Порядок проведения предполетного досмотра пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах. Личный и ручной досмотры. Особые случаи
Предполетный досмотр пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, проводится с применением технических и специальных средств и (или) ручным (контактным) методом, а на аэродромах местных воздушных линий или на посадочных площадках, на которых нет пунктов досмотра и отсутствуют стационарные средства досмотра - ручными металлоискателями и ручным (контактным) методом, а багажа и вещей, находящихся при пассажирах, только ручным (контактным) методом.
При проведении предполетного досмотра может проводиться личный (индивидуальный) досмотр пассажиров.
Предполетный досмотр членов экипажа воздушного судна и авиационного персонала гражданской авиации проводится в пунктах досмотра на общих основаниях или в пунктах досмотра, оборудованных на контрольно-пропускных пунктах аэропорта.
Члены экипажа воздушного судна допускаются к предполетному досмотру после предъявления задания на полет.
Предполетный досмотр пассажира с использованием технических и специальных средств проводится в следующем порядке (приложение 2):
1. Производится проверка билета, оформленного в установленном порядке, посадочного талона, сверка документа с личностью пассажира при входе в пункт досмотра.
2. Предлагается заявить об имеющихся у пассажира предметах и веществах, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, а также вещах, принятых от посторонних лиц (посылки, свертки и т.п.) для перевозки.
3. Предлагается выложить имеющиеся у пассажира в одежде предметы, содержащие металл (портсигары, ключи, пачки сигарет и т.п.), снять верхнюю одежду (пальто, куртка, плащ, пиджак, свитер, джемпер, пуловер, кофта и т.п., головной убор), ремень, обувь и уложить все в лотки, корзины, поставить на транспортер рентгенотелевизионного интроскопа.
4. Предлагается пассажиру пройти через рамку стационарного металлоискателя.
5. Проводится досмотр содержимого багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, верхней одежды (пальто, куртка, плащ, пиджак, головной убор), ремня, обуви.
6. При срабатывании сигнализации стационарного металлоискателя:
*уточняются места расположения металлических предметов в одежде пассажира с помощью ручного металлоискателя;
*предлагается пассажиру повторно пройти через рамку стационарного металлоискателя после извлечения и проверки металлических предметов;
*производиться досмотр пассажира с помощью ручного металлоискателя и ручным (контактным) методом досмотра при повторном срабатывании сигнализации.
При проведении предполетного досмотра с использованием технических и специальных средств необходимо:
*проверять радио- и телеаппаратуру, фото- и киноаппаратуру, аудио- и видеотехнику, сотовые телефоны, персональные компьютеры, игрушки (полые и мягкие);
*включать и проверять работоспособность электронных и электрических приборов (при наличии подозрений);
*осматривать футляры (чехлы), вскрывать и проверять блоки питания, кассетные ниши, а также пленочные камеры (включение аппаратуры, вскрытие крышек блока питания и кассетных ниш осуществляет пассажир);
*проверять дополнительно визуально емкости с жидкостями и термосы.
С музыкальных инструментов, которые по габаритам не могут быть досмотрены с помощью технических и специальных средств, снимать чехлы, вскрывать футляры, потряхивать их, отверстия и полости осматривать с использованием специального поворотного зеркала.
В пассажирском салоне воздушного судна разрешается перевозить вещи и предметы, требующие особых мер предосторожности при обращении с ними: кино-, фотоаппаратуру, теле-, радиоаппаратуру, электронные приборы, музыкальные инструменты, изделия из стекла, фарфора, керамики.
Предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения (топор, пила, ледоруб, арбалет, пневматическое оружие, ружье для подводной охоты и т.п.), перевозятся только в багаже.
Досмотры вещей, находящихся при пассажире, проводятся в присутствии пассажира. Досмотры багажа могут производиться как в присутствии пассажира, так и в его отсутствие.
Досмотры багажа в отсутствие пассажира, связанные с необходимостью вскрытия багажа, по совместному решению руководителей службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте проводятся комиссией, в состав которой входят сотрудники службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте, в присутствии двух свидетелей, а при необходимости и представителей иных государственных контрольных органов, осуществляющих различные виды контроля.
Согласно общепринятому правилу вскрывать подозрительные оставленные без присмотра сумку, свёрток или транспортное средство должны только его владелец или, если это необходимо в отсутствие владельца, эксперт-пиротехник после выполнения всех проверок, которые он сочтет необходимыми [1].
Перевозка багажа пассажиров, не явившихся на посадку, категорически запрещается.
