Формы таможенного контроля и порядок их применения
Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и государств-членов ЕАЭС.
Формы проведения таможенного контроля – это отдельные виды проверочных мероприятий, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 110 ТК ТС.
Тщательность таможенного контроля находится в прямой зависимости от степени вероятности несоблюдения таможенного и иных видов законодательств: чем выше такая степень вероятности, тем разнообразней и продолжительнее контрольные действия таможенных органов.
Степень вероятности в ст. 127 ТК ТС называется риском.
Все выявленные риски (нарушение таможенного законодательства уже произошло) и потенциальные (риск не выявлен, но условия для его возникновения существуют) подлежат анализу и оценке.
Совокупность сил, средств, информационных ресурсов таможенных органов, задействованных в управлении рисками, объединены в систему управления рисками.
Данная система позволяет определять товары, транспортные средства международной перевозки, документы и лиц, подлежащих таможенному контролю с применением отдельных его форм.
Таможенный контроль на основе применения системы управления введен в ТК ТС в соответствии с Киотской конвенцией.
Преимущества такой системы в том, что таможеннику не нужно держать в голове информацию об особенностях перемещения товаров для принятия решения о выборе соответствующей формы таможенного контроля, за него это делает система. К тому же снижается роль субъективного фактора.
Таможенный контроль основан не только на системе управления рисками, но и наличии информации, сведений о нарушениях (о сокрытии лицом при себе товаров – личный досмотр).
Формы таможенного контроля:
1. Проверка документов и сведенийпроводится с целью:
a. Установления подлинности документов (срок действия, печати);
b. Проверки достоверности сведений (данные об отправителе, декларанте, получателе товара);
c. Проверки правильности оформления документов.
Достоверность сведений проверяется путем сопоставления представленных документов, а также путем обращения к источникам информации, в том числе, таможенный орган наделен запрашивать документы.
2. Устный опрос проводится при совершении таможенных операций. Опросу подлежат физические лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров. Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.
3. Получение объяснений. В отличие от проверки документов и сведений, устного опроса, возможность получения объяснений не ограничена совершением таможенных операций и допустима во всех случаях проведения таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров. Получение объяснений оформляется письменно, форма объяснений утверждена решением КТС от 20.05.2010 №260.
4. Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.
Таможенное наблюдение может быть:
· Систематическим или разовым;
· Непосредственным или опосредованным.
Таможенное наблюдение проводится:
· в процессе совершения грузовых операций при помещении товаров под таможенную процедуру транзита;
· при совершении операций по переработке товаров;
· при совершении операций по уничтожению товаров;
· при совершении складских операций в отношении товаров, находящихся на СВХ или таможенном складе, и в ряде других случаев.
Приказом ФТС от 25.10.2011 №2199 утверждена форма акта таможенного наблюдения и форма дополнительного листа к ату таможенного наблюдения.
5. Таможенный осмотр – внешний визуальный осмотр предметов с целью проверки сведений о них, содержащихся в товаросопроводительной документации и/или сообщаемых лицами (декларантами, перевозчиками). Предметами таможенного осмотра могут быть товары, багаж физических лиц, транспортные средства, грузовые емкости. Проверки подлежит сведения о наименовании и количестве товаров, их происхождении, средствах идентификации (пломбы, печати). Особенность – всегда внешние исследование, без вскрытия упаковки товара, транспортного средства либо грузового помещения. Но применяются технические средства (досмотровая рентгенотелевизионная техника). Обычно место проведения таможенного осмотра - зона таможенного контроля (место прибытия/убытия товаров). Участие декларанта не является обязательным (по его инициативе).
Обязательность письменного оформления таможенного осмотра (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит:
- от возможности дальнейшего использования таможенными органами результатов осмотра в таможенных целях, например, в целях идентификации товаров (грузовых мест), транспортных средств, при перевозке в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
- от требования лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров (как альтернатива акту возможна отметка в транспортном документе о проведении осмотра). Форма акта таможенного осмотра утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
6. Таможенный досмотр - это действия должностных лиц таможенных органов, связанные со снятием (нарушением) пломб, печатей, разборкой, демонтажем, вскрытием или иным нарушением целостности предметов (упаковки товаров, контейнеров с товарами, транспортных средств, емкостей).
