Претензионное письмо (письмо-рекламация)
Претензионное письмо (письмо-рекламация) (лат. reclamatio - возражение, неодоб-рение) - служебное письмо, цель которого возместить потери, полученные в результате нарушения условий договора.
Претензия (рекламация) составляется в письменной форме на бланке письма.
Поскольку в практике возможно множество ситуаций, дающих основание для предъявления претензий, не может быть единой формы претензии, но можно говорить об обязательных элементах текста и о правилах оформления, которые следует соблюдать всегда, независимо от того, по какому поводу составляется претензия.
Претензия (рекламация) должна содержать следующие сведения:
• полное наименование организации, которой направлена претензия, ее адрес;
• основание для предъявления претензии (ссылка на договор, заключенный между сторонами, гарантийное письмо или иные обязательства);
• предмет претензии (должно быть указано, какое обязательство нарушено и в какой мере);
• доказательства (ссылки на документы, подтверждающие нарушение договорных обязательств виновной стороной);
• конкретные требования составителя претензии (требование замены нека-чественного товара, требование уценки товара, допоставки недостающего количества товара или возврата уплаченной суммы за недостающий товар, требование скидки с общей стоимости партии товара, требование расторжения контракта или возмещения убытков и др.).
Претензии направляются виновной стороне заказным письмом (или с уведомле-нием о вручении) с приложением копий всех документов, подтверждающих обосно-ванность претензии и имеющих полную доказательную силу для обеих сторон. Доку-менты приложения должны быть перечислены в тексте претензии или в отметке о приложении. В зависимости от предмета претензии приложениями к претензии могут быть такие документы, как акт экспертизы, акт несоответствия товара по количеству и качеству, рекламационный акт, транспортные документы и др. Организация, направляю-щая претензию, должна хранить квитанцию почтового отделения об отправке письма.
Претензия должна иметь заголовок к тексту, содержащий ссылку на договор, по которому она составлена, например:
- О претензии по договору купли-продажи от _____ № ___ .
При составлении текста претензии используются следующие фразы:
- Предъявляем Вам претензию (рекламацию) в связи с…
- Заявляем Вам претензию в отношении…
- Высылаем Вам акт экспертизы от _______ № _____, из которого следует, что…
- Наш заказчик предъявляет Вам претензию (рекламацию) в отношении качества…
- В партии товара, отгруженной…, обнаружена недостача…
- При приемке товара, поступившего (дата) по накладной №…, была установлена недостача… и т.п.
В конце текста используются выражения:
- В соответствии с изложенным просим Вас заменить дефектный товар новым (отправить нам новую партию товара; поставить недостающий товар;»
- Возместить стоимость поврежденного товара; возместить убытки; предоставить скидку с цены в ___%; перечислить на наш расчетный счет сумму ____;
- компенсировать расходы в сумме ____ и т.п.).
Пример оформления письма-рекламации:
v Письма, связанные с выражением внимания и участия (этикетные письма)
Данную группу образуют следующие виды писем:
• письмо-поздравление
• письмо-благодарность
• письмо-соболезнование
• письмо-извинение
Письмо-поздравление
Письмо-поздравление – служебное письмо, составляемое в торжественных случаях, связанных со значительными событиями в положении должностного лица, организации, учреждения, предприятия.
Письма-поздравления, как правило, составляются в свободной форме, могут быть как небольшими по объему – одно-два предложения, так и достаточно развернутыми. В последнем случае в письме-поздравлении излагаются основные этапы жизни, деятельнос-ти лица, к которому обращено поздравление, наиболее важные его достижения.
Если письмо обращено к организации или ее структурному подразделению, в нем излагаются наиболее важные и значимые достижения организации или подразделения.
Письма-поздравления могут оформляться не только на бланках, но и на специаль-ной бумаге различной цветовой гаммы, украшенной орнаментом, водяными знаками, имеющей большую плотность и т.д.
