Общая характеристика Европейского суда по правам человека
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ТРУДОВОГО ПРАВА И ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА
Направление: 030900.62– Юриспруденция
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Постановления Европейского суда по правам человека в правоприменительной деятельности судов РФ»
Студентка 4 курса
Группа 08-132
"___"_________ 2015г. ____________________ (Агишева Д.М.)
Научный руководитель
К.ю.н., доцент.
"___"_________ 2015 г. ____________________ (Загидуллин М.Р.)
Казань – 2015
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
§Глава 1.Общая характеристика и правовой статус Европейского суда по правам человека ………………………………………………………………….5
§1.1. Общая характеристика Европейского суда по правам человека…..........5
§1.2. Правовой статус решений Европейского суда по правам человека…...11
§Глава 2. Решения Европейского суда по правам человека в системе судов РФ…………………………………………………………………………………18
§2.1. Юридическая природа решений Европейского суда …………..............18
§2.2. Исполнение решений Европейского суда по правам человека ………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31
Введение
Европейский суд по правам человека является специфическим надгосударственным органом правосудия, распространяющий свою юрисдикцию на все государства, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию о защите прав и основных свобод человека. Страсбургский суд - независимый орган правосудия, задача которого осуществлять контроль за соблюдением основных прав человека, закрепленных Конвенцией. Суд фактически является официальным органом, который посредством толкования, определяет единственно правильные, с точки зрения Конвенции, смысл и содержание. Вступление России в совет Европы, подписание и ратификация Конвенции, дают также право любому гражданину РФ, чьи права были нарушены, обратиться за защитой в Суд. Постановления обязательны к исполнению государствами-участниками, в том числе и Российской Федерацией. При этом Европейский суд рассматривает не любые нарушения прав, а только те, которые предусмотрены Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Вопрос о проблематике природы решений Европейского Суда и их правовых последствий, как Российской Федерации, так и во многих других зарубежных странах является на сегодняшний день до сих пор дискуссионным. Важное практическое значение играет при этом анализ деятельности Суда по толкованию норм Конвенции.
Таким образом, актуальность данной работы заключается определении юридической природы принятых решений Суда, с его одновременными сложностями правоприменительной деятельности на внутригосударственном уровне.
Объектом исследования являются юридическая природа решений и Европейского суда по правам человека в системе судов РФ и их исполнение.
Целью данной курсовой работы является анализ правовой природы актов Европейского суда по правам человека, рассмотрение правовой природы решений, механизма реализации его решений в правовой системе РФ.
Для достижения поставленной цели ставятся задачи:
- определить правовой статус решений Европейского суда;
-определить влияние практики толкования Европейским Судом норм Конвенции на национальную систему права РФ;
-определить механизм действия решений Суда на нормотворческий процесс государства и выявить особенности реализации его решений в правоприменительной деятельности судов РФ .
Глава 1.Общая характеристика и правовой статус Европейского суда по правам человека
Общая характеристика Европейского суда по правам человека
Европейский Суд по правам человека – это международный судебный орган, расположенный во Франции, в Страсбурге. Является специфическим органом правосудия, предназначение которого заключается в защите предусмотренных Конвенцией прав и свобод человека и гражданина. Его юрисдикция распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Распространяется на Россию с 1998 года, с момента ратификации.
Страсбургский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством - членом Совета Европы со стороны другого государства-члена. «Суд в Страсбурге следует рассматривать в качестве чрезвычайной инстанции, когда действительно исчерпаны все обычные средства защиты прав, и в силу различных причин невозможно добиться справедливого решения на национальном уровне»[1].
В своей деятельности Страсбургский Суд опирается только на Европейскую Конвенцию по правам человека. По мнению Гомиен Д., Европейская Конвенция «по сути является своеобразным продолжением Всеобщей декларации прав человека 1948 года, но в отличии от нее, не только провозгласила основополагающие права и свободы человека, но и создала особый механизм их зашиты, которая является наиболее прогрессивной в мире»[2].
В тексте Конвенции два раздела: перечень защищаемых прав (раздел 1, ст. 2 - 18) и порядок деятельности Европейского Суда (раздел 2 , ст. 19-59).
Конвенция предусматривает:
а) право на жизнь (ст. 2);
б) запрет пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения, или наказания (ст. 3);
в) запрет рабства и работорговли (ст. 4);
г) право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность (ст. 5);
д) право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6);
е) наказание исключительно на основании закона (ст. 7);
ж) право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8);
з) свободу мысли, совести и религии (ст. 9);
и) свободу выражения мнения (ст. 10);
к) свободу ассоциаций (ст. 11);
л) право на вступление в брак (ст. 12);
м) право на эффективные средства защиты (ст. 13);
н) запрет дискриминации (ст. 14).
Конвенция была дополнена и изменена следующими Протоколами:
- Протокол № 1 (1952 г.);
- Протокол № 2 (1963 г.) «О наделении Европейского Суда по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения»;
- Протокол № 4 (1963 г.) «Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и протокол № 1»;
- Протокол № 6 (1983 г.) «Относительно отмены смертной казни»;
- Протокол № 7 (1984 г.);
- Протокол № 11 (1994 г.) «О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией»;
- Протокол № 14 (2004 г., дополняющий контрольную систему Конвенции).
Протокол № 1 к Конвенции предусматривает: а) защиту собственности (ст. 1); б) право на образование (ст. 2); в) право на свободные выборы (ст. 3).
Протокол № 4: а) запрет лишения свободы за долги (ст. 1); б) свободу передвижения (ст. 2); в) запрет высылки граждан с территории своего государства (ст. 3); г) запрет массовой высылки иностранцев (ст. 4).
