя любого уровня. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе лучшего курса действий для достижения поставленных целей. Коммуникации в организационном контексте включают взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.

Организационные коммуникации - это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получать необходимую информацию.

Цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Организации без коммуникации не существует. В отсутствие коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры не в состоянии отдавать указания. Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления - планирования, организации, мотивации и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации.

Организационные отношения включают внутренние и внешние связи - коммуникации. Коммуникации рассматриваются как явление и как процесс.

Коммуникации как явление представляют собой установленные нормы (правила, инструкции, принципы, закономерности, положения) отношений между людьми в рамках организаций при выполнении ими закрепленных функций. Процедур и операций, а также систему документооборота.

Коммуникации как процесс - это фактические отношения работников друг к другу, к клиентам, поставщикам, потребителям, а также отношения между человеком и информационными отношениями.

Б21) Принципы орг-ии, их классификация

Наши рекомендации