Принятие христианства славянами. Христианство и язычество
Принятие христианства славянами сопровождалось появлением необходимых для миссионерской деятельности и для нормальной церковной службы текстов, начало которым было положено усилиями солунских братьев Кирилла и Мефодия и их учеников во второй половине IX века. Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в.
Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 .; второй - при Владимире 988 .После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:
1.Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.
2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.
4.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.
5.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)
Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что запрещало употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.
В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г двинулся на центр Византийских владений в Крыму v Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас. Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.
христианство и язычество: мифолог. представление – набор преданий о божествах и героях, порождающих религ. верования. Ист-ки сведений: 1) летописные предания 2) сведения соседних народов 3) археол. данные 4) этнографич. данные 5) язык. данные
Летописные предания: поучение против язычества, откуда вообще было узнано, во ЧТО верили слав.-язычники. Прокол Исларидский.
Археология: -сравнит. мифология: сравнение др. миф-и и религ. представлений, реконстр. эл-ты общего д/и-е религ. мировоззрения и археологии
Язык. следы: Сохранились следы древн. верований, отразились они в поучениях против язычников – снег идет, дождь идет (свойство одушевленности); медведь <*medъ + е (с галкой)dъ (тот, кто есть мед).
Славяне – язычники: религия: монотеизм (вера в одного Бога – капитан подсказывает, у к-го есть подчиненные (иудаизм, христианство, ислам) и политеизм =язычество (этникос – нар. верований, народный –языческий). Многобожие предщ. единобожию, т.к. чел. пост. осмысл. мира обосновавыет чел. обожествления всего и вся – так, например, было не одно 1 дерево, а все вместе, т.е. целый елс, выделяя его дух). Языч. – верование дописьменного периода .
Классы миф. жив.: 1. низмненные. Духи отдельных предметов (домовой в кажд. доме, бабочки – воплощ. духи умерших жен, духи покойников). 2. предводители духов низм. класса. Баба Яга, чудо-юдо, морск. царь, водяной 3. некие события в жизни чел-ка и явл-я природы. Суд, правда, кривда, доля, ярило (воплощение высшей силы природы и солн. тепла), купало. 4. вопл. силы всего коллектива и его носители. Род, «чур» - ? спорный м.б. св. с землед. д-тью. Дух всех земледельцев и окр. границы их владения, Мокощ – жен. божество, м.б. воплощением и-е неизв. божества. Влага – символ плодородия. 5. класс генеалогических героев предков. Кий, Щек, Хорев, Иыбять (их сестра) – дева улыбка. 6. класс высших бож-в. Вост. слав. – пантеон богов: Перун (бог грома, молнии), Даждьбог (солнца), Стрибог, Хорс (огонь + солнце), Мокош, Велес (скот). Создалось за 6 лет до принятия хр-ва. Оч. мало известно о божествах юж. славян, у сербов был Дабог. Зап. слав.: Свентовит/Святовит (=Перун), Сварожич, Триглав, Эива, Провс.
Осн. и-е миф: 2 главн. персонажа – Бог (громовержец), атрибуты: нах—е на горе, свящ. дерево – дуб + Богоборец – змееподобен, живет внизу, в пещере и земле, часто за рекой.
Общение с божетстами содержит 2 элемента: молитва (-хетский «просить»)/молить), + приносить жертву – восхваление, Трубачев=жрати (т.к. приносили в жертву плоды) – употребление в пищу жертвующими. В повествовании купальных игрищ: прыгание через огонь. Жрец – palic' – болгары (сжигающий). Жератъкъ –гор- имеет чередование и форму жер –перв.ю знач. св. с «сжигать»