Нарушение таможенных правил как основание административной ответственности
Понятие и признаки административной ответственности. Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности и выражается в предоставлении права компетентному органу исполнительной власти в установленном законом порядке применить к лицу, совершившему административное правонарушение (АП), соответствующую закону меру взыскания, а также в возложении на правонарушителя юридической обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, составляющие сущность наложенного на него административного наказания.
Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности целым рядом существенных признаков. Первым признаком является особое основание административной ответственности — административное правонарушение, то есть такое противоправное деяние, состав которого сформулирован в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или в принятых на его основе законах субъектов Российской Федерации. Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ определяет понятие административного правонарушения, указывая, что это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за совершение которого КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из законодательного определения, можно выявить следующие признаки административного правонарушения как основания административной ответственности: оно представляет собой деяние как осознанный волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, ответственность за совершение которых предусмотрена конкретной статьей КоАП РФ[1]. Совершение правонарушения является единством физического действия и психического отношения к этому действию лица, его совершившего.
Правонарушение проявляется в форме активного действия либо пассивного поведения. Активные действия обычно связаны с нарушением установленных правил, запретов, ограничений. Так, ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ предусматривается ответственность за сокрытие от таможенного контроля товаров путем использования тайников. Правонарушения в форме бездействия предполагают, что субъект правонарушения своевременно не предпринял действий, предписанных нормой административного или таможенного права, не исполнил возложенной на него обязанности. Так, правонарушением, совершаемым в форме бездействия, является нарушение, состав которого сформулирован ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ: непредставление в установленный срок документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, если такие документы не были представлены одновременно с таможенной декларацией.
Правовая характеристика административного правонарушения заложена в его дефиниции. Правонарушение по определению противоправно. Причем, если речь идет о нарушениях таможенных правил, его противоправность заключается в том, что нарушаются конкретные нормы таможенного законодательства, установленные законом таможенные процедуры и таможенные операции, порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, осуществление таможенного контроля, порядок и сроки уплаты таможенных платежей, порядок таможенного декларирования товаров, осуществления деятельности в области таможенного дела.
Для нарушений таможенных правил может быть характерна двойная противоправность[2], заключающаяся в том, что нарушается не только таможенное законодательство, но и нормы других отраслей российского права — например, право интеллектуальной собственности (ст. 7.12, 14.10 КоАП РФ), валютное законодательство (ст. 15.25, 16.4 КоАП РФ) и другие, — составление протоколов об административных правонарушениях по которым отнесено к компетенции таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
В социальном аспекте правонарушения характеризуются как общественно вредные деяния, которые в определенных случаях могут представлять общественную опасность, наносить ущерб экономическим интересам и экономической безопасности России. К правонарушениям, представляющим общественную опасность, традиционно относят нарушения таможенных правил (НТП), ответственность за которые предусмотрена в ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.7, 16.19, 16.2 КоАП РФ и признаки которых во многом схожи с признаками преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) (например, ст. 193, 194, 226.1, 229.1 и другие). Общественный вред выражается также в нанесении ущерба охраняемым законом общественным отношениям, интересам личности, общества и государства.
Следующим обязательным признаком административного правонарушения является его виновность, так как без вины не может наступить ответственность. Формы вины определены в ст. 2.2 КоАП РФ: умысел или неосторожность. В основу понятия вины положено осознание субъектом характера своих действий и наступления вредных последствий этих действий.
Наказуемость противоправного деяния также является признаком правонарушения. Административная ответственность может наступить только в том случае, если за конкретные действия предусмотрены установленные законом меры административной ответственности.
