Эпоха просвещенного абсолютизма: реформы Екатерины II
Особенностью начала её правления явилось то, что, совершенно не имея прав на российский престол, будучи иностранкой, она сумела склонить на свою сторону гвардейские полки и отстранить от власти законного императора Петра III. Новая императрица понимала, что каждый гвардеец считал захват трона своей личной заслугой и поэтому имел право требовать от неё проведения той политики, которая соответствовала интересам дворян – ведь из их представителей и формировались гвардейские полки.
Политика Екатерины II получила название "просвещённого абсолютизма", в основе которого лежала идея французских просветителей о "союзе государей и философов", предполагавшая правление "мудреца на троне", покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, не только русского, но и всего европейского. В роли просвещённых монархов выступали Карл III Испанский, Фридрих II Прусский, Густав III Шведский, император Иосиф II Австрийский, русская императрица Екатерина II. Эпохе "просвещённого абсолютизма" была присуща определённая идеология, для которой характерны следующие черты: 1)равенство всех людей; 2) общественный договор и взаимные обязательства монарха и подданных; 3) создание общества всеобщего благоденствия; 4) основа реформ – справедливые законы; 5) принцип государственной политики: "всё для народа, и ничего – посредством народа"; 6) просвещение – одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан; 7) признание свободы слова, мысли, самовыражения.
Период царствования Екатерины II (1762–1796) характеризуется резким контрастом между декларативными заявлениями просвещенной императрицы и её реальной политикой. Без сомнения, она предприняла некоторые шаги, направленные на дальнейшую европеизацию и гуманизацию русской жизни, однако в условиях диктатуры дворянства и углублявшегося закрепощения крестьян они выглядели двусмысленно. Это позволило историкам по-разному оценивать проводившуюся Екатериной политику "просвещённого абсолютизма". Многие отождествляют её с обычной социальной демагогией, пропагандой показного либерализма, главными целями которого были: 1) создание более привлекательного образа России и самой императрицы за рубежом; 2) успокоение общественного мнения Западной Европы и страны перед фактом незаконного захвата ею власти; 3) внушение русскому обществу мысли о справедливости и гуманности действий и взглядов императрицы.
В политической программе царствования Екатерины II выделяются три направления, в которых она видела сочетание "идей века" с "фактом места". К ним относятся: 1)патриотическая внешняя политика, приведшая к укреплению авторитета России на международной арене и значительному расширению её территории; 2) либерализация методов управления государством в соответствии с передовыми идеями той эпохи; 3) административная реформа с привлечением дворянства к управлению на местах.
Своё царствование Екатерина II начала с поездок по стране для встречи с народом, который желала видеть вблизи, а не из дворца или кареты. Впечатления, полученные от этих поездок, отразились и на реформах, и в "Наказе", содержащем правовое обоснование политики "просвещённого абсолютизма". "Наказ", над составлением которого Екатерина II трудилась в течение двух лет (1765–1767), представлял собой обширное философско-юридическое произведение, где были рассмотрены наиболее значимые проблемы государственного и общественного устройства, а также задачи внутренней политики. В нём имелись статьи о хранилище законов (Сенате), равенстве и свободе граждан (за исключением крепостных крестьян), согласовании наказания с преступлением (уголовное право и судопроизводство), крепостном праве (размножение народа в государстве), ремёслах (рукоделии) и торговле, воспитании, дворянстве, среднем слое и др. "Наказ" состоял из 20 глав (потом появились ещё две главы) и 655 статей. Этот труд носил компилятивный характер и опирался на произведения Ш. Монтескьё "О духе законов" и Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях". На основе этого документа Уложенная комиссия (1767–1768) должна была разработать новый законодательный кодекс либерального характера, а наказы с мест в большинстве своём были направлены на укрепление крепостничества, сохранение корпоративности дворянства. Комиссия, оказавшаяся под влиянием этих взаимоисключающих факторов, была обречена, поэтому под предлогом начавшейся в 1768 г. русско-турецкой войны Екатерина распустила депутатов на неопределённый срок. Уложение так и не было создано.
Императрица значительно сократила программу реформ, искренне считая их лишь каплей в море. Она осознала особенности страны, трудности её реформирования. На первом этапе екатерининского царствования (1762–1775) русское общество политически просветилось, чётко выяснилось соотношение сил, однако собственно крупных преобразований не произошло. На втором этапе правления Екатерины II (1775–1796) были осуществлены преобразования, которые хотя и не были так радикальны, как задумывались ранее, но значительно расширяли и укрепляли западный уклад: 1) губернская реформа; 2) "Жалованная грамота дворянству" (1785); 3)"Грамота на права и выгоды городам Российской империи" (1785); 4) секуляризация церковных и монастырских земель (1764); 5) укрепление государственного аппарата, усиление единоначалия на всех ступенях управления; 6) реформы в социальной сфере, культуре, области науки и образования.
Эпоха Екатерины II стала временем формирования национального сознания, складывания в обществе понятий чести и достоинства, духовного и культурного роста русского общества. Несомненно, в молодые годы Екатерина II искренне была увлечена идеями просветителей, однако Великая французская революция и казнь Людовика XVI заставили её порвать всякие отношения с революционной Францией, стать душой контрреволюционной европейской антифранцузской коалиции. Дворцовое просветительство пришло к своему естественному и закономерному завершению. Императрица окончательно утвердилась во взгляде на совершенную неприменимость и особую вредность просветительских моделей для абсолютистской России. Кроме того, на перемену взглядов Екатерины II повлияла и крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва (1773–1775) – самое крупное стихийное восстание крестьян в истории России.
Однако Екатерина II не смогла полностью осуществить свою программу. По сути, она являлась истинной заложницей дворянства, интересы которого она должна была выражать. Екатерина II при всей своей просвещённости стала гонительницей тех самых истинных представителей русской просветительской мысли второй половины XVIII в., с которыми раньше заигрывала, идеи которых о необходимости подлинного изменения феодально-крепостнической системы одобряла: Н. И. Новиков (масон, издатель сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелёк", представитель оппозиционной правительству дворянской общественности) и А. Н. Радищев (представитель крайне левого радикального крыла общественной мысли России – дворянской революционности, автор "Путешествия из Петербурга в Москву") оказались за решёткой.
В целом Екатерина II сделала меньше, чем хотела, однако она оставила государство в значительно более благоприятном состоянии, нежели получила: увеличилась численность населения (с 19 млн до 36 млн чел.) за счёт присоединения новых территорий и естественного прироста, возросла сумма государственных доходов (с 16 до 69 млн руб.), расширилось производство, была создана банковская система, увеличилось число собственников. Вместе с тем сохранилась многоукладность и усилилась цивилизационная неоднородность общества: западный уклад получил более благоприятные условия для развития, однако корпоративность не ослабла, поскольку не удалось выйти за рамки сложившейся при Петре I системы.