Цели и преимущества разработки стандартов организаций

Цели разработки стандартов организаций аналогичны целям создания национальных стандартов. Эти цели обозначены в ст.11 Федерального Закона «О техническом регулировании». Кроме того, положения рассматриваемой статьи предусматривают разработку стандартов организаций в целях:

- совершенствования производства;

- обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

- распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок [1].

К общим целям стандартизации (согласно ст.11 Федерального Закона «О техническом регулировании») относятся:

· повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

· содействие соблюдению требований технических регламентов;

· повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· обеспечение научно-технического прогресса;

· повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

· рациональное использование ресурсов;

· техническая и информационная совместимость;

· сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

· взаимозаменяемость продукции.

Таким образом, в любой организации можно выявить значительное число задач, которые целесообразно решать с помощью стандартизации, проводимой на уровне данной организации, исходя из определения термина стандартизация.

Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Существуют и другие виды текстовых документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения отдельных видов документов установлены на национальном уровне (в первую очередь, в межгосударственных стандартах, действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов). Поскольку эти стандарты нередко входят в комплексы стандартов (в данном случае Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД)), то для них характерна излишняя сложность структуры и содержания, а кроме того, они ориентированы преимущественно на крупные предприятия, в первую очередь машиностроительной и приборостроительной отраслей промышленности. Причем установленные в этих стандартах формы документов давно устарели, так как большинство предприятий оформляет, хранит и передает подобную документацию в электронном виде [14].

Ст.46 Федерального Закона «О техническом регулировании» отменила необходимость соблюдать требования к продукции и процессам ее производства, установленные в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, которые направлены:

· на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

· на охрану окружающей среды, в том числе жизни и здоровья животных и растений;

· на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей [1].

Поэтому сейчас для большинства предприятий проще самостоятельно решать стоящие перед ними задачи технического характера, используя для этого собственную систему стандартизации. При этом следует учитывать, что согласно п.1 ст.17 Федерального Закона «О техническом регулировании» порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений ст.12 Федерального Закона, а в соответствии с п.2 ст.17 данного закона стандарты организаций применяются вне зависимости о того, кто является изготовителем, исполнителем, продавцом, приобретателем [1, 10].

Собственные стандарты организации могут быть не только у предприятий - изготовителей продукции, но и у организаций (предприятий) - потребителей продукции. В таких стандартах можно устанавливать требования к закупаемой организацией продукции. В этом случае предприятия-изготовители будут ориентироваться на эти требования и, заключив досрочный договор на поставку соответствующей продукции со ссылкой на стандарт организации-потребителя, начнут ее производство по данному стандарту.

Новый статус стандартов организаций позволяет использовать эту категорию вместо стандартов отраслей и технических условий в тех случаях, когда данные документы разрабатывают отраслевые научно-исследовательские организации для распространения среди предприятий данной отрасли. Переход на стандарты организаций упростит процедуру утверждения разрабатываемых документов, так как отпадет необходимость их согласования, утверждения и (или) регистрации в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, как это проходило для стандартов отраслей [14].

Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов. Стандарты организаций также не могут противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации [1, 7].

Требования стандартов организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие. Требования стандартов организации к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению и другими субъектами предпринимательской деятельности и приобретателями, но только в том случае, если эти стандарты организации указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг в договоре (контракте) [7, 10].

Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений [7].

На сегодняшний день стандарты организаций являются важным средством на пути модернизации отечественной нормативной базы в области технического регулирования. Организации, разработавшие и утвердившие стандарт на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, могут при необходимости подавать свои предложения для разработки национальных стандартов на базе своих собственных. Порядок представления и оформление предложений в таком случае осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. В связи с этим организациям следует максимально использовать предоставленную Федеральным Законом возможность - разработку и активную апробацию собственных стандартов организации, поскольку именно в них отражаются основные требования к качеству выпускаемой продукции, выполняемым работам и оказываемым услугам [14, 17].

Процедура разработки стандарта организации

Разработка стандарта организации основывается на правилах национальной системы стандартизации. Анализ разработки стандарта организаций проводился главным образом согласно положений ГОСТ Р 1.4-2004 и ГОСТ Р 1.5-2004.

Этапы процедуры разработки стандарта организации представлены в рисунке 1:

Цели и преимущества разработки стандартов организаций - student2.ru

Рисунок 1. Блок-схема этапов процедуры разработки стандарта организации.

1. Организационная подготовка.

Деятельность по разработке и внедрению стандарта начинается с издания директором данной организации приказа о создании рабочей группы и утверждении плана разработки стандарта. Форма приказа дана в приложении А.

В состав рабочей группы включаются специалисты, обладающие различной информацией об объекте стандартизации и различным опытом.