Пример оформления письма-поздравления
Письмо-благодарность
Письмо-благодарность–служебное письмо, направляемое организации, долж-ностному лицу или гражданину с выражением благодарности за совершенные действия.
Письма благодарности - это правила хорошего тона взаимоотношений между партнерами. В партнерских взаимоотношениях нужно уметь не только просить, но и поблагодарить за оказанные услуги, за совместное проведение каких-либо мероприятий, за направленные поздравления, за организацию приема и т. д.
Письмо может быть оформлено на бланке письма или на бланке благодарственного письма. В том случае, если письмо оформлено на бланке письма, оно регистрируется в установленном порядке. Письмо, оформленное на бланке благодарственного письма, не подлежит регистрации, на реквизит «подпись» может быть проставлена печать. Поскольку письмо носит личностный характер, в нем не рекомендуется оформлять реквизит «исполнитель». Это письмо, как правило, составляется в более свободной форме, чем другие разновидности писем. Ключевыми фразами письма могут быть следующие выражения:
ü «Благодарим за оказанную помощь в ...»;
ü «Выражаем Вам свою благодарность за ...»;
ü «Позвольте Вас поблагодарить за…»;
Обязательными реквизитами письма-благодарости являются: наименование организации, справочные данные об орга-низации, код органи-зации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика/код при-чины постановки на учет, дата, регистрационный но-мер, адресат, заголовок к тексту (при составлении письма на бланке формата А4), подпись.
Пример оформления письма-благодарности
Письмо-соболезнование
Письмо-соболезнование – служебное письмо, направляемое в трагических или печальных жизненных обстоятельствах (смерть, несчастный случай, стихийное бедствие и др.) для выражения участия.
Письмо соболезнование относится к категории личной деловой переписки и имеет своей целью выражение сопереживания и поддержки адресату по поводу того ли иного печального события или утраты.
При написании соболезнования очень важно правильно подобрать искренние слова, действительно способные поддержать адресата в его горе. При этом важно выразить свои чувства и переживания относительно произошедшего.
Соболезнование оформляется в сдержанном корректном стиле на официальном бланке или специальной открытке и заверяется личной подписью отправителя.
Основные формулировки:
Мы выражаем -
§ Выражаем (выражаю) Вам (вам)…
§ Позвольте выразить…
§ Мы приносим Вам (вам)…
§ Я выражаю Вам (вам)…
§ Я обращаюсь к Вам со словами…
Мы свидетельствуем Вам (вам) наше (наши)…
§ … (наше) сожаление… … (наше) сочувствие… … (наши) соболезнования… … глубокое (глубокие)… …искреннее (искренние)…
§ … глубокое и искреннее (глубокие и искренние)…
в связи с…
§ … невозможностью…
§ … невыполнимостью…
§ … тем, что по не зависящим от нас обстоятельствам мы не можем.
§ … постигшим Вас (вас) несчастьем…
§ … постигшим Вас и Ваших близких горем…
§ … постигшими Вашу организацию неприятностями…
Мы разделяем -
§ … Ваши (ваши) чувства…
§ … Вашу боль…
§ … Вашу скорбь…
§ … Вашу печаль…
§ … Ваше огорчение…
§ … Ваше разочарование…
§ … горькие… … сердечную… … неизбывную… … неизгладимую… … чрезвычайное… … глубокое…
Мы понимаем Ваши чувства…
§ Мы заявляем о поддержке и участии…
§ Мы воздаем должное… безмерно сожалеем… сопереживаю… исполнен печали…
Дополнительные формулировки:
§ … от имени…
§ … от имени и по поручению…
§ … от имени сотрудников… и от себя лично…
§ … от имени руководства организации…
§ … от лица общественности…
§ … от своего имени…
Пример оформления письма-соболезнования
Письмо-извинение
Письмо-извинение - служебное письмо, автор которого приносит извинения адресату за причиненные неудобства.
Начинать письмо-извинение лучше с выражения сожаления, личной обеспокоен-ности сложившейся ситуацией. Необходимо объяснить, какие шаги будут / были предпри-няты, чтобы устранить проблему и избежать ее повторения в будущем.