Правовые признаки административных правонарушений дополняют деликтологические характеристики НТП, раскрывающие механизм и особенности их совершения. К таким характеристикам можно отнести особенности объекта посягательств, связанные: с технологиями осуществления таможенных операций и таможенных процедур (разделы 4–7 Таможенного кодекса Таможенного союза); со спецификой ввоза, вывоза, а также обращения с перемещаемыми товарами, которые являются предметом АП (валюта, транспортные средства, оборудование, подакцизные товары, древесина и другие); способами, схемами, методикой, орудиями совершения правонарушений (ч. 2.4 ст. 16.1; ч. 3 ст. 16.2; ст. 16.7; ч. 1 ст. 16.19; ст. 16.21 КоАП РФ); с неоднозначностью, различным статусом субъектов ответственности (физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица — участники внешнеэкономической деятельности, должностные лица и лица, профессионально осуществляющие деятельность в таможенной сфере; преступные элементы); с целью, мотивом, субъективной стороной деяния (алчность, жажда наживы, иные корыстные устремления; слабая правовая и профессиональная подготовка, ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей, неосмотрительность, небрежность, невнимательность). Более подробно эти моменты будут рассмотрены в главе 2 при описании правовой квалификации конкретных административных правонарушений.
Административные правонарушения, признаки составов нарушений таможенных правил. Рассмотренные общие признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава.
Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, позволяющих определить конкретное деяние как административно наказуемое, то есть, по сути, в статьях КоАП РФ дается его законодательная модель, содержащая основные признаки АП.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности[3], на которые направлено противоправное действие и которым причиняется вред (создается угроза причинения вреда), ущерб правонарушителем.
От объекта посягательств следует отличать предмет правонарушения, под ним понимается конкретный объект материального мира, в отношении которого совершено правонарушение, например: товары, которые не были задекларированы либо были ввезены с нарушением установленных запретов и ограничений. Как правило, предмет правонарушения относится к признакам объективной стороны правонарушения. Указанное отграничение соблюдается не всегда. Так, в правовой литературе в качестве непосредственного объекта административного правонарушения (нарушения таможенных правил) указываются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные таможенным законодательством Таможенного союза (ТС) и Российской Федерации, например транспортные средства международной перевозки (ТС МП) (ст. 16.24 КоАП РФ).
Объективная сторона всякого административного правонарушения характеризуется как внешнее проявление противоправного деяния, поведения нарушителя, выразившееся в действии или бездействии, повлекшем вредные последствия. Поэтому для определения объективной стороны важно установление времени, места, орудия, способа, условий совершения правонарушения и характера наступивших вредных последствий.
Субъектом административного правонарушения является физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Учеными-административистами подчеркивается, что состав правонарушения включает не само лицо, а те признаки (в качестве конструктивных), которые характеризуют исполнителя неправомерного деяния[4], его возраст, образование, социальное и материальное положение, состояние здоровья, поведение и тому подобное. Некоторые составы административных правонарушений сформулированы таким образом, что субъект таких правонарушений должен обладать специальными свойствами. Так, должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В качестве специальных субъектов административной ответственности, наряду с должностными и юридическими лицами, законодатель выделяет также военнослужащих и приравненных к ним сотрудников правоохранительных, в том числе и таможенных органов, несовершеннолетних, иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.
Специфика деятельности объекта может влиять на ограничение круга лиц, участвующих в определенных общественных отношениях. Так, во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) участвуют индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, в области таможенного дела — таможенные перевозчики, таможенные представители, владельцы таможенных складов, складов временного хранения, владельцы магазинов беспошлинной торговли. Все они могут выступать в предусмотренных законом случаях в качестве специальных субъектов административной ответственности.
Субъективная сторона административного правонарушения отражает психоэмоциональную реакцию лица в отношении совершаемого им противоправного деяния[5] и характеризуется, прежде всего, особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям. Однако в отношении юридических лиц, которые в силу своей коллективной природы не могут иметь субъективное отношение к совершаемому деянию, существует особый порядок установления вины. КоАП РФ предусмотрена конструкция, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Поэтому вина юридических лиц устанавливается на основе анализа обстоятельств, составляющих или отражающих объективную сторону правонарушения: условия и возможность соблюдения таможенных правил, должная осмотрительность, принятие зависящих от участника ВЭД усилий и мер по соблюдению таможенного законодательства, другие обстоятельства и условия, предусмотренные законом. К субъективной стороне административного правонарушения относятся также такие признаки, как цель, мотив действий субъекта правонарушения, если они предусмотрены в качестве специальных признаков в конкретной статье Особенной части КоАП РФ, например в ч. 2 ст. 16.2.
