Образование, его значение для личности и общества
1. Сущность образования. Образование – процесс и результат передачи от поколения к поколению знаний, умений и ценностей. Образование включает обучение (передача знаний и умений) и воспитание (передача ценностей).
2. Виды образования:
· По способу организации: – институциональное (очное, очно-заочное, заочное, семейное, экстернат, дистанционное) и самообразование
· По финансированию – бюджетное и внебюджетное
· По уровню – дошкольное, общее (начальное, основное, среднее полное), профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское).
· По направленности: социально-гуманитарное, естественное, техническое, математическое, духовное…
· По содержанию: основное и дополнительное
· По юридическому статусу: государственное и негосударственное, но, в любом случае, на основе государственных образовательных стандартов и государственной лицензии.
3. Принципы образования в РФ: общедоступность, светскость, демократизм управления, гуманистический характер, единство и многообразие (сочетание федерального, регионального и местного компонентов).
4. Тенденции развития современного образования:
Тенденция | Ее сущность |
Демократизация системы образования | Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Рост продолжительности образования | Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения |
Непрерывность образования | В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии |
Гуманизация образования | Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям |
Гуманитаризация образования | Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких, как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний |
Интернационализация процесса образования | Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем (например Болонский процесс в Европе) |
Компьютеризация процесса образования | Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационного масштаба |
Функции образования
Экономические: формирование профессиональной структуры общества, приносит доход как самому человеку, так и государству, дает возможность профессиональной самореализации; люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности
Социальные: социализация, воспроизводство социальной структуры общества, шкала социальной стратификации, канал социальной мобильности
Культурные – формирует мировоззрение, иной взгляд на мир, позволяет использовать достижения культуры для дальнейшего развития как отдельного человека так и общества в целом
В современном обществе роль образования непрерывно растет. Сожность и постоянные изменения общественной жизни требуют от человека не только высокого уровня знаний и умений но и способности и постоянной готовности к их совершенствованию.
Религия
Что такое религия?
А. Проблема определения. Термин происходит от лат глагола religare – связывание
Варианты определений:
«вера в сверхъестественное»? – но и НЛО сверхъестественное
«вера в Бога» ? – но в конфуцианстве бога нет
вера – это субъективная убежденность человека в чем либо, на основе личной значимости, не требующая доказательств (но можно верить в дружбу, в любовь, в коммунизм).
Зависимость от убеждений человека:
«опиум для народа» – атеисты
«общение с Богом» – верующие
Б. Структура
В итоге лучше всего определять религию через е ё структуру – это совокупность догматов (положений); чувств (вера), действий (культ) и организаций (община, секта, конфессия, церковь), с помощью которых осуществляется связь людей с потусторонним миром
В. Теории происхождения религии. Время появления – верхний палеолит. Рождается из мифа. Версии происхождеия: теологическая, психологическая, материалистическая, социологическая.
Виды религий
По историческому признаку религии делят на 3 вида:
ВИДЫ РЕЛИГИЙ | |||||
первобытные | исторические | новые религиозные движения |
А. Первые формы религии
В первобытном обществе возникают такие формы религиозных представлений как тотемизм (вера в связь с божественным предком), фетишизм (вера в свойства предметов), анимизм (вера в духов и душу) и магия (вера в возможность действиями повлиять).
В первых цивилизациях – языческая религия (=политеизм – многобожие) – много богов, но каждый имеет четкие очертания – вид, характер, историю, сферу действия. Формируется пантеон богов – их общая совокупность и иерархия. Боги являются олицетворением явлений природы, предков и общественной жизни. Выделяется главный.
Складывается единобожие первая попытка – Атон в Египте. Первой монотеистической религией признан иудаизм (культ бога Яхве)
Б. Исторические религии сначала возникают как национальные, но потом некоторые из них переходят границы государств и превращаются в мировые.
Национальные религии: индуизм, джайнизм – религия индусов, иудаизм – религия евреев, синтоизм – религия японцев, конфуцианство и даосизм – китайские религии; зороастризм – религия персов.
Мировые религии– крупная общность людей, наличие последователей во многих странах и среди различных народов. Под такие критерии подходят христианство, ислам, индуизм, буддизм и иудаизм (ЮНЕСКО). В России принято выделять три мировые религии – буддизм, христианство и ислам. (учитываются дополнительные критерии – религия не может служить признаком национальной принадлежности (как в иудаизме); в ней должна быть сложена достаточно четкая философская школа (нет в индуизме), она должна оказывать существенное влияние на ход развития мировой истории, искусство.
Отдельно выделяют ветхозаветные или авраамические религии, которые признают священной книгой Ветхий Завет и его сюжеты – это иудаизм, христианство и ислам.
В. Новые религиозные движения постоянно возникают и развиваются. Обычно появляются как секта – вид религиозной организации. Могут быть как деструктивными (Аум Синрикё), так и позитивными (экуменизм – движение за объединение всех христианских конфессий; бахаизм – движение за объединение всех религий – 6 млн. последователей)
Мировые религии
Название | Буддизм | Христианство | Ислам |
перевод | Просветление | Спасение | Покорность |
Время появления | VI-V вв до нэ, | I в н.э. | VII в н.э. |
Место появления | Индии, | Палестине (Рим империя); | Аравийском полуострове |
Бог | Иисус един в трех лицах | Аллах. | |
пророк | Гаутама | Моисей и др. | Мухаммед и др. (в т.ч. Иисус) |
цель жизни | нирвана абсолютное спокойствие | рай и воскрешение | |
Путь достижения | избавление от желаний | избавление от грехов | |
4 истины и 8 ступеней | 10 заповедей | 5 столпов | |
Священная книга | «Трипитака» | Библия: Ветхий Завет, Новый Завет | Коран, Сунна |
Число верующих | 800 млн | 2 млрд | 1,8 млрд |
Основной регион распространения | Центральная и Восточная Азия | Европа, Северная и Южная Америка | Сев.Африка, Западная Азия |
направления | махаяна и хинаяна | католицизм, православие, протестантизм | сунниты и шииты |
Католицизм и православие разделились в 1054, главное противоречие – происхождение святого духа. Протестантизм возник в Германии в XVI веке, как реакция на перегибы католической церкви. Главная черта – возможность непосредственного общения человека с Богом. Все верующие могут сами трактовать Библию, поэтому очень много школ и сект (кальвинизм, лютеранство, англиканская церковь, пресвитериане и т.д.).