Таможенный досмотр проводится в целях:
- идентификации товаров (установления тождества товаров, сведениям о них, указанным в таможенной декларации и (или) товаросопроводительных документах);
- проверки информации о несоблюдении требований таможенных правил;
- проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
Чаще всего таможенный досмотр проводится после регистрации таможенной декларации на товары, когда такая декларация приобретает статус документа, свидетельствующего о фактах, имеющих юридическое значение.
Возможность проведения таможенного досмотра предусмотрена и до подачи таможенной декларации, например, в месте прибытия товаров на таможенную территорию, а также после выпуска товаров, например, в процессе проведения таможенной проверки.
Таможенный досмотр проводится с участием декларанта (иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров) и при его отсутствии.
О возможности участия в таможенном досмотре декларант (иное заинтересованное лицо) уведомляется таможенным органом заранее. Форма уведомления утверждена приказом ФТС России от 25.10.2011 №2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля».
Таможенный орган вправе потребовать присутствия при таможенном досмотре заинтересованного лица, о чем в уведомлении делается отметка «Требуется присутствие при таможенном досмотре».
Если получатель уведомления не явился либо в иных случаях, перечисленных в п. 5 ст. 116 ТК ТС, таможенный досмотр проводится без участия декларанта (иных заинтересованных лиц), но в присутствии двух понятых.
На практике таможенный досмотр очень чувствительная форма таможенного контроля, вынуждающая декларанта (перевозчика) нести убытки не только в связи с задержкой выпуска товаров, но и прямые материальные расходы на проведение грузовых операций.
С точки зрения тактики и методики проведения таможенного досмотра применяются понятия объема и степени досмотра. Например, таможенный досмотр может проводиться в объеме 10, 50 и 100% от общего количества товаров, составляющих товарную партию либо в объеме, указанном в конкретном профиле риска.
Степень таможенного досмотра характеризует его содержание, т.е. проводимые действия, например, пересчет грузовых мест, выборочное вскрытие грузовых мест, измерение товаров, взятие проб и образцов, применение технических средств таможенного контроля и другие действия.
Объем и степень досмотра определяются в поручении о проведении таможенного досмотра, форма которого утверждена приказом ФТС России от 25.10.2011 № 2199.
В целом порядок проведения таможенного досмотра не исчерпывается положениями ст. 116 ТК ТС. Отдельные особенности таможенного досмотра, а также основания освобождения от него содержатся и в других статьях ТК ТС, например:
- п. 3 ст. 103 ТК ТС (участие в таможенном досмотре государственных органов, осуществляющих контроль на таможенной границе);
- ч. 2 п. 7 ст. 96 ТК ТС (ограничение времени проведения таможенного досмотра двумя часами в случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля);
- ст. 101 ТК ТС (участие в таможенном досмотре специалиста);
- ст. 105 ТК ТС (освобождения от таможенного досмотра).
Соглашением от 18.06.2010 «Об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля» определены перечни лиц, личный багаж которых освобождается от таможенного досмотра. К таким лицам, в частности, отнесены президенты государств - членов ЕАЭС, прекратившие свои полномочия, и следующие вместе с ними члены их семей, представители высших органов государственной власти государств - членов ЕАЭС, не упомянутые в ст. 105 ТК ТС.
Результаты таможенного досмотра всегда оформляются отдельным документом - актом. Форма акта таможенного осмотра утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
7. Личный таможенный досмотр - это исключительная форма таможенного контроля, применяемая к физическому лицу.
Проведение личного таможенного досмотра возможно при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза.
Нахождение физического лица в зоне таможенного контроля должно рассматриваться в связи со следованием им через таможенную границу, иначе возможность проведения личного таможенного досмотра можно распространить на любых физических лиц, находящихся в постоянных или временных зонах таможенного контроля: на СВХ, таможенных складах, на территориях морских портов, в приграничных зонах и т.д.
