Пять организационных моделей управления школой
1.Сегментная (секторная) организация.Она представляет собой типичную бюрократию (строгую субординацию). Отличительной характеристикой такой организации является наличие авторитарного лидера. Сегментная модель состоит из некоторого количества секторов, курируемых заместителями директора, слабо связанными друг с другом по роду своей деятельности. Иногда между ними есть скрытая конкуренция за право быть более приближенным к директору, чем остальные. Структура управления подчеркнуто иерархична: директор управляет, общаясь, в основном, с заместителями. Он ответствен перед инспекцией за все, что происходит в школе, и исполняет главным образом административные функции: обеспечивает образовательное учреждение оборудованием, финансами, подбором кадров, надзором за состоянием учебных зданий, соблюдением законодательства. Внесение изменений происходит в результате собеседований директора с заместителями. В дальнейшем именно они общаются с учителями по поводу формальных вопросов деятельности.
Заместители являются ассистентами директора, поддерживающими проводимую им линию работы. В организационном смысле большой значимости у них нет, и для решения своих вопросов преподаватели обращаются непосредственно к директору. Однако в отношении учителей-предметников власть директора невелика. Формально он может вмешиваться в учебный процесс лишь в том случае, если халатное отношение учителя к своим обязанностям становится очевидным. Директор может положительно влиять на образовательный процесс преимущественно через личный пример. Для этого ему нужно быть учителем-предметником. Центральная организационная характеристика данной модели — автономная позиция преподавателей, проявляющаяся в разнообразии методик подготовки к уроку, стиле работы, оценке знаний учащихся. Изолированная позиция учителей усугубляется отсутствием дружественных группировок и группировок по интересам. Если они создаются в производственных целях (рабочие группы), то носят в большей степени формальный характер. Неписаным правилом производственных взаимоотношений считается закрытость собственной личности и деятельности для влияния коллег и руководства. В школе не принято, чтобы учителя делились литературой или приглашали друг друга на урок. Совершенно немыслимо обсуждение среди коллег возникших трудностей в общении с учениками.
Обязанности классного руководства выполняются на минимальном уровне и ограничиваются, как правило, плановым проведением классных часов, присмотром за классом во время перемен и заполнением журнала.
Образовательное учреждение с сегментной организацией чаще всего не способно достичь прогрессивных изменений. Введение серьезных инноваций в школе с такой структурой затруднено. Наиболее важное совещание — педагогический совет — часто наглядно демонстрирует модель принятия решений, именуемую «мусорной корзиной». Выступающие говорят только о том, что волнует лично их, не слушают друг друга, перекладывают ответственность на других. Решение производственных вопросов то и дело откладывается на неопределенное время.
Отношения с окружающей средой (микрорайон, общественные организации, соседние школы) в организации сегментного типа сокращены до минимума. Контакты ограничены и носят формальный характер. Само образовательное учреждение не является инициатором расширения внешних связей. Это выражается даже в том, что вход в школу представителям других организаций бывает затруднен из-за введенных директором правил: «Никого без моего разрешения не пускать», «Строго спрашивать, к кому и зачем пришли», «Записаться у охранника и ждать внизу, пока о пришедшем сообщат; только после этого его можно проводить до нужного кабинета».
Достоинства учреждения с такой организационной структурой отражены в его ключевых характеристиках.
1. Автономность: учитель-предметник имеет максимальную свободу в выборе средств и методов обучения. Директор и коллеги редко вмешиваются в процесс его работы.
2. Равноправие: общепринятой и устойчивой является норма иметь свои собственные взгляды на преподавание, человека, общество, и никто из администраторов не вправе изменять их с помощью принуждения.
3. Стабильность: межличностные и деловые взаимоотношения в формальных системах «учитель—учитель» и «учитель—учащийся» стабильны.
4. Результативность: учебная деятельность имеет высокие показатели за счет ориентации на нормативы и стандарты обучения.