ИКАО в своих руководящих документах определяет основные принципы по оформлению багажа[1]:
* только зарегистрированный и/или прошедший проверку багаж, исключая любой другой багаж, помещается на борт воздушного судна;
* для пассажиров, являющихся владельцами багажа, который они сами предъявили к регистрации, проверка сопровождаемого багажа может проводиться до, во время или после регистрации (приложение 3);
* зарегистрированный/сопровождаемый багаж пассажира, которому отказано в посадке по соображениям безопасности или в связи с отказом пройти проверку, должен быть выгружен;
* зарегистрированный/сопровождаемый багаж следует принимать только у пассажиров, имеющих действительный билет и оформленных ответственным агентом или уполномоченным представителем эксплуатанта;
* необходимо принимать меры для обеспечения того, чтобы эксплуатанты не перевозили багаж пассажиров, зарегистрировавшихся, но не явившихся на посадку, не подвергнув указанный багаж контролю в целях безопасности;
* следует вводить меры для обеспечения того, чтобы сопровождаемый или несопровождаемый багаж, предназначенный для перевозки пассажирскими рейсами, при оформлении его в местах, отличных от аэропортовых регистрационных стоек, подлежал контролю в целях безопасности;
* необходимо осуществлять строгий контроль за бирками, используемыми для опознавания ручной клади и зарегистрированного/сопровождаемого багажа, следя за тем, чтобы такой багаж обязательно прошел досмотр. Следует также рекомендовать пассажирам запирать свой регистрируемый багаж, что позволит затруднить использование такого багажа посторонними лицами в качестве средства для совершения преступления;
* пассажирам и членам экипажа может быть предложено лично опознать свой сопровождаемый багаж до его погрузки на борт воздушного судна; погрузка какого-либо неопознанного багажа допускается в тех случаях, когда он был подвергнут другим мерам контроля в целях безопасности. В подобных случаях владелец должен только указать на каждое место багажа, находясь на расстоянии от него, поскольку в противном случае может представиться возможность подменить ручную кладь багажом, содержащим огнестрельное оружие и т. д. Членам экипажа также необходимо проверять содержимое своей собственной ручной клади, чтобы удостовериться в отсутствии скрытно помещенных в нее взрывчатых веществ. Как показывает опыт, пассажиры могут провозить багаж, который не принадлежит им или который они не упаковывали лично, но сохраняли у себя до прибытия к месту регистрации. Следовательно, эти меры не устраняют необходимости проведения досмотра багажа вручную или досмотра с применением технических средств обеспечения безопасности перед его загрузкой на борт воздушного судна. Требуемые действия зависят от местных обстоятельств и условий;
* если досмотр сопровождаемого багажа выполняется до регистрации и возникают подозрения в отношении его содержимого, данный багаж необходимо досматривать вручную. Такой ручной досмотр также следует проводить в присутствии владельца. Владельцу подозрительного багажа не следует позволять держать его в руках. Кроме того, необходимо внимательно следить за тем, чтобы никакой предмет не был помещен в багаж после досмотра и до регистрации;
* если досмотр сопровождаемого багажа выполняется после регистрации и возникают подозрения в отношении его содержимого, можно воспользоваться двумя процедурами:
‑ если возможно, багаж необходимо поместить около его владельца и досмотреть его вручную в присутствии последнего; или
‑ если это невозможно, багаж следует считать подозрительным и принять соответствующие меры;
*следует контролировать доступ к зарегистрированному/сопровождаемому багажу в целях предотвращения его вскрытия и скрытного помещения в него устройств для совершения диверсий. Такой контроль предусматривает меры безопасности при хранении и транспортировке от места регистрации до воздушного судна, в том числе в зоне сортировки багажа и зоне трансферного багажа, а также при загрузке багажа на тележки и в зоне перронов; такой контроль предусматривает также использование системы опознавания персонала и транспортных средств, камер для целей безопасности, служащих охраны, оборудования для наблюдения и систем освещения;
* меры по досмотру зарегистрированного/ сопровождаемого багажа, предназначенного для особо тщательной проверки на стойке регистрации, следует принимать таким образом, чтобы не допустить нарушения нормального процесса регистрации и посадки пассажиров на борт, а также обработки, сортировки и загрузки зарегистрированного/сопровождаемого багажа. При этом необходимо также учитывать требование о присутствии пассажира во время досмотра принадлежащего ему багажа.
В документе «Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (ИКАО, Dос 8973 / 5) говорится о необходимости постоянно обращать внимание на следующие моменты:
*сумки и другие предметы, которые кажутся необычно тяжёлыми. Следует проводить тщательный досмотр вручную, а также, при необходимости, с помощью рентгеновских установок, чтобы убедиться в отсутствии оружия или других опасных предметов;
* сумки и ёмкости с двойным дном. Все подобные предметы должны досматриваться вручную и/или с помощью рентгеновских установок для предотвращения потенциальной опасности;
* калькуляторы, кино- и фотокамеры и другая аналогичная аппаратура, которая может быть использована для сокрытия оружия или взрывчатых веществ. Такую аппаратуру необходимо проверять, чтобы убедиться, работает ли она. Если такие предметы кажутся необычно лёгкими или слишком тяжёлыми, их необходимо досматривать вручную, а также с помощью рентгеновской установки, чтобы не допустить проноса спрятанного оружия или взрывчатых веществ. Следует проявлять крайнюю осторожность, если на таких предметах имеются признаки вскрытия футляров, наружных выключателей, батарей или провода;
* у пассажира или в его ручной клади может иметься несколько единиц оружия или устройств. Досмотр лиц и их ручной клади ни в коем случае не следует прекращать после обнаружения одной единицы оружия. После обнаружения одной единицы оружия необходимо продолжить досмотр на предмет выявления дополнительных единиц оружия или устройств. Если имеется подозрение в наличии второго устройства, сотрудники органов, выполняющих полицейские функции, могут эвакуировать данную зону аэропорта [1].
Парламент и Совет Евросоюза устанавливает следующие правила досмотра ручной клади:
Ручная кладь всех вылетающих пассажиров должна быть досмотрена пред допуском в зону ограниченного доступа (ЗОД) и борт ВС. Все запрещенные предметы должны быть изъяты из вещей пассажиров, в противном случае пассажир не допускается в ЗОД и борт ВС.
Ручная кладь должна быть досмотрена одним из следующих методов:
а) полностью досматривается ручным способом все содержимое сумки на предмет подозрительных признаков, таких как несоответствие веса и т.д. или
б) досмотр с помощью обычного РТУ с ручном досмотром, основанном на выборочном непрерывном досмотре, при котором должны быть досмотрены не менее 10% пассажиров, включая тех, в отношении которых появляются сомнения, или
в) досмотр с помощью РТУ высокой разрешающей способностью оборудованной “TIP” (Threat Image Projection ‑ изображение проекции опасного предмета). Только вызывающие сомнение у оператора сумки подлежат ручному досмотру. Ручной досмотр может сопровождаться с использованием детектора паров ВВ [2].