Следование физических лиц через таможенную границу осуществляется в местах убытия с таможенной территории или прибытия на эту территорию (морские (речные) и воздушные порты, открытые для международного сообщения, железнодорожные станции, автомобильные пункты пропуска или пешеходные переходы).
Транзитная зона аэропорта, открытого для международного сообщения, представляет собой территорию, предназначенную для местонахождения пассажиров, следующих через РФ международными авиарейсами с посадкой в соответствующем российском порту. Поводами для личного таможенного досмотра транзитных пассажиров могут быть, например, сведения о фактах передачи предметов с транзитной зоны на остальную часть территории порта (или наоборот).
Компетенцией принятия решения о проведении личного таможенного досмотра обладают:
- начальник таможенного органа (например, начальник таможенного поста, таможни);
- уполномоченный начальником таможенного органа заместитель;
- лица, замещающие вышеперечисленных должностных лиц.
Решение принимается в письменной форме путем:
- наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа (например, инспектора, осуществляющего таможенные операции в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами);
- оформления отдельного документа (например, решения начальника таможенного органа о проведении личного таможенного досмотра в отношении конкретного физического лица).
Следующей характерной особенностью личного таможенного досмотра являются его субъекты - лица, участвующие в досмотре.
Должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного таможенного досмотра, должно быть одного пола с досматриваемым лицом.
Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о проведении такого досмотра, объявить физическому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.
Для физического лица, подвергаемого личному таможенному досмотру, не предусмотрено каких-либо специальных требований (возраст, дееспособность).
Единственным препятствием проведению личного таможенного досмотра выступает профессиональный статус, закрепленный в международных конвенциях (договорах), федеральных законах. Например, не могут быть подвергнуты личному таможенному досмотру Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи, прокуроры, сотрудники органов федеральной службы безопасности, иностранные дипломатические работники и ряд других субъектов.
К обязанностям досматриваемого лица относится исполнение требований и распоряжений должностного лица таможенного органа, проводящего личный таможенный досмотр. При этом досматриваемое лицо вправе:
- знакомиться с решением о проведении личного таможенного досмотра и порядком его проведения;
- ознакомиться со своими правами и обязанностями;
- добровольно выдать скрываемые предметы;
- делать заявления, подлежащие внесению в акт о проведении личного таможенного досмотра;
- пользоваться родным языком, а также услугами переводчика;
- знакомиться с содержанием акта личного таможенного досмотра и делать заявления, вносимые в этот акт, а также получить второй экземпляр данного акта;
- обжаловать действия должностных лиц таможенного органа (жалоба может быть подана как на решение о проведении личного таможенного досмотра, так и на действия должностного лица таможенного органа, проводившего личный досмотр).
При проведении личного таможенного досмотра обязательно присутствие двух понятых одного пола с досматриваемым лицом.
Главные обязанности понятых заключаются в присутствии при проведении личного таможенного досмотра и удостоверении своими подписями всех отраженных в акте личного таможенного досмотра сведений об обстоятельствах, содержании и результатах контрольных действий.
Иные участники личного таможенного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностей (возможного предмета поиска и предполагаемого места сокрытия, уровня владения русским языком, и других особенностей), например:
- медицинский работник (при необходимости обследования тела досматриваемого);
- законный представитель (или сопровождающий) несовершеннолетнего либо недееспособного лица;
- переводчик;
- специалист.
- кинолог со служебной собакой.
Личный таможенный досмотр проводится только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за проведением досмотра с их стороны должны быть исключены.
Кроме того, личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда.
Условно выделяются три этапа проведения личного таможенного досмотра:
- подготовительный (п. 2 ст. 117 ТК ТС);
- основной (собственно досмотр);
- завершающий (оформление и подписание акта о проведении личного таможенного досмотра (п. 7 ст. 117 ТК ТС)).
Форма акта о проведении личного таможенного досмотра утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков как форма таможенного контроля обычно применяется в отношении товаров, находящихся в торговом обороте на таможенной территории (1 ст. 100 ТК ТС).
