Тема 1.4. Особенности развития стран Азии в конце ХХ - начале ХХIвв

Деколонизация - процесс освобождения стран Азии и Африки от колониальной зависимости, провозглашения собственной суверенной государственности (1945 -1990гг.).

Выбор путей развития: после освобождения от колониальной зависимости страны должны были выбрать вариант развития: капитализм - социализм, демократия - авторитаризм.

1 путь - капиталистический - Пакистан, Индия, С. Корея и др.

2 путь - социалистический - Китай, Лаос, Афганистан и др.

3 путь - собственное развитие - Иранская мусульманская республика, Народная республика Джамахирия в Ливии.

Интеграция - сближение, сотрудничество во всех сферах общества для решения проблем и оказания взаимопомощи.

АСЕАН - ассоциация государств Юго - Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур и Таиланд). На уровне решения проблем азиатского региона к АСЕАН присоединяются Япония, Китай, Корея, Индия, Австралия, Н. Зеландия.

АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа-Новая Гвинея, Вьетнам, Перу и Россия).

ОЭС-ЭКО - Организации экономического сотрудничества центрально азиатских государств (Ираном, Пакистаном и Турцией.).

ССАГПЗ - Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива объединяет Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию, имеет целью осуществления всесторонней координации и интеграции национальных хозяйств, укреплении взаимосвязей между странами-членами и развитие сотрудничества в области экономики, политики, обороны, безопасности и культуры.

САС - Совет арабского сотрудничества - вошли Египет, Иордания, Ирак и Йеменская Арабская Республика.

Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (его членами являются Бахрейн, Кувейт, Объединенные арабские эмираты, Оман, Катар, Саудовская Аравия).

На современном этапе сотрудничество в рамках этих интеграционных образований осуществляется по самым различным и актуальным для мировой политики направлениям, таких как:

В экономической сфере;

В сфере безопасности;

В гуманитарной и культурной сфере;

В военной сфере;

В борьбе с угрозами мирового порядка: терроризм, наркотрафик;

Основными базовыми принципами сотрудничества являются следующие:

• Неприсоединение к военным блокам;

• Мирный подход в разрешении внешнеполитических проблем;

• Разрешение конфликтов ненасильственными методами;

Отказ от ядерного оружия и от другого оружия массового уничтожения и недопущение гонки вооружений в ЮВА;

• Отказ от применения силы или угрозы применения силы;

• Оказания финансовой, гуманитарной помощи;

• Унификация законодательства;

• Унификация валют и др. Некоторые аспекты развития стран Азии:

Центр международной политики неуклонно смещается в Азию. Китайская Народная Республика, ВВП которой вырос в четыре раза со времени начала экономических реформ в 1978 году, продолжает наращивать свой потенциал. Ежегодные темпы роста китайской экономики колеблются в пределах 8,5-10 %, причем, по некоторым предположениям, истинные масштабы своего роста Пекин сознательно держит в секрете. Возможно, он стремится тем самым скрыть реальный рост расходов на оборону.

Большинство аналитиков приходят к выводу, что темпы развития Китая останутся высокими и страна «обречена» превратиться в ближайшие 20 лет во вторую державу мира по основным показателям. Она и сейчас является таковой с точки зрения покупательной способности ВВП. Один только объем ценных бумаг США, имеющихся в распоряжении КНР, дает стране серьезные возможности воздействия на Соединенные Штаты и мировую финансовую систему. Многие, правда, предсказывают, что слишком быстрые реформы приведут Пекин к неизбежному кризису, но такие пророчества звучат уже два десятилетия.

Согласно ряду прогнозов, к 2040-2050 годам на долю Китая придется 14-16 % мирового ВВП. Наличие этих перспектив выступает своего рода мультипликатором нынешней экономической, политической и военной мощи, дополнительно увеличивая международный вес Пекина. Неудивительно, что борьба за влияние на него, за доступ на китайский рынок, выстраивание, с одной стороны, схем сдерживания КНР, а с другой - ее постепенной интеграции, - все это становится одной из доминант мировой политики.

Стремительный прорыв в высшую лигу мировых держав совершает Индия. За последние 10 лет ее экономика росла в среднем на 8 % в год, причем этот рост, который обеспечивается за счет преимущественно внутренних, а не иностранных инвестиций, считается более стабильным и здоровым, чем в Китае. Индия превращается в один из двигателей мирового технологического прогресса, а через 20-30 лет она, согласно прогнозам, станет третьей мировой державой после США и Китая. Индия -один из главных всемирных поставщиков программного обеспечения и ряда других высоких технологий. Здесь сформировался мощный средний класс, который более многочислен, чем в Европейском союзе.

Создается мощный флот - в перспективе с четырьмя авианосными группами. Налицо заявка на роль самостоятельного военно - политического гаранта стабильности в Южно-Азиатском регионе и в районе Персидского залива. Дели активизирует и миротворческую деятельность, предоставляя свои самые крупные воинские контингенты для проведения соответствующих операций ООН.

Насколько можно судить, главная цель Индии - стать важнейшим фактором влияния во всей Азии, в том числе и в ее нестабильных частях ('расширенный' Ближний Восток, особенно Иран и страны Персидского залива). Проводя курс постепенного сближения с Китаем, Дели одновременно стремится играть роль противовеса Пекину, хотя и не намерен превращаться в инструмент его 'сдерживания'.

В Южной и Юго-Восточной Азии находится группа успешно развивающихся «азиатских тигров». Высоких показателей роста достигла Южная Корея, выходит из долгосрочного кризиса Япония. В свете вышесказанного не подлежит сомнению, что соревнование за влияние на Азиатский регион становится (как в прошлые века борьба за Европу) главной составляющей международной политики.

Различия в уровне развития и специализации отдельных стран выражены в Азии более резко, чем в Европе. Поэтому можно выделить шесть групп стран. К первой относится Япония, которая по многим важным показателям занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Европы. Вторую группу образуют Китай и Индия, добившиеся больших успехов в экономическом и социальном развитии. Однако по душевым показателям они еще сильно отстают от большинства стран мира. Третья группа — это новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), ими осуществлен быстрый экономический скачок. В результате перестройки экономики этих стран по японскому образцу в них возникли крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, электронная промышленность. В четвертую группу входят нефтедобывающие страны Персидского залива. Получая огромные доходы от продажи нефти, эти государства стали важными промышленными районами с крупной добычей нефти и газа и другими отраслями. Пятая группа — это страны в основном с горнодобывающей или легкой промышленностью (Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Шри-Ланка, Иордания). Шестая группа стран — наименее развитые (Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен).

Локальные конфликты - это столкновение, происходящее на ограниченной территории. К таким конфликтам относят: Арабо-израильские войны (1956, 1967, 1967-1970 гг.,1997-2011гг.), боевые действия в Лаосе (1960 - 1963 гг.; 1964 - 1968 гг.; 1969 -1970 гг.), боевые действия в Алжире (1962 - 1964 гг.), боевые действия во Вьетнаме (1961 - 1974 гг.), боевые действия в Камбодже (апрель - декабрь 1970 года), боевые действия в Бангладеш (1972 - 1973), боевые действия в Анголе (1975 - 1979 гг.), боевые действия в Эфиопии (1977 - 1979 гг.), афганская война (1979-1989гг.), иракская война (2004-2008гг.)

Наши рекомендации