План разработки стандарта утверждается календарно, с описанием основных мероприятий, ответственных исполнителей и датой выполнения. Форма плана указана в Таблице 1:

Таблица 1 – Форма плана разработки стандарта организации.

Наименование мероприятия Ответственные исполнители Дата выполнения Отметка о выполнении

Руководителем рабочей группы может быть руководитель органа, проводящего стандартизацию, либо один из его заместителей, а также руководитель данной организации.

2. Сбор информации.

Сбор информации имеет своей целью определение нормативных требований к объекту стандартизации, повышение качества разработки за счет использования имеющегося опыта по стандартизации данного объекта и уменьшение объема исследования его проблематики.

Состав информации, которую необходимо собрать, утверждается рабочей группой, и как минимум должен включать:

нормативные требования к стандартизируемому объекту организации;

стандарты (проекты стандартов) аналогичных объектов организаций;

результаты исследований, проводимых с целью выявления проблематики данного объекта организации, а так же ее решении;

показатели качества, применимые для стандартизируемого объекта организации, и методики их измерения.

После сбора информации рабочая группа анализирует собранную информацию и выделяет применимые для разработки проекта стандарта данные.

Исследование информации.

Исследование проводится для подтверждения применимости данных, полученных на предыдущем этапе при сборе информации, для получения данных о существующей проблеме объекта стандартизации и для получения недостающей информации, нужной для решения этой проблемы.

В ходе исследования информации рабочей группой также определяются цели разработки данного стандарта, во многом определяющие будущее проекта. В ст.11 Федерального Закона установлено, что стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности человека, животных, растений, имущества, объектов, а также:

обеспечения научно-технического прогресса;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

рационального использования ресурсов;

технической и информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний);

взаимозаменяемости продукции.

В пункте 1 ст.17 Закона «О техническом регулировании» указано, что к целям разработки стандартов организаций относятся общие цели стандартизации, которые установлены в ст.11 , а также:

- совершенствование производства;

- обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

- распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок [1].

Разработка проекта стандарта.

Разработку стандартов организации осуществляют с учетом национальных стандартов общетехнических систем, а также других национальных стандартов, распространяющихся на продукцию, выпускаемую организацией, выполняемые ею работы или оказываемые услуги.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандарта организации устанавливается ей самостоятельно с учетом положений ст. 12 Федерального Закона «О техническом регулировании».

Согласно п.4.10 ГОСТ Р 1.4-2004 следует, что при установлении процедур разработки и утверждения стандарта организации целесообразно предусмотреть:

- создание условий для свободного участия в обсуждении проекта стандарта широкого круга сотрудников заинтересованных структурных подразделений организации, а при разработки стандарта на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы , выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги – представителей других организаций, заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг;

- при разработке стандарта организации на продукцию, которая может поставляться для федеральных государственных нужд, - согласование проекта этого стандарта с государственным заказчиком, утвержденным в порядке, установленным федеральным законом».

Согласно пункту 4.12 ГОСТ Р 1.4-2004 построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций выполняются с учетом ГОСТ Р 1.5-2004.

Рабочая группа готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему. В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта [7, 13].

В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:

- основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

- краткую характеристику объекта стандартизации;

- сведения о соответствии проекта стандарта законодательству РФ, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации, а так же прогрессивным национальным стандартам других стран;

- сведения о патентной чистоте проекта стандарта;

- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

- сведения о рассылке на отзыв опубликовании аннотации о проекте стандарта, а так же краткую обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);

- сведения о согласовании, если оно проводилось;

- источники информации.

В зависимости от объекта стандартизации перед экспертизой и утверждением стандарта может быть проведена его апробация с целью выяснения возможности реального применения в данной организации [13].

3. Экспертиза проекта, утверждение и регистрация стандарта организации:

Перед утверждением стандарта организации на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, на работы, выполняемые организацией на стороне, или на оказываемые ею на стороне услуги, проводят его экспертизу (в том числе экспертизу на соответствие законодательству РФ, действующим техническим регламентам и национальным стандартам, а так же научно-техническую, метрологическую, правовую, патентную экспертизы, нормоконтроль).

Правила проведения экспертизы и (или) нормоконтроля проекта стандарта могут быть включены в стандарт, посвященный общей процедуре разработки стандартов организации. Следует обратить внимание, что в п.1 ст.17 закона «О техническом регулировании» установлено: «Проект стандарта организации может представляться разработчиком в соответствующий технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта стандарта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта». Следовательно, в организации может быть установлен порядок экспертизы проектов стандартов данной организации, с привлечением (на договорной основе) специалистов технического комитета по стандартизации или его подкомитета [1, 7, 13].

Стандарты организаций утверждаются личной подписью руководителя данной организации или отдельным организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением, постановлением и т.п.). При этом указывается, какие документы представляют вместе с проектом стандарта на его утверждение.

Организация разрабатывает отдельные правила для процедуры регистрации утвержденных стандартов. Для этого устанавливается, какое подразделение осуществляет регистрацию, а так же способ ее введения, например, принять форму журнала регистрации стандарта организации. В состав обозначения утвержденного стандарта организации включается аббревиатура слов «стандарт организации» (СТО), код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций ОК 007, позволяющий идентифицировать организацию – разработчика стандарта, а также год утверждения стандарта [7].

4. Разработка правил обновления стандарта организации.

Следующей стадией при разработке стандарта организации является утверждение правил его обновления. Стандарт организации подлежит обновлению, в случаях, если он:

- вошел в противоречие с Федеральными Законами, техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов, требованиями национальных стандартов РФ или действующими в этом качестве межгосударственных стандартов;

- не обеспечивает достижения целей стандартизации, установленных в ст.11 и 17 Федерального Закона «О техническом регулировании»;

- противоречит содержанию вновь разрабатываемого или другого обновляемого стандарта, а так же когда эти стандарты могут дублировать друг друга;

- противоречит вновь заключенным договорам, контрактам, соглашениям со сторонними организациями.

Стандарт организации подлежит отмене также в случаях, утвержденных его разработчиком (рабочей группой), кроме того, он может подлежать обновлению по предложению структурных подразделений организации или сторонних организаций, применяющих данный стандарт.

При разработке правил проведения обновления стандартов организации устанавливаются критерии выбора форм обновления: в каких случаях достаточно внести изменения в действующий стандарт, а в каких необходимо осуществить его пересмотр (разработать и утвердить новый стандарт взамен действующего) [1, 7, 13, 14].

5. Установление порядка отмены стандарта организации.

На данном этапе следует утвердить процедуру отмены стандарта. Разработчиком устанавливается порядок отмены стандарта организации, а также критерии его отмены. Действующий стандарт организации отменяют при следующих условиях:

- в связи с прекращением проведения процессов выпуска продукции, проведения работ, оказания услуг, осуществляющихся по данному стандарту;

- при разработке взамен данного стандарта, другого стандарта (стандартов);

- когда объект и (или) аспект стандартизации, на которые распространялся стандарт, стали объектом и (или) аспектом стандартизации на более высоком (национальном или межгосударственном) уровне;

- в других обоснованных случаях, когда стандарт утратил свою актуальность в связи с изменением экономической ситуации.

- в случаях, утвержденных рабочей группой.

Разработчиком (рабочей группой) также устанавливается, в какое структурное подразделение организации следует направлять предложение об отмене стандарта, каким образом следует организовать рассмотрение данного предложения и проводится согласование возможности отмены стандарта, чтобы не нанести ущерба подразделениям и организациям, применяющим этот стандарт. Разработчику также рекомендуется установить порядок оформления отмены стандарта организации, регистрации этого решения и доведения соответствующей информации до структурных подразделений и сторонних организаций, которые применяли данный стандарт [7, 13, 14].

После завершения описанных этапов разработки стандарта организации осуществляется его внедрение. Ответственность за внедрение стандарта возлагается на одного из заместителей руководителя отдела стандартизации. При нем может быть создана рабочая группа по внедрению стандарта, которая будет заниматься методической помощью и инспектированием [13].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы являлся анализ процедуры разработки нормативных документов в свете изменений законодательства Российской Федерации. В ходе проделанной работы была изучена роль стандартизации в законе «О техническом регулировании», исследована новая система нормативной документации в данной области и выделены цели и преимущества изменений, на примере стандартов организации. Выяснено, что данные стандарты являются важным средством на пути модернизации отечественной нормативной базы в области технического регулирования.

В практической части работы был произведен анализ разработки стандарта организации. В ходе проведения анализа, было выяснено, что организации, будучи самостоятельными и ответственными за результаты своей деятельности, сами определяют порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандарта организации.

Переход на стандарты организаций упростил процедуру утверждения разрабатываемых документов, так как отпала необходимость их согласования, утверждения и регистрации в соответствующих федеральных органах исполнительной власти. Сейчас для организаций стало проще самостоятельно решать стоящие перед ними задачи технического характера, используя для этого собственную систему стандартизации.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФОРМА ПРИКАЗА О СОЗДАНИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ

П Р И К А З

О создании рабочей группы

по разработке стандарта организации

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Создать рабочую группу по разработке стандарта организации в следующем составе: (указать состав).

2. Рабочей группе разработать стандарт организации и утвердить его (срок: до ).

3. Контроль над соблюдением приказа оставляю за собой (возлагаю на определенное должностное лицо).

Руководитель организации Подпись Дата

Наши рекомендации