Целью проведения данной формы таможенного контроля является проверка законности обращения товаров на таможенной территории. К подконтрольным товарам относятся, например, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые в Россию и подлежащие маркировке акцизными марками, ювелирные изделия, подлежащие пробирному клеймению.
Отсутствие на проверяемых товарах требуемых марок или оттисков пробирного клейма рассматривается как незаконный ввоз товаров на таможенную территорию без совершения таможенных операций по их выпуску. Бремя опровержения выявленных таможенными органами фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены (п. 2 ст. 118 ТК ТС).
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков может применяться самостоятельно либо при проведении иных форм таможенного контроля (таможенного досмотра, таможенного осмотра помещений и территорий, таможенной проверки).
Принимая во внимание перспективу расширения ассортимента товаров, имеющих идентификационные знаки, например, применение чипов в отношении меховых изделий, можно утверждать, что рассматриваемая форма таможенного контроля будет более востребована.
9. Таможенный осмотр помещений и территорий - форма таможенного контроля, проводимая в целях:
- проверки наличия товаров, находящихся под таможенным контролем (в зонах таможенного контроля, условно выпущенных, находящихся в местах перемещения через таможенную границу, в пограничной зоне);
- проверки информации о наличии товаров у лиц, осуществляющих хранение либо торговлю ими в нарушение требований таможенных правил (например, товары ранее были незаконно ввезены в РФ или приобретены в РФ);
- проверки выполнения требований о местонахождении, обустройстве и оборудовании помещений и территорий, лиц, получающих статус УЭО, или лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Таможенный осмотр помещений и территорий проводится на основании предписания начальника таможенного органа (лица, его замещающего) и при предъявлении должностным лицом таможенного органа служебного удостоверения.
Срок проведения осмотра не должен превышать одного рабочего дня. В исключительных случаях данный срок продлевается до трех рабочих дней (например, в случае создания лицами препятствий в проведении осмотра, необходимо проведение идентификации товаров или осматриваемая площадь помещения и территории превышает 1000 кв. м).
Не допускается применение рассматриваемой формы таможенного контроля:
- к жилым помещениям;
- в ночное время.
Результаты таможенного осмотра помещений и территорий оформляются актом (составляется в двух экземплярах). Форма акта о проведении осмотра помещений и территорий утверждена решением КТС от 20.05.2010 № 260.
Более подробно поводы, основания, условия и порядок проведения таможенного осмотра помещений и территорий изложены в Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий, утв. приказом ФТС России от 16.03.2011 №578.
10. Учет товаров, находящихся под таможенным контролем - форма таможенного контроля, проводимого в отношении условно выпущенных товаров.
Условный выпуск иностранных товаров на территории РФ связан с последующим ограничением прав собственности на них актами ЕАЭС и законодательством РФ.
В зависимости от оснований условного выпуска такие ограничения могут быть предусмотрены, например, таможенными процедурами (временный ввоз, беспошлинная торговля, переработка на таможенной территории и другие процедуры), тарифными льготами (предоставление целевых льгот по уплате ввозной таможенной пошлины), налоговыми льготами (освобождение от уплаты НДС товаров, ввозимых в РФ в качестве гуманитарной помощи, технической помощи).
Порядок учета товаров определен приказом ФТС России от 13.01.2011 №74 «Об утверждении Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем» и выражается в ведении уполномоченным должностным лицом таможенного органа журнала учета условно выпущенных товаров.
Применение данной формы таможенного контроля не является «разовой» проверкой и продолжается до окончания нахождения товаров под таможенным контролем, например:
- до утраты товарами статуса иностранных (до выпуска в РФ для свободного обращения, до обращения товаров в федеральную собственность);
Каждый факт условного выпуска товаров отражается в листе Журнала учета, который заверяется начальником подразделения таможенного поста (начальником отдела или смены) и хранится в таможенном органе.
- до фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории;
- до уничтожения товаров.
11. Проверка системы учета товаров и отчетности - форма таможенного контроля, предусматривающая обязанность лиц отчитываться перед таможенными органами по установленной форме и в установленном порядке о совершенных таможенных операциях и об операциях, совершенных с иностранными товарами (хранение, перевозка, переработка).
