Стандарты организаций. Цели разработки, правила утверждения и обозначения СО.

Стандарты организаций

1. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 настоящего Федерального закона.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

2. Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

15. Виды стандартов. Стандарты на продукцию (услуги). Разновидности, основное содержание.

На основе объединения группировок, приводимых как в государственных документах, например, в "Законе о стандартизации" РФ или нормах ГСС РФ, так и в актуальных материалах широко известных профессиональных организаций, разработавших авторитетные и работающие стандарты (перечень групп не претендует на нормативность или абсолютную полноту):

  • обязательные для применения стандарты (регламенты) государственного утверждения,
  • необязательные государственного (межгосударственного) утверждения, добровольно принимаемые субъектами деятельности стандарты и руководящие материалы и другие нормативные документы,
  • необязательные, принимаемые на основе выполнения широких согласительных процедур стандарты, другие нормативные и методические материалы профессиональных объединений, некоммерческих организаций,
  • отраслевые стандарты, вырабатываемые отраслевыми комиссиями и утвеждаемые официальными ведомствами,
  • стандарты предприятий, вырабатываемые и утверждаемые самими предприятиями,
  • стандарты конкретного проекта, проектной программы, конкретной системы, вырабатываемые и утверждаемые в рамках соответствующего проекта,
  • стандарты де-факто, формируемые традицией или популярным фирменным продуктом, широко применяемые и признанные в таком качестве многими предприятиями и специалистами.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: основополагающие; на продукцию (услуги); на работы (процессы); методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие:

общие требования в процессах создания и использования продукции, охране окружающей среды, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества;

взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности (науке, технике, производстве);

информационную совместимость и однозначность понимания объекта стандартизации;

установление общих методов проектирования, подготовки производства, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Основополагающие стандарты, как правило, образуют определенные системы (комплексы), которые состоят из государственных (межгосударственных, международных) стандартов и отраслевых, дополняющих государственные с учетом специфики отраслей. К таким стандартам относятся: основные (общие) положения, порядок (правила), термины и определения, общие требования или нормы, методы, допуски, типовые технологические методы.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам однородной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

В этих стандартах устанавливаются:

всесторонние требования к разработке и производству продукции;

типоразмерные и параметрические ряды, обеспечивающие унификацию и взаимозаменяемость продукции;

условия обеспечения сохранности свойств продукции при ее транспортировании и обращении.

Стандарты и технические условия на продукцию должны формироваться в совокупности взаимоувязанных стандартов и технических условий, регламентирующих информационную, конструктивную, метрологическую, эргономическую, технологическую, эксплуатационную и надежностную совместимость и обеспечивающих высокий научно-технический уровень продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Технические условия должны, как правило, разрабатываться на конкретную продукцию на основе и в строгом соответствии (взаимодействии) со стандартами, разработанными на группу однородной продукции, в которую входит эта конкретная продукция.

К таким стандартам относятся: основные параметры и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкция и размеры, общие технические требования, маркировка, упаковка, транспортирование, хранение, эксплуатация, ремонт, общие технические условия, технические условия.

Наши рекомендации