План письма может быть такой:
1. Выражение признательности за сообщение о сложившейся ситуации
2. Выражение сожаления.
3. Извинение.
4. Объяснение действий компании.
5. Напоминание о большой важности для совместного сотрудничества.
Письма-извинения, как правило, начинаются следующими фразами:
ü Приносим свои извинения за то, что…
ü Позвольте принести (вам) свои извинения за…
ü Искренне сожалеем, что…
ü Примите наши искренние извинения за…
Письмо-извинение должно быть искренним и откровенным. Оно должно содержать только истину. Какие-либо оговорки, увертки, объяснения причин и обстоятельств здесь не уместны. Искреннее признание своей вины лучше всего способствует вашему полному прощению и сохранению между вами в дальнейшем добрых отношений.
Пример оформления текста письма-извинения:
v Сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо – служебное письмо, используемое для отправки документов, не имеющих адресной части.
Сопроводительные письма составляются для сообщения адресату о направлении каких-либо документов. Текст письма состоит из двух частей: сообщения о высылаемом материале и уточняющих сведениях (приложения). Обычно текст сопроводительного письма очень короток, умещается на формате А5 и не имеет самостоятельного заголовка.
Текст сопроводительного письма может содержать просьбы, пояснения, связанные с теми материалами, которые составляют приложения к сопроводительному письму. В этом случае сначала говорится о направлении документов, затем излагаются просьбы и пояснения.
Сопроводительное письмо оформляется на бланке письма. Обязательными рекви-зитами сопроводительного письма являются: наименование организации, справочные данные об организации, код организации, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет, дата, регистрационный номер, адресат, заголовок к тексту (при составлении письма на бланке формата А4), подпись, отметка об исполнителе, отметка о наличии приложений.
Текст сопроводительного письма начинается словами:
- «Представляем Вам…» (в вышестоящую организацию);
- «Направляем Вам…» (в подведомственную организацию);
- «Высылаем Вам…» (в стороннюю организацию).
Одновременно с этим может содержаться дополнительная информация, отражающая характер управленческой ситуации, в которой осуществляется деловое общение:
- «В соответствии с предварительной договоренностью высылаем Вам…»;
- «В соответствии с дополнительным протоколом высылаем Вам…»;
- «В подтверждение нашей договоренности высылает Вам…».
Разновидностью сопроводительного письма выступает договорное письмо. В этом письме говориться о конкретном виде документа - договоре. Структура текста этого письма такая же, как сопроводительного письма.
Пример оформления сопроводительного письма:
v Рекомендательное письмо
Рекомендательное письмо - служебное письмо, в котором дается характеристика конкретного человека для устройства его на работу, обучение и д.р.
Целью рекомендательного письма является предоставление объективной и всесторонней информации о конкретном человеке. Чаще всего рекомендательное письмо представляет собой личный отзыв работодателя о работнике или преподавателя о студенте, обычно с поручительством за него, который тот может предъявить конкретному или любому потенциальному работодателю. Рекомендация может исходить, в свою очередь, как от частного лица, так и от организации.
Рекомендательное письмо содержит в себе следующие разделы:
1. Заголовок.
2. Как продолжительно и в каком качестве рекомендуемого знает рекомендатель.
3. Подтверждение факта работы в компании - что, где, как и когда рекомендуемый делал (например: «работал с такого-то по такое-то там-то», или «участвовал в таком-то проекте в качестве такого-то»).
4. Краткая характеристика (Какие ключевые достижения, какие сильные стороны рекомендуемого может отметить рекомендатель).
5. Письмо должно быть на фирменном бланке компании, заверено печатью и подписью (печать необязательна, но желательна).
6. Контактные координаты: должность, фамилия, имя, отчество того, кто подписывает рекомендательное письмо, и его контактный телефон, для возможности подтвердить рекомендацию.
Пример оформления рекомендательного письма: