Образование Древнерусского государства в IX-X веках, его первые правители

882 год принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве Произошло объединение двух восточнославянских центров: Новгорода и Киева.

В историографии долгое время существуют две гипотезы образования «древнерусского государства». Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями ПВЛ Н. М. Карамзин. Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.

Киевская Русь (Древнерусское государство) возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях славянских племен — полян, древлян и северян в Среднем Поднепровье. Основателями Киева и первыми правителями племени полян летописная легенда считает братьев Кия, Щека и Хорива.

Варяги, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», в IX—X веке устанавливают контроль над Киевом. Летопись сохранила имена предводителей варягов, правивших в Киеве: Аскольд (Hoskuldr), Дир (Dyri), Олег (Helgi) и Игорь (Ingvar).

В 860 при византийском императоре Михаиле III Русь громко выступает на международную арену: она провела первый известный поход на Константинополь, закончившийся победой и заключением русско-византийского мирного договора.

В 882, по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства; господствующей религией вновь стало язычество, хотя христианское меньшинство в Киеве сохранилось. Олег Вещий считается основателем Руси.

Олег покорил древлян, северян и радимичей, ранeе плативших дань хазарам. Были заключены первые письменные договоры с Византией в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей.

Игорь занял престол после смерти Олега около 912 и правил до 945. В 945 году Игорь был убит во время сбора дани с древлян. После смерти Игоря в силу малолетства его сына Святослава реальная власть оказалась в руках вдовы Игоря княгини Ольги. Она стала первым правителем Древнерусского государства, официально принявшим христианство византийского обряда.

Крещение Руси

Образование Древнерусского государства в IX-X веках, его первые правители - student2.ru Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей. Принятие христианства привело также к изменениям в культуре древнерусского общества и её обогащению. На Руси распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература. До 13 в. распространённость христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя там отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 в. Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией. Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси. Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – Русская Правда, которая имела очень большое значение для развития правовых институтов в зарождающимся русском обществе. Происходит дальнейшее развитие экономики. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятина» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.

Образование Древнерусского государства в IX-X веках, его первые правители - student2.ru 7.Феодальная раздробленность на Руси. Её причины, сущность и последствия. Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси:

во-первых, особенности становления феодализма на Руси. княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества;

во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов;

в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями;

в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров;

в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение;

Образование Древнерусского государства в IX-X веках, его первые правители - student2.ru Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50.

Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

Три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля.

Галицко-Волынское княжество унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши.

Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов ( Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг.

Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой, Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского веча. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство.

Наши рекомендации