К лицам, обязанным вести учет товаров и представлять в таможенный орган отчетность, отнесены:
- лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела;
- уполномоченные экономические операторы;
- лица, поместившие товары под таможенные процедуры, предусматривающие учет таких товаров (например, таможенный склад, переработка на таможенной территории, беспошлинная торговля, свободный склад, свободная таможенная зона и другие таможенные процедуры);
- лица, хранящие иностранные товары (например, временное хранение товаров на собственном складе - ст. 200 Закона о таможенном регулировании).
По сути, данный вид проверки представляет собой выделенную в самостоятельную форму таможенного контроля разновидность проверки документов и сведений. Например, согласно ч. 3 ст. 177 Закона о таможенном регулировании проверка системы учета товаров осуществляется путем сверки сведений, содержащихся в представляемой таможенным органам отчетности, со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа, а также путем сопоставления этих сведений с данными, отраженными на счетах бухгалтерского учета и отчетности и содержащимися в первичных документах, представленных таможенному органу по мотивированному запросу.
Сроки представления отчетности, а также перечни представляемых сведений различны в зависимости от лиц, на которых возложена соответствующая обязанность.
Например, таможенный представитель отчитывается ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным) путем представления сведений о таможенных органах, в которых совершались таможенные операции, о номерах таможенных деклараций, о заявляемых таможенных процедурах и других сведений.
Заявители таможенных процедур переработки товаров (на (вне) таможенной территории и под таможенным контролем) отчитываются не реже одного раза в три месяца путем представления сведений о наименовании и количестве товаров для переработки, о наименовании и количестве продуктов переработки и других сведений.
Уполномоченный экономический оператор отчитывается ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным) путем представления сведений о товарах, в отношении которых совершались таможенные операции с применением специальных упрощений.
Необходимость представления отчетности может быть вызвана отдельным требованием таможенного органа, например, при проведении таможенной проверки.
Формы отчетности утверждаются ФТС России.
О проведенной проверке системы учета товаров и отчетности составляется акт по форме, утв. приказом ФТС России от 22.12.2010 №2522 «Об утверждении формы акта проверки системы учета товаров и отчетности».
12. Таможенная проверка - форма таможенного контроля, представляющая собой проверку, затрагивающую финансово-хозяйственную деятельности проверяемого лица (во внешнеторговой сфере или в целом).
Организация и проведение таможенных проверок осуществляется должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, подразделениями (отделами) таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений и таможен.
Таможенная проверка проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого:
- зарегистрировано проверяемое лицо;
- выпущен или находится товар.
ТК ТС не дает определения таможенной проверке как форме таможенного контроля. В п. 1 ст. 122 ТК ТС обозначена лишь цель таможенной проверки, а именно проверка соблюдения лицами требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов ЕАЭС. И далее, через отдельные положения статей ТК ТС, посвященных как таможенной проверке, так и всему таможенному контролю, раскрывается содержание данной формы таможенного контроля.
Лица, в отношении которых может проводиться таможенная проверка, - это хозяйствующие субъекты государства - члена ЕАЭС (российские юридические лица или индивидуальные предприниматели).
Часть 2 п. 2 ст. 122 ТК ТС к таким лицам относит:
- декларантов;
- лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, УЭО;
- лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров после их выпуска;
- иных лиц, напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
- лиц, в отношении которых имеется информация, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
Таким образом, кроме первоначальных участников таможенных правоотношений таможенной проверке могут подвергнуться:
- лица, получившие права на товары в соответствии с отдельными таможенными процедурами (например, лицо, ремонтирующее временно ввезенный товар или переработчик товара, помещенного декларантом под таможенную процедуру переработки на таможенной территории);
- лица, являющиеся производителями и (или) продавцами товаров, вывезенных в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
- приобретатели, продавцы, арендаторы, хранители и т.д. товаров, ввезенных на таможенную территорию.