Особенности административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела. Характерным признаком административной ответственности является ее двусубъектность. К ней могут быть одновременно привлечены как физическое, так и юридическое лицо, в отличие от уголовной ответственности, где к ответственности привлекаются только физические лица. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). В главе 16 КоАП РФ лишь в санкциях двух статей прямо предусмотрено привлечение к административной ответственности физического и юридического лица (ч. 1, 2 ст. 16.1; ч. 1, 2 ст. 16.2). В остальных субъекты ответственности определяются исходя из обстоятельств и условий совершенного правонарушения.
Следующим признаком административной ответственности является наложение административного наказания на виновное лицо за совершение административного правонарушения. Меры административной ответственности по своему составу также значительно отличаются от мер уголовной ответственности. До введения в действие нового КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 05.05.2014) под наказанием понималась исключительно мера уголовной ответственности. В настоящее время мерами административной ответственности признаны и административные наказания: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы (ст. 3.2 КоАП РФ).
Важным признаком также является порядок и особая процедура привлечения к административной ответственности, которая значительно проще, нежели аналогичные процедуры привлечения к гражданской или уголовной ответственности. Задача быстрого и эффективного реагирования на нарушение норм административного законодательства предопределила необходимость закрепления относительно простой, экономичной и непродолжительной процедуры привлечения к административной ответственности. В административном праве возможно привлечение к ответственности на месте совершения правонарушения с минимальным процессуальным оформлением происшедшего (так называемая упрощенная форма назначения административного наказания без составления протокола — ст. 28.6 КоАП РФ). Применительно к уголовной или гражданской ответственности это недопустимо.
Следует отметить, что правовая наука не выработала единого подхода к определению оснований административной ответственности. Они представляют собой совокупность взаимосвязанных юридических фактов, событий, явлений, наступление которых влечет за собой возникновение, изменение или прекращение деликтных правоотношений. Одновременное наличие нормативных, фактических, и процессуальных оснований является необходимым при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Юридическим основанием административной ответственности в области таможенного дела будет являться норма таможенного права, валютного, финансового, иного законодательства, содержащая запрет тех или иных действий, возлагающая обязанность совершить какие-либо действия, закрепляющая ответственность за их совершение или несоблюдение. Фактическим основанием юридической ответственности за нарушение таможенного законодательства является событие правонарушения в области таможенного дела — противоправное, общественно опасное, вредное, наказуемое деяние деликтоспособного лица. При этом подразумевается наличие не только события правонарушения, но и его юридического состава как фактического основания для привлечения к административной ответственности в области таможенного дела. Деяние может быть признано правонарушением, только если его признаки образуют состав правонарушения, предусмотренного законом. Законодатель выделяет также процессуальные основания административной ответственности, заключающиеся в непосредственном обнаружении или получении из указанных в КоАП РФ источников достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в качестве повода к возбуждению уполномоченными должностными лицами дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ).
Можно отметить, что в процессе осуществления контрольно-надзорных полномочий должностные лица таможенных органов в подавляющем большинстве случаев непосредственно обнаруживают признаки наличия события административного правонарушения и решают вопрос о возбуждении дела о нарушении таможенных правил.
В качестве следующего признака можно рассматривать то обстоятельство, что субъекты административной юрисдикции — это широкий круг должностных лиц органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания. Их перечень дан в главе 23 КоАП РФ. Если к гражданской или уголовной ответственности физическое лицо может быть привлечено исключительно по решению (приговору) суда, то меру административной ответственности своим решением вправе назначить не только суд, но и многие органы исполнительной власти (более 70), а также уполномоченные организации и учреждения, например комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В юридической литературе подчеркивается, что административные наказания налагаются органами и должностными лицами на не подчиненных им субъектов-правонарушителей[6], что отличает административную ответственность от трудовой (дисциплинарной).
И наконец, в юридической литературе выделяется такой признак административной ответственности, как возможность обжалования самого факта привлечения к ответственности и назначенного наказания в судебном или административном порядке (глава 30 КоАП РФ).
