Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений. Цели и задачи внешней политики Беларуси

Республика Беларусь - одно из немногих государств, про­водящих действительно независимую внешнюю политику. Она признана 183 странами мира, со 157 из них установлены дипломатические отношения. Беларусь является участни­ком более 70 международных организаций: Восточное парт­нерство, ООН и ее специализированные учреждения, Организация но безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совет Евроатлантического партнерства, Центрально-европейская инициатива, Движение неприсоединения, СНГ, Евроазийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), организа­ция Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Единое экономическое пространство и др. В 1993 г. подала заявку на прием в Совет Европы. Договорно-правовая база Беларуси с зарубежными странами и международными организация­ми включает в себя более 2700 международных соглашений.

Приоритетными задачами внешней политики республики являются защита суверенитета, независимости, территори­альной целостности государства, обеспечение роста благосо­стояния народа. В этих целях реализуются Концепция на­циональной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь, Концепция строительства и развития Вооружен­ных Сил до 2020 г. и др. Осуществляется военное сотруд­ничество с Российской Федерацией (организована совмест­ная охрана внешних границ Союзного государства, создана Единая региональная система противовоздушной обороны и др.). Беларусь проводит миролюбивую политику, никому не угрожает, не участвует в вооруженных конфликтах, явля­ется безъядерным государством.

Республика Беларусь проводит многовекторную и сбалан­сированную внешнюю политику.Основные приоритеты госу­дарства во внешней политике определяются национальными интересами страны.

Приоритетными направлениями внеш­ней политики белорусского государства являются: развитие взаимовыгодных отношений с Российской Федерацией; раз­витие стабильных отношений с Советом Европы и Европей­ским союзом; поддержка и развитие дружеских отношений с соседними странами; укрепление сотрудничества со страна­ми СНГ; установление равноправных отношений с США; развитие взаимовыгодного сотрудничества со странами Азии, арабского мира, Африки, Латинской Америки; содействие укреплению консолидирующей роли ООН; развитие неконфронтационногосотрудничества с НАТО; развитие многосто­роннего сотрудничества по вопросам международной безо­пасности и разоружения; обеспечение международной под­держки в преодолении последствий катастрофы на Черно­быльской АЭС; сотрудничество в области искоренения бед­ности, борьбы с международным терроризмом, нелегальной миграцией, торговлей людьми, наркобизнесом; активное участие в продвижении основных инициатив Движения неп­рисоединения.

Внешняя политика Республики Беларусь прагматична, экономизирована, направлена на содействие развитию оте­чественной экономики, ее интеграции в систему мирохозяй­ственных связей, вхождение страны в ВТО, снижение ее уяз­вимости от кризисных явлений. Стоит задача диверсифици­ровать внешние экономические связи, расширить географию экспорта, более широко привлекать внешние инвестиции в экономику страны, концентрировать усилия на наращива­ние экспортного потенциала. Более 940 видов товаров (70 % всего производимого в республике) предназначено на эк­спорт.

Главным внешнеполитическим и торговым партнером Рес­публики Беларусь является Российская Федерация, сотрудни­чество с которой имеет стратегическое значение. В 1999 г. между Россией и Беларусью подписан Договор о создании Союзного государства, в рамках которого оба государства сохраняют свой суверенитет и являются полноправными субъектами международных отношений. Государства завер­шают работу по созданию единого экономического простран­ства, обеспечению свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равных условий и гарантий для деятельности хозяйственных субъектов, равных прав граж­дан двух стран. По итогам 2008 г. объем товарооборота Бела­руси и России составил 35 млрд. дол. США. На долю России приходится 47,2 % всего объема внешней торговли Респуб­лики Беларусь, 100 % — импортируемых топливно-энергети­ческих ресурсов; 80 % производимой промышленной продук­ции полностью зависит от получаемых из России сырья, мате­риалов, комплектующих, запчастей.

Сформированы и действуют Высший Государственный Совет, Совет Министров, Постоянный Комитет Союзного го­сударства, образованы Пограничный и Таможенный комите­ты. Наработана значительная нормативно-правовая база, включающая межгосударственные и межправительственный договоры и позволяющая взаимодействовать практически по всем направлениям сотрудничества, в том числе в области внешней и оборонной политики. Реализуются совместные белорусско-российские программы за счет средств союзного бюджета. Стоит задача принятия Конституционного Акта (Конституции) Союзного государства.

Во взаимоотношениях с Советом Европы и ЕвросоюзомБеларусь направляет усилия на создание общеевропейской системы безопасности, обеспечение своего активного учас­тия в общеевропейских делах со статусом равноправного участника. Республика участвует в европейской программе «Восточное партнерство», готова исполнять роль связующе­го звена между Востоком и Западом. Выстраивает свои отно­шения с Европой на принципах равноправия, взаимоуваже­ния и обоюдной выгоды.

