Государственного принуждения
1.1. Понятие государственного принуждения. Государственное принуждение является одним из основных методов осуществления государственной власти и важнейшим средством обеспечения действия позитивного права. Выражается оно в психологическом, материальном или физическом воздействии государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. Государственное принуждение относится к числу достаточно жестких средств воздействия на поведение людей. Оно всегда связано с ограничением свободы человека и безусловным навязыванием ему государственной воли. Государственное принуждение можно определить как внешнее воздействие на поведение людей, основанное на применении организованной силы государства и обеспечивающее безусловное утверждение государственной воли[165].
1.2. Формы (виды) государственного принуждения. Государственное принуждение осуществляется в различных формах. Прежде всего, в качестве основных форм государственного принуждения следует выделитьправовое и неправовое принуждение. Правовое принуждение – это государственное принуждение, которое осуществляется в рамках действующего позитивного права с использованием предусмотренных его нормами правовых средств. При этом правовое принуждение должно быть правовым не только по форме, но и по существу, поскольку предусматривающие его законы сами должны быть правовыми. Неправовое принуждение – это государственное принуждение, которое осуществляется вопреки праву и которое чаще всего сопряжено с прямым насилием, произволом и беззаконием. Нас в данном вопросе интересует только правовое принуждение.
Правовое принуждение имеет ряд разновидностей, которые могут быть выделены, во-первых, по отраслевому и, во-вторых, по функциональному признаку.
По отраслевому признаку обычно выделяют четыре вида правового принуждения: уголовно-правовое, административно-правовое, гражданско-правовое и дисциплинарное принуждение.
Уголовно-правовое принуждение является наиболее суровым видом правового принуждения. Оно предусмотрено нормами уголовного права и связано с применением наказаний за совершенные преступления.
Административно-правовое принуждение предусмотрено нормами административного права и связано с применением административных санкций. Примером может служить привлечение лица к административной ответственности за мелкое хулиганство.
Гражданско-правовое принуждение предусматривается нормами гражданского права. В качестве примера гражданско-правового принуждения можно привести возмещение гражданином имущественного или морального вреда.
Дисциплинарное принуждение предусмотрено нормами трудового права. Примером данного вида правового принуждения является объявление работнику выговора за нарушение трудовой дисциплины.
По функциональному признаку принято выделять различные виды правового принуждения, большинство из которых называются мерами государственного принуждения. К ним относятся:
во-первых, меры предупредительного воздействия. Они применяются в целях предупреждения возможных правонарушений, а также обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях и т. д. В качестве примеров таких мер могут служить: таможенный досмотр, проверка документов с целью предотвращения возможного правонарушения, прекращение или ограничение движения транспорта при авариях, введение карантина и др.;
во-вторых, меры пресечения. Они применяются, когда необходимо прекратить (пресечь) противоправные действия и предотвратить их вредные последствия. Кроме того, эти меры обеспечивают также привлечение виновных лиц к ответственности. К мерам пресечения относятся: привод и официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, административное задержание, заключение под стражу, подписка о невыезде и др. В отличие от мер предупредительного воздействия меры пресечения применяются только при наличии правонарушения;
в-третьих, меры защиты. Они связаны с применением ряда правовосстановительных санкций и направлены на защиту нарушенных субъективных прав. Поэтому их называют также правовосстановительными мерами. К мерам защиты относятся, например, принудительное взыскание долга, принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановление на работе незаконно уволенного работника и др. Следует заметить, что отдельные исследователи не выделяют меры защиты в качестве самостоятельного вида государственного принуждения, а считают их определенной разновидностью мер юридической ответственности;
в-четвертых, принудительные меры воспитательного воздействия. Согласно части 1 ст. 90 УК РФ несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. К принудительным мерам воспитательного воздействия относятся: предупреждение, передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (часть 2 ст. 90, ст. 91 УК РФ);
в-пятых, принудительные меры медицинского характера. В соответствии с частью 1 ст. 97 УК РФ такие меры могут быть назначены судом лицам:
а) совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом, в состоянии невменяемости;
б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;
в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.
Принудительные меры медицинского характера назначаются данным лицам только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (часть 2 ст. 97 УК РФ);
в-шестых, реквизиция. Реквизиция представляет собой принудительное изъятие имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости. Как гласит пункт 1 ст. 242 ГК РФ, «в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества…»;
в-седьмых, меры юридической ответственности. Они, как и другие меры государственного принуждения, тоже предусмотрены нормами позитивного права и применяются к лицам, совершим правонарушение или объективно-противоправное деяние. Но об этом более подробно мы поговорим при изложении следующих вопросов.
Понятие и виды