Задачами законодательства об административных правонарушениях в соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ являются: защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений; охрана прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, собственности, общественного порядка и общественной безопасности; предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность за нарушение таможенного законодательства представляет собой опосредованный объективной реальностью комплекс прав и обязанностей субъектов — конкретное правоотношение, содержанием которого является, с одной стороны, право компетентного таможенного органа как органа исполнительной власти в строгом процессуальном порядке оценить поведение субъекта — участника ВЭД с точки зрения его соответствия правовым предписаниям таможенного законодательства и применить к правонарушителю санкции, предусмотренные действующим законом, в случае обнаружения состава правонарушения, а с другой стороны, корреспондирующая этому праву юридическая обязанность правонарушителя подвергнуться действию наложенных в законном порядке санкций.
Исходя из данного понятия административной ответственности за нарушение таможенного законодательства, сформулируем ее основные признаки. Во-первых, данный вид ответственности, как и любая юридическая ответственность, обеспечивается и гарантируется государственным принуждением. Ему присущи все отмеченные признаки административной ответственности. Взаимосвязь юридической ответственности и государственного принуждения проявляется в том, что государство создает нормы права, формулирующие основания, виды и меры юридической ответственности. Кроме того, реализация мер ответственности обеспечена возможностью их применения в принудительном порядке, независимо от желания или согласия правонарушителя. Государственное принуждение, гарантирующее и обеспечивающее реализацию мер юридической ответственности, традиционно признается ее общим необходимым признаком. Государственное принуждение определяется учеными как внешнее воздействие на поведение, основанное на организованной силе государства и направленное на безусловное утверждение государственной воли, или как физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных и государственных интересов, осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями.
Зачастую государственное принуждение рассматривается исследователями весьма узко, с отрицанием наличия государственного принуждения в случае, например, исполнения правонарушителем обязанности по уплате штрафа, неустойки, пени и возмещения убытков в добровольном порядке. Представляется, что это не соответствует сущности государственного принуждения. Дело в том, что в результате реализации норм юридической ответственности в дополнение к обязанности, существовавшей до правонарушения (например, по уплате пошлины) возникает дополнительная обязанность (уплатить штраф). Добровольное исполнение возложенных мер ответственности является весьма условным, поскольку государственное принуждение включает как фактическое применение определенных мер воздействия, так и угрозу такого применения, осознаваемую правонарушителем и стимулирующую его к скорейшему исполнению обязанности (ст. 20.25 КоАП РФ).
Административным правонарушениям в области таможенного дела присущи такие же основные признаки, какие и правонарушениям в других областях общественных отношений: противоправность, общественная опасность, вред (ущерб), наносимый общественным отношениям, виновность, наказуемость. Особенность, отличающая нарушения таможенных правил от административных правонарушений в других областях общественных отношений, относится прежде всего к объекту посягательств. Порядок осуществления внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением через таможенную границу товаров, иностранной валюты, других денежных средств, с оказанием услуг, соблюдением установленных законодательством запретов и ограничений, установленный Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ-311) и иными нормативными актами, а также порядок таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств (ТиТС), исчисления и уплаты таможенных платежей, предоставления таможенных льгот и пользования ими определяют специфику объекта посягательств при нарушении таможенных правил.
Правонарушения в области таможенного дела имеют такую же юридическую структуру, как и любое другое административное правонарушение. Под составом нарушения таможенных правил понимается установленная правовой нормой совокупность признаков, при наличии которых деяние можно рассматривать как административное правонарушение. Основные элементы состава НТП каждой классификационной группы будут раскрываться в процессе исследования основ и методики правовой квалификации этих правонарушений.
Таким образом, вторым признаком административной ответственности за нарушение таможенного законодательства является наличие специфического объекта посягательств, а также особого правового основания. Юридическая ответственность, в отличие от других форм социальной ответственности, возможна исключительно за нарушение правовых норм. Следовательно, ответственность за несоблюдение законодательства в области таможенного дела возможна лишь в случае нарушения норм таможенного права либо других отраслей права, защищаемых институтом административной ответственности.