В зависимости от поводов проведения таможенной проверки, а также подконтрольных лиц, таможенными органами проверяются:
- факт помещения товаров под таможенную процедуру (проверка законности перемещения товаров через таможенную границу);
- достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах (проверка декларантов, таможенных представителей, УЭО, перевозчиков);
- соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами (проверка декларантов, товары которых выпущены с предоставлением целевых льгот по уплате таможенных пошлин, налогов);
- соблюдение требований, осуществления деятельности в сфере таможенного дела;
- соответствие условиям получения статуса УЭО;
- соблюдение условий таможенных процедур, действующих после выпуска товаров.
Проведению таможенной проверки предшествуют аналитическая и подготовительная работа (если по результатам аналитической работы принято решение о проведении таможенной проверки).
Таможенные проверки могут быть камеральными и выездными. Выездные таможенные проверки: плановыми и внеплановыми.
В процессе проведения таможенных проверок таможенные органы вправе:
- получать документы и сведения от проверяемых и других лиц (банков, государственных контролирующих органов);
- применять иные формы таможенного контроля (например, получение объяснений, проверка системы учета товаров и отчетности).
Камеральная таможенная проверка проводится таможенным органом по месту своего нахождения путем изучения и анализа имеющихся документов и сведений (например, представленных при таможенном декларировании товаров или при включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, УЭО).
Камеральные таможенные проверки не ограничиваются ни по частоте, ни по продолжительности.
По окончании проведения камеральной таможенной проверки составляется акт по форме утвержденной приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2713 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок».
Выездная таможенная проверка предполагает присутствие должностных лиц таможенного органа в месте нахождения (осуществления деятельности) проверяемого лица.
Выездная таможенная проверка проводится:
- на основании отдельного решения начальника (заместителя начальника) таможенного органа;
- комиссией, состоящей из должностных лиц таможенного органа;
- при предъявлении проверяемому лицу решения о проведении таможенной проверки и служебных удостоверений должностных лиц таможенных органов, участвующих в выездной таможенной проверке.
Выездные таможенные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые выездные таможенные проверки проводятся в соответствии с предварительно разработанным таможенным органом планом проверок на определенный период времени, например календарный год. Плановые выездные таможенные проверки могут быть отнесены к профилактическим контрольным мерам, проводимым не чаще одного раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица и раз в три года в отношении уполномоченных экономических операторов.
Проведению плановой выездной таможенной проверки предшествует уведомление проверяемого лица о такой проверке. Сама проверка начинается не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения лицом уведомления.
Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их применения, при наличии соответствующих оснований (появление которых не может быть запланировано), например:
- получение данных, свидетельствующих о возможном нарушении таможенных правил;
- заявление заинтересованного лица на получение статуса УЭО;
- проверка достоверности сведений путем проверки иных лиц, связанных с проверяемым лицом сделками с товарами (встречная выездная таможенная проверка);
- выполнение запроса компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.
При проведении выездных таможенных проверок таможенные органы вправе проводить инвентаризацию товаров (в соответствии с НК РФ), изымать интересующие документы, налагать арест на товары или изымать их, опечатывать помещения с товарами.
Общий срок проведения выездной таможенной проверки составляет два месяца с возможным его продлением еще на месяц.
Для проведения экспертизы или получения дополнительных документов и сведений, в том числе от компетентных органов иностранных государств, течение срока проведения выездной таможенной проверки приостанавливается до шести месяцев.
Выездная таможенная проверка оформляется актом по форме, утв. приказом ФТС России от 30.12.2010 №2713.
Результаты проведения таможенной проверки могут указывать на факты неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов и (или) несоблюдения действующих запретов и ограничений, например, по причине неправильной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, неправильного определения таможенной стоимости или страны происхождения товаров. Данные факты отражаются в акте таможенной проверки и служат основанием для принятия соответствующих решений (о классификации товаров, о корректировке таможенной стоимости, о стране происхождения товара), принятия мер по взысканию таможенных платежей, возбуждения дел о нарушении таможенных правил или по признакам преступлений в сфере таможенного дела.