Недостатки организационной модели сегментного типа связаны со слабостью внутренней коммуникации. Учителя мало осведомлены о деятельности коллег, отсюда — минимальная возможность для обмена опытом и улучшения взаимоотношений в коллективе. Глубокие преобразования возможны только при нарушении границ сегментной организации и установлении более тесного сотрудничества. Однако такие попытки могут столкнуться с серьезной оппозицией. Положительные и быстрые изменения могут произойти только в том случае, если директор и группа администраторов более подготовлены к введению инноваций, чем другие сотрудники.
Еще одним недостатком сегментной модели является невозможность оперативной корректировки качества образования. Неудовлетворительная работа части учителей может быть скрыта, а неуспешность обучающихся будет отнесена на счет плохого набора последних.
2.Линейная организация. Организационная иерархия, устанавливаемая в образовательном учреждении, представляет собой так называемую «линию». Здесь, кроме вертикального подчинения, основанного преимущественно на оценке труда работников администратором, имеются горизонтальные связи между руководителями подразделений (завучами) и педагогами (методическими объединениями, кафедрами). Предметные объединения учителей существуют в форме совещаний и консультаций. Методические объединения и кафедры берут на себя некоторые управленческие функции, чаще связанные с учебным процессом (приемные и экзаменационные комиссии) и реализуемые наиболее подготовленными учителями, прошедшими специальные курсы.
Директор выступает как лицо, ответственное за реализацию школьной стратегии, одобренной инспектирующим органом. Стратегия касается не только материальных и ресурсных возможностей (как в сегментной), но и общих вопросов образования, которые выносятся на обсуждение в педагогическом коллективе. На первой стадии выработки стратегии директор ищет поддержки у заместителей и руководителей организационных подструктур (методических объединений, кафедр, информационной и психологической служб). В системе работы школы их роли и задачи четко определены. Стабильность в работе школы обеспечивается путем взаимного контроля. Благодаря ему сокращается число ошибок в работе и поддерживается взаимопонимание. Дух и чувство справедливости находят свое место в системе ценностей линейной организации.
В то же время в образовательном учреждении превалируют ценности бюрократической организации: узаконенная авторитарность, формализация отношений, незыблемость статусных позиций и внутригрупповых ролей. Цель деятельности директора состоит во введении координирующих правил и стандартов, которые создаются на основе изучения состояния дел и постоянного пополнения информации о процессе функционирования школы. Роли и должностные обязанности заместителей директора четко определены. Принимают решения в основном директор и его заместители, педсовет обладает небольшой совещательной властью. Заместители отчитываются о проделанной работе перед директором. При линейной организации нередки случаи, когда авторитет заместителя превышает авторитет директора. Как правило, сам заместитель понимает это и пытается такое положение замаскировать.
Внутри организации дух сотрудничества поддерживается благодаря инициативным учителям, получающим поддержку от руководства. Партнерские отношения среди учительства по их инициативе успешно переносятся в систему отношений с учениками. О результате труда преподавателя судят по достижениям и промахам учеников: «Чему научили, то и получили». Примерно об этом же говорил Дж. Лихтенберг: «Такие вещи сродни зеркалу — если туда заглядывает обезьяна, то апостол оттуда не выглянет».
Линейная организационная структура дает возможность применять дифференцированное преподавание и интенсивное управление. Благодаря этому способность образовательного учреждения к изменению увеличивается. Оно становится открытым для получения помощи от внешнего консультанта (ученого, коллеги из другого города или страны). Справедливости ради следует отметить, что способности линейной организации к изменению не могут быть названы значительными, а влияние директора на учителей чаще всего минимально.
В качестве достоинств линейной организации стоит назвать следующие.
1. Возможность проведения изменений: относительная гибкость организационной культуры позволяет в короткие сроки улучшить производственные отношения, если это необходимо для решения стратегических задач школы.
2. Демократичность управления: элементы коллегиальности в управлении позволяют делегировать часть управленческих функций заместителям, руководителям подразделений и активным педагогам.