Протокол № 6 включает отмену смертной казни (ст. 1).
Протокол № 7: а) возможность высылки иностранцев только на основании решения, принятого в соответствии с предусмотренной процедурой (ст. 1); б) право на апелляцию по уголовным делам (ст. 2); в) право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст. 3); г) запрет повторного суда и наказания (ст. 4); д) равноправие супругов (ст. 5).
Протокол №11 уточнил положения, касающиеся Европейского Суда по правам человека.
Протокол № 14 дополняет контрольную систему Конвенции. Российской Федерацией был ратифицирован 4 февраля 2010 года.
Таким образом, Европейский суд по правам человека призван следить за соблюдением государствами прав и свобод, гарантированных Конвенцией. Эта задача выполняется путем рассмотрения жалоб, поданных гражданами, а иногда и государствами. Суд вправе рассматривать только те жалобы, устранение нарушенных прав и интересов которых предусмотрены Конвенцией по правам человека. То есть Суд не вправе рассматривать нарушения законодательства какой-либо страны, а рассматривает жалобы на нарушенные права, предусмотренные Конвенцией.
Официальными языками Европейского суда являются английский и французский, но написать жалобу можно на русском языке.
Европейский суд может освободить гражданина от оплаты юридической помощи, а также компенсировать его расходы на проезд, проживание и иные расходы его и его представителя, если будет установлено, что заявитель не располагает необходимыми для этого средствами.
Структурой Суда предусмотрено создание трех типов органов: комитетов, Палат и Большой Палаты.[3]
Первоначально в соответствии со ст.19 Конвенции были созданы Европейская комиссия и Суд по правам человека. В 1998 году Протоколом №11 к Конвенции Комиссия была упразднена для упрочения независимости Суда и его судебных функций, а также большой его перегруженностью. Теперь единственным органом правосудия становится Суд. Парламентская Ассамблея Совета Европы, Согласно Протоколу N 14 Европейской конвенции, на девятилетний срок из списка трех кандидатур, выдвигаемых каждым государством. Судьи имеют право быть переизбранными на один последующий срок. Отстранении судьи от должности возможно только в том случае если двумя третями голосов остальными судьями было принято решение о несоответствии.
На пленарных заседаниях Европейского суда избираются Председатель, один или два заместителя Председателя и два председателя секций сроком на три года; принимаются также Правила процедуры Суда и избирается руководитель секретариата и его заместители. На пленарных заседаниях рассматриваются и другие вопросы, касающиеся организации и деятельности Европейского суда,
После того, как Суд объявляет о принятии жалобы, наступает очередь рассмотрения принятого к судопроизводству дела с представителями сторон. Суд может также по своему усмотрению осуществить, если это необходимо, собственное расследование. Если Суд примет решение о проведение расследования, то для этого заинтересованные государства "создают все необходимые условия[4]".
За исключением "исключительных обстоятельств"[5], все заседания Суда являются открытыми. При любых обстоятельствах все постановления подлежат публикации. От Суда не требуется выносить единодушное решение, и каждый судья может изложить свое мнение, которое публикуется наряду с мнением большинства.
Также предусмотрено заключение мирового соглашения «на любой стадии производства по делу. В своем решении Суд дает лишь краткое изложение фактов и достигнутого разрешения спора. Это решение направляется Комитету Министров, «который осуществляет надзор за выполнением условий мирового соглашения, как они изложены в решении»[6].
Третьей возможной процедурой при рассмотрении дела по существу является объявление жалобы неприемлемой, поданную в соответствии со Статьей 34, или ее исключение «из списка подлежащих рассмотрению Судом дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы»[7]. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.
Организационно Европейский суд подразделяется на пять секций, формируемых на трехлетний срок. Состав секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признакам и отражать при этом различные правовые системы государств - участников Конвенции. Каждую секцию возглавляет председатель. В рамках каждой секции на срок 12 месяцев формируются комитеты из числа трех судей. Комитет - важный элемент структуры Европейского суда, поскольку на них возложена значительная часть работы по отбору дел и, при наличии прецедентов, принятия предварительного решения по делу. Из числа членов каждой секции образуются палаты в составе семи судей. Члены палаты назначаются в алфавитном порядке по названию страны, руководствуясь принципом ротации. По каждому делу в состав палаты входят председатель секции и судья, избранный от государства, выступающего стороной (ответчиком) в деле. Если такой судья не является членом секции, то он заседает в качестве члена палаты ex officio. Палаты занимают центральное место в системе структурных подразделений Европейского суда, поскольку именно они рассматривают преимущественную часть дел и разрабатывают по ним правовые позиции (прецеденты).
Большая палата состоит из семнадцати судей и образуется сроком на три года. В ее состав ex officio входят Председатель Суда, его заместители и председатели секций, а также по очереди две группы судей, сформированные таким образом, чтобы их состав был по возможности географически сбалансирован и отражал различные правовые системы государств - участников Конвенции. Большая палата разбирает дела по межгосударственным и индивидуальным жалобам в тех случаях, когда палата из семи судей уступает ей свою юрисдикцию[8]. Такое чаще всего происходит, если разбираемое дело затрагивает серьезный вопрос, например сложные вопросы права, не отраженные в существующей судебной практике Европейского суда, или если решение вопроса может войти в противоречие с существующей судебной практикой. Кроме того, в исключительных случаях возможно обращение любой из сторон в деле с просьбой о передаче его на рассмотрение Большой палаты. Наконец, Большая палата созывается для рассмотрения просьбы, подаваемой в соответствии со ст. 47 Конвенции, о вынесении консультативного заключения.