Конструкция Особенной части КоАП РФ базируется на определении родовых объектов посягательств в различных областях государственного управления, о чем говорилось выше. Всего в КоАП РФ выделено 17 таких родовых объектов, в том числе в главе 16, которая называется «Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)» и содержит 24 статьи, охватывающие 44 состава административных правонарушений. Само название этой главы позволяет рассматривать правонарушения в этой области, используя широкое и узкое понимание термина «таможенное дело», либо термина «таможенная сфера», используемого в нормативной лексике и выделить более узкую категорию правонарушений — нарушения таможенных правил. Исходя из административной юрисдикции таможенных органов, определенной в разделе III КоАП РФ, нарушение таможенных правил можно уверенно трактовать как нарушение таможенного законодательства, порядка осуществления таможенных операций и процедур, осуществления таможенного контроля и уплаты таможенных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, иными законодательными актами. Ответственность именно за эти административные правонарушения предусмотрена в главе 16 КоАП РФ. Руководствуясь этим критерием, к административным правонарушениям в таможенной сфере, помимо нарушений таможенных правил, следует отнести большинство правонарушений, перечисленных в п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ (ст. 6.15, 6.16; ч. 1 ст. 7.12; ст. 11.14, 11.15, 14.10; 14.50; ч. 1 ст. 15.6; ч. 2 ст. 15.7; ст. 15.8, 15.9; ч. 2 ст. 16.1; ч. 1 ст. 19.4; ч. 1 ст. 19.5; ст. 19.6, 19.7, 19.19, 19.26; ч. 2 ст. 20.23), по которым, в соответствии с юрисдикционными полномочиями, должностным лицам таможенных органов предоставлено право составлять протокол об административных правонарушениях, возбуждать дела об административных правонарушениях и направлять их на рассмотрение судьям судов общей юрисдикции, мировым судьям либо другим контрольно-надзорным органам по подведомственности. В этот перечень не вошли правонарушения, посягающие на нормальную деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 17.7 и 17.9 КоАП РФ.
Таким образом, родовым объектом рассмотренных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области таможенного дела. Вместе с тем, эти правоотношения, регулируемые таможенным и иным отраслевым законодательством, имеют свои видовые особенности, связанные с установлением определенных правил и процедур, что позволяет их классифицировать в определенные группы, имеющие общие, характерные основные признаки. Так, таможенным законодательством установлен определенный порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и возложена ответственность за его соблюдение на конкретных участников ВЭД. Нарушение этого порядка составляет видовой объект посягательств, а лица, его совершившие, являются чаще всего специальными субъектами административной ответственности. Непосредственным объектом посягательств является конкретное правило, запрет, ограничение, которое нарушено. Непосредственный объект посягательств устанавливается каждой статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ. Однако без глубокого знания норм таможенного законодательства невозможно сориентироваться и четко определить конкретный объект посягательств. Классификация нарушений таможенных правил по видовым объектам посягательств способствует правильному определению непосредственного объекта, на который направлено противоправное действие. Общая характеристика, классификация и признаки составов нарушений таможенных правил рассматриваются ниже.
Особенности объекта проявляются или отражаются в объективной стороне НТП. Прежде всего, это связано с использованием определенных средств и условий совершения правонарушений. Товарооборот невозможен без четкой сопроводительной документации. Перемещение товаров через таможенную границу, декларирование, осуществление таможенных процедур требует представления таможенным органам установленного перечня документов для осуществления таможенного оформления и контроля. Использование недействительных документов, прохождение таможенного контроля обманным путем, уклонение от уплаты таможенных платежей или их минимизация являются способами нарушения таможенных правил. Объективной стороне рассматриваемых деликтов присущ ряд характерных квалифицированных (квалифицирующих — ?) признаков: использование тайников, ухищрения и маскировка при прохождении таможенного контроля, придание одним товарам вида других, использование современных технических средств, подмена кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), недостоверное декларирование и, наконец, пересечение таможенной (государственной) границы вне пунктов пропуска являются способами контрабандного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств, уклонения от таможенного контроля.