Как недостаток следует рассматривать ослабление независимой позиции учителей. Линейная организация с четким подчинением и консультационной структурой может расцениваться учителями как угроза их автономии. В такой ситуации учителя могут препятствовать проведению объединяющих советов и групповых консультаций. Другим недостатком является рассогласование деятельности администрации и сотрудников. Учителям иногда кажется, что администрация «витает в облаках» с ее новыми проектами, а остальные сотрудники выполняют за нее черновую работу.
3.Коллегиальная организация. Это — тип организации, в котором большое значение придают всем процедурам принятия решений. Межличностная связь между различными сторонами жизни образовательного учреждения (вертикальными и горизонтальными) в комбинации с принципами поиска согласия составляют ядро данной модели. Коллегиальная модель обладает гораздо большим потенциалом развития, чем сегментная и линейная.
Механизм связи в организации коллегиального типа — взаимное согласие. Оно обеспечивает приток неформальной информации и позволяет принимать верные решения с учетом максимального числа факторов. Принципом выработки решений является консенсус, гарантирующий, что каждый учитель в целом согласен с принимаемым решением и готов отвечать за его последствия. Высший орган по выработке стратегии в коллегиальной организации — собрание, в котором принимают участие руководители методических объединений, директор и его заместители (методический и школьный советы).
Почти все образовательные секции в такой организации построены горизонтально (учебные параллели, группы профильного обучения, методобъединения). Внутри каждой секции учитель занимает относительно автономную позицию: в своих подходах к преподаванию он не обязан строго придерживаться правил, регулирующих работу. Овладение обучающими методами и их внедрение занимает значительную часть профессиональной деятельности преподавателя.
Предметные методические объединения выполняют стратегическую функцию во всем, что касается преподавания предмета (выбор учебной программы, методов преподавания учебного материала, содержания проверочных работ, выработка норм оценки). Предметные методические объединения довольно автономны. Когда члены объединения достигают согласия по какому-либо вопросу, для них является нормой и согласие директора с выработанными ими решениями. Руководитель школы вмешивается только в том случае, если решения различных методических групп противоречат друг другу или общей стратегии образовательного учреждения. В такой ситуации необходимы дальнейшие консультации между методическими объединениями и директором. В дальнейшем учителя обязаны следовать решениям, разработанным методическим объединением. Данная модель организации наглядно демонстрирует положение, когда на смену индивидуальной автономности приходит автономность на уровне методического объединения. Внутри методобъединений действует хорошо налаженная система профессионального соконсультирования. Предмет консультационных встреч — улучшение и развитие методов работы в классах с различным уровнем обучения, подготовка и проведение интегрированных уроков и учебных курсов.
Ценности гуманистического характера (взаимопонимание, кооперация, доброжелательность по отношению к ученикам) играют важнейшую роль в школе. Работа методобъединений основана на человеческих ценностях образования. Коллективные обсуждения постепенно становятся условием профессионального роста педагогов, обеспечивающим обмен эффективным опытом преподавания.
Руководство школой базируется на принятии и одобрении. Директор выступает как «первый среди равных». Самым важным координационным механизмом коллегиальной модели является сильная структура, основанная на взаимных договоренностях. Если в линейной модели подчеркивается особая индивидуальная ответственность директора и его заместителей, то в коллегиальной ответственность лежит на всех, кто в той или иной мере выполняет постоянные или временные руководящие функции. Однако это вовсе не означает, что ответственность директора перед руководящим органом или внешней инспекцией уменьшается. Это также не значит, что уменьшается авторитет директора. Тем не менее, директор в организации с коллегиальной моделью не слишком часто пользуется авторитарными методами. Он доверяет своим заместителям, отвечающим за работу направлений деятельности школы. Каждый заместитель, кроме этого, ответствен за стимулирование учителей к ведению инновационной работы.
Достоинства коллегиальной организации.
1. Профессионализм, основанный на постоянной заботе о повышении качества преподавания при ориентации на гуманистические ценности образования.
2. Коллективные консультации: групповые обсуждения производственных вопросов повышают деловую сплоченность коллектива и содействуют формированию общей концепции развития образовательного учреждения.