Евросоюз является вторым после России внешнеэкономи­ческим партнером Беларуси, на долю которого в 2008 г. при­ходилось 43,2 % товарооборота, что составляет 23 млрд. дол. США. Основными торговыми партнерами республики среди стран ЕС являются Нидерланды, Германия, Польша, Вели­кобритания, Латвия, Италия, Литва. Торговля с государст­вами Европы (сальдо для Беларуси сложилось положитель­ное) служит одним из источников поступления в страну твердой валюты, высоких технологий и кредитно-инвестиционных ресурсов.

Внешнеполитический курс в отношениях с соседними го­сударствамибазируется на безусловном взаимном призна­нии нерушимости границ, формировании «пояса добрососед­ства», направлен на обеспечение политической, военной, экономической, экологической, культурной и информаци­онной безопасности, сотрудничества и стабильности во взаи­моотношениях Беларуси с государствами Центральной и Восточной Европы, странами Балтии и Украиной.

Важнейшим направлением многовекторной политики яв­ляется сотрудничество белорусского государства со страна­ми СНГ.Республика Беларусь выступает за превращение Содружества в региональную организацию с высоким уров­нем экономической и политической интеграции, а также за повышение эффективности деятельности его органов, их ре­организацию с целью оперативного принятия решений и соз­дания действенного механизма контроля за исполнением принимаемых решений. Много усилий приложила при при­нятии Стратегии экономического развития Содружества до 2020 г.

Сотрудничество со странами СНГ в рамках ЕврАзЭС (Бе­ларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Уз­бекистан) заключается в создании единого экономического пространства, Таможенного союза, Антикризисного фонда, Центра высоких технологий. Предстоит сформировать еди­ные транспортные, энергетические и информационные си­стемы, повысить уровень жизни народов посредством эффек­тивного использования экономических потенциалов госу­дарств-участников, координации внешней политики, сов­местной охраны внешних границ.

Основной задачей сотрудничества со странами СНГ в рам­ках ОДКБ (в состав военно-политической организации вхо­дят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) является создание развитой системы коллек­тивной безопасности, коллективных сил оперативного реа­гирования, согласование и координация внешнеполитиче­ских позиций и действий на международной арене, оказание помощи, включая военную, государству-участнику в случае совершения против него акта агрессии.

Сегодня Республика Беларусь - полноправный и актив­ный член мирового сообщества, сторонник построения ново­го стабильного и благополучного мирового порядка на прин­ципах многополярности, реального равноправия и взаимно­го уважения всех государств.

Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА

Каждый народ издревле защищал и оберегал Родину – территорию своего проживания и развития, национальную культуру, свой уклад жизни, сформированные опытом поколений нравы, обычаи, воззрения. Каждый народ гордился и гордится своей историей, славил и славит героических, трудолюбивых предков.Единению народа служили многочисленные общепринятые символы в одежде, украшениях, утвари, жилищных постройках. Эти символы – носители сущностной информации – использовались в повседневной жизни простого народа, при дворах правителей, в отношениях с иностранцами, во время военных походов.

В настоящее время государственные гимн, герб и флаг являются общепринятыми атрибутами государственности, широко используются как в повседневной гражданской жизни общества, так и в дипломатических и других отношениях между государствами. Они – важный элемент патриотического единения граждан. Не принято порочить государственную символику. Действия, оскорбляющие Государственный герб или Государственный флаг, воспринимаются в обществе с презрением и квалифицируются законами обычно как преступление.

На республиканском референдуме 14 мая 1995 г., инициированном Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, на одобрение граждан был вынесен вопрос: «Поддерживаете ли Вы предложение о введении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?».

На этот вопрос положительно ответили 75,1% граждан, принявших участие в референдуме, поддержав таким образом новую символику. По результатам референдума Президент Республики Беларусь 7 июня 1995 г. подписал два Указа: № 213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь» и № 214 – «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь».

Указом Президента Республики Беларусь АГ. Лукашенко от 2 июля 2002 г. № 350 в качестве Государственного гимна страны утверждается произведение на музыку Нестора Соколовского и слова Михаила Климковича и Владимира Коризно. Данное решение было принято с учетом предложений комиссии по проведению конкурса на создание текста и музыки гимна и результатов общественного обсуждения его различных вариантов.

С утверждением гимна завершился процесс формирования государственной символики Беларуси. В соответствии со ст. 19 Конституции Республики Беларусь Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн являются символами ее государственного суверенитета.

Наши рекомендации