Объективная сторона НТП выражается в действии, запрещенном таможенным законодательством, или бездействии, заключающемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенной обязанности, нарушении установленных законом запретов или ограничений. Законодатель довольно часто увязывает признаки объективной стороны НТП со временем, местом, способами совершения противоправного деяния, с его характером и наступлением вредных последствий, рецидивностью, систематичностью и длительностью противоправного поведения. Иллюстрацией к этому положению служат признаки правонарушений, предусмотренных ст. 16.1 (ч. 1 — место совершения, ч. 2 — способ совершения НТП), ч. 2.3 ст. 16.2 (наступление вредных последствий), ст. 16.7, 16.11, 16,17 (способ совершения), ст. 16.10, 16.12, 16.16, 16.22 (время совершения правонарушения) КоАП РФ.
Для нарушений таможенных правил характерны как интеллектуальность совершаемых деликтов, использование передовых технологий и современных технических средств, так и откровенная криминальная составляющая этих видов правонарушений, близость признаков объективной стороны АП признакам объективной стороны уголовных преступлений.
В качестве особенности административной ответственности за правонарушения в таможенной сфере можно выделить наличие специальных субъектов — участников ВЭД. Помимо физических лиц, должностных и юридических лиц, следует выделить довольно большую группу субъектов, профессионально занимающихся деятельностью в области таможенного дела. Кроме перечисленных к ним можно отнести индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, таможенных перевозчиков, декларантов и таможенных представителей, владельцев складов временного хранения, магазинов беспошлинной торговли. Следует подчеркнуть, что субъектами ответственности могут являться только участники ВЭД. Исключение установлено в ст. 16.21 КоАП РФ, которой предусматривается ответственность лиц, непосредственно не связанных с ВЭД. Наличие специальных субъектов не характерно для других видов административных правонарушений. К отличительным особенностям можно отнести также тот факт, что субъектами ответственности по 40 составам НТП (из 44) являются юридические лица — участники ВЭД. В 17 статьях главы 16 КоАП РФ предусматривается ответственность специальных субъектов (таможенных представителей, перевозчиков и других), и только в двух статьях данной главы субъектами ответственности являются исключительно физические лица.
Правовой статус специальных субъектов определяется как таможенным, так и административным законодательством. В частности, должностные лица могут быть субъектами административной ответственности в случаях, если в их служебные обязанности на момент совершения НТП входило обеспечение исполнения правовых норм и требований законодательных актов и международных договоров Российской Федерации, контроль над исполнением которых возложен на таможенные органы. В отличие от общих подходов, зафиксированных в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, за административные правонарушения в области таможенного дела лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Особенности правового статуса таможенного представителя определены ТК ТС (ст. 12–17), в числе которых — его ответственность перед таможенными органами за соблюдение порядка осуществления таможенных операций и процедур.
Поскольку правонарушения в области таможенного дела в основном носят корыстный характер, в их субъективной стороне чаще всего отмечается вина в форме умысла. Это наиболее характерно для правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 16.1, ч. 2, 3 ст. 16.2 и ст. 16.3 КоАП РФ, где квалифицирующими признаками являются цель и мотив совершения деяния. Совершение НТП по неосторожности также не исключается, особенно когда это связано с совершением технических ошибок (коды ТН ВЭД), нарушений сроков исполнения возложенных обязанностей (сроки подачи декларации, уплаты таможенных платежей).
Правонарушения в области таможенного дела носят экономический характер, посягают на экономические интересы, угрожают экономической безопасности России. Эта особенность нашла свое отражение и в следующем признаке ответственности за нарушение таможенных правил — преобладании существенных материальных санкций, особенно за правонарушения с квалифицирующими признаками: предельные размеры штрафов, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 16.1–16.3, 16.7, 16.19 КоАП РФ), применение основного и дополнительного наказания. Эта особенность будет рассмотрена в отдельном параграфе.
В Особенной части КоАП РФ содержится система правовых норм, определяющих круг и юридические признаки деяний, признаваемых административными правонарушениями. В главе 16 КоАП РФ определены составы нарушений таможенных правил, которые могут быть объединены в определенные классификационные группы, имеющие общие, однотипные признаки, присущие той или иной группе в зависимости от используемых классификационных критериев.