К числу недостатков следует отнести размытость образа организации. Поиск объединяющей идеи деятельности школы может занимать много времени. В связи с этим организационные новшества способны привести к конфликтам из-за несоответствия общей концепции образовательного учреждения.
Две другие модели — матричная и модульная — более близки к миссионерской и содержат наибольшие организационные предпосылки для введения новшеств.
4. Матричная организация. Помимо профессионального мастерства педагогов, она требует наличия четкой стратегии развития школы. Стратегия – результат консультаций со специалистами (учеными, методистами комитетов по образованию) и согласования действий с сотрудниками. В конкретном выражении стратегия представляет собой свод общих правил, принимаемых всеми членами образовательного учреждения.
Используя матричную структуру, образовательное учреждение избегает выбора одного основополагающего направления для построения своей деятельности. В одной и той же школе с одинаковой успешностью могут развиваться такие направления работы, как гражданское образование, экологическое воспитание, научно-исследовательская работа учащихся, развитая система профессиональной подготовки. Типичным для школы с матричной организацией является применение проектного (проблемного) метода. Некоторые формы учебной работы школы матричная модель принципиально отвергает, например факультативы и методобъединения. Матричная организация конструируется, прежде всего, путем дифференциации двух направлений деятельности — преподавания и управления.
Подразделение преподавания создается для удовлетворения различных потребностей и интересов учащихся. Если граница между предметами размывается, то, бывает нужна, соответствующая координация между учителями. Проектный подход к преподаванию требует смешанных групп учителей-предметников. Преподавательское подразделение имеет сложную структуру и состоит из методобъединения и временных проектных групп. Эти группы работают над созданием новых видов учебных программ (интегрированных и проблемно-ориентированных курсов). Создаваемая годичная «команда» преподавателей принимает решения по конструированию программ, адаптации проектов, корректировке программ в соответствии с требованиями школьной стратегии. Возглавляет команду учитель-наставник, который работает под руководством заместителя директора.
Подразделение управления включает учителей, прошедших специальную курсовую подготовку по управлению (резерв руководителей), и нескольких специалистов, работающих в школе по совместительству. Они группируются в горизонтальные отделы управления. Подразделение управления реализует и развивает школьную стратегию, исходя не только из функций обучения, но также личностного и социального развития. При матричной модели руководитель должен обладать мастерством в управлении проектами по изменению организации.
Смешанное подразделение (преподавание + управление) призвано обеспечить два вышеназванных подразделения необходимыми средствами, предоставляя для этого информацию (методический кабинет, библиотека, медиатека, компьютерный информационный отдел), координируя деятельность служб (социально-психологическая, методическая, хозяйственная), распределяя бюджетные средства. Кроме этого, требуется хорошо оснащенный секретарский отдел. Тесная кооперация преподавательского и управленческого подразделений может привести к более или менее интегрированному подходу к преподаванию и управлению. Цель такой интеграции — наиболее полное удовлетворение потребностей учащихся в развитии.
За работу каждого подразделения ответствен один из членов управленческой команды (директор или его заместитель). Инициаторами новой стратегии могут стать различные отделы или сотрудники. Новая стратегия деятельности образовательного учреждения подробно обсуждается. Иногда для этого создаются временные рабочие группы, выполняющие исследовательские функции.
Двойное основание матричной организации, хоть и не слишком явно, находит выражение в идеях, касающихся образования, т.е. установления баланса между преподаванием и управлением. Чем больше согласованности на уровне стратегии, тем меньше рассогласований в деятельности. У матричной организации больше всего возможностей справиться, причем на высоком уровне, с тремя организационными функциями:
o управлением гибкими комбинациями образовательных процессов (временными творческими коллективами);
o управлением комплексными образовательными процессами (реализацией интегрированных образовательных программ);
o развитием процессов организационных изменений (передачей управленческих функций, их разделением или совмещением).
Человеческие ценности членов коллектива, как правило, сильно различаются. Однако развитие образовательного учреждения и поддержание его положительного имиджа интересуют каждого. Сотрудники образовательного учреждения стремятся достичь личного комфорта внутри предложенного организационного содержания.