Молодёжь в современном обществе
Социальная характеристика молодёжи.Молодёжь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. В разных странах, в различных социальных слоях точка зрения на процессы и показатели взросления личности неодинакова. В связи с этим возрастные границы молодости не являются строго однозначными и определяются разными исследователями в пределах от 14—16 лет до 25—30 или даже 35 лет. Как правило, этот период жизни человека связывают с началом самостоятельной трудовой деятельности, обретением материальной независимости, гражданских и политических прав. Кроме того, некоторые учёные выделяют и такие признаки, как вступление в брак и рождение первого ребёнка.
Возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства, продолжительность которого, согласно международным документам — Декларации и Конвенции о правах ребёнка, составляет 18 лет. Паспорт же юноши и девушки в нашей стране получают
Молодость
в 16 лет, и это означает признание обществом их определённой гражданской зрелости. Молодость является важной фазой, этапом жизненного цикла человека. В этот период появляется чувство своей неповторимости и индивидуальности. На основе осознания молодыми людьми своих возможностей и стремлений, осмысления предшествующего опыта формируется внутренняя позиция, идёт поиск своего места в жизни.
В молодости у человека происходит ряд важных событий, влияющих на изменение его статуса. Это не только получение паспорта, но и окончание школы, служба в армии. В молодые годы многие люди находятся в активном поиске значимой для них профессии, завершают образование, утверждаются как специалисты и тем самым определяют своё новое положение в обществе. Молодость называют порой становления. Бытует мнение, что до 40 лет человек работает на авторитет, на имя, а после 40 лет уже, скорее, авторитет и имя работают на человека.
Акция БРСМ
Формирование личности молодого человека осуществляется под влиянием семьи, школы, общественных организаций, неформальных объединений и групп, средств массовой информации, трудовых коллективов. В целом молодые люди в наши дни значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную взрослую жизнь. Это связано с усложнением трудовой деятельности, которое влечёт за собой удлинение необходимых сроков обучения.
В плане социализации особое место занимает период ранней юности (примерно 16—18 лет). Многие в этом возрасте вполне способны принимать ответственные решения, психологически готовы к этому (например, выбор друзей, учебного заведения), хотя полная дееспособность наступает лишь в 18 лет.
Обретение всей полноты прав и обязанностей меняет статус молодого человека и существенно расширяет диапазон его социальных ролей. Если роли ребёнка и подростка в основном связаны с семьёй (сын/дочь, брат/сестра, внук/ внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (член спортивной секции, кружка
по интересам), то в молодости появляются новые: работник, студент; изменяются роли и в семье (муж, жена, мать, отец). Дружба, любовь, трудовой опыт помогают молодым людям впервые почувствовать себя действительно взрослыми. В идеале они формируют умение находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и заботе.
М. Шагал. Свадьба (1914)
Сложности социализации молодых людей могут привести к психологическим срывам. В первую очередь негативно сказывается разрыв между желанием поскорее всего достичь и неумением, нежеланием добиваться поставленных целей кропотливым трудом. Хорошо, если есть сила воли, трудолюбие, терпение, если человек не избалован.
Нередки случаи, когда современным молодым людям, с одной стороны, хочется как можно дольше оставаться детьми, переложив заботы о себе, а то и о своей молодой семье
на родителей, а с другой — они требуют отношения к себе как к взрослым, добиваются невмешательства в их личную жизнь. Подобное поведение называют инфантильностью. Инфантилизм (от лат. infantilis — младенческий, детский) — это сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Такими чертами являются эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, безответственность, капризность. Это состояние иногда бывает следствием заболеваний, перенесённых в раннем детском возрасте, или каких-либо других причин, обусловивших чрезмерную опеку со стороны родителей или близких людей. Важно понять: если ты считаешь себя взрослым, то потрудись быть им на деле и в полной мере отвечать за себя.
Человек чувствует себя молодым до тех пор, пока способен к творчеству, может менять, перестраивать себя и вместе с тем отвечать за всё сделанное. Есть люди, которые ощущают себя молодыми не только в зрелые годы, но и в весьма преклонном возрасте. Занятие любимым делом, творческая активность, здоровый образ жизни продлевают молодость. Ощущение молодости проявляется как во внешности, так и в поведении человека. «Человеку столько лет, на сколько он себя ощущает» — гласит известный афоризм.
Молодёжная субкультура.Стремление общаться со своими сверстниками приводит к выработке специфически молодёжного самосознания и стиля жизни — молодёжной субкультуры. Под молодёжной субкультурой понимается культура определённого молодого поколения, характеризующаяся общностью стиля жизни, манер поведения, групповых норм и стереотипов. Как особая субкультура она имеет свои цели, ценности, идеалы, иллюзии, которые не всегда и не точно повторяют господствующие в обществе взрослых. Ей присущ даже собственный язык.
Причинами формирования молодёжной субкультуры являются стремление людей этого возраста обособиться, прежде всего от старших, желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, поиск своего пути во взрослом мире. Складываются как формальные, так и неформальные молодёжные группы. Формальные группы официально за-
Молодёжная субкультура
регистрированы, ими зачастую руководят взрослые. Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодёжному направлению, различны. Это прежде всего желание обрести взаимопонимание и поддержку, почувствовать себя более сильными и защищенными, иногда — стремление почувствовать власть над другими.
Существует множество разновидностей молодёжных групп и объединений. Некоторые из них характеризуются агрессивной самодеятельностью, основанной на довольно сомнительных или даже асоциальных ценностных ориентаци-ях. Примитивизм, кричащая наглядность самоутверждения тоже популярны среди части подростков и молодёжи. Для отдельных молодых людей внешний эпатаж является наиболее доступной формой самоутверждения.
Некоторые группы молодёжи активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще всего выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки). В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением.
В молодёжной субкультуре как в сложном и многомерном явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жёстко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, футбольные и музыкальные фаны и др.). Вместе с тем в молодёжной среде всё более авторитетными становятся группы социальной самодеятельности, направленной на конструктивное решение конкретных общественных проблем. Можно привести в пример экологические движения, деятельность по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, оказание взаимной поддержки (воины, воевавшие в горячих точках, инвалиды и т. д.). Важна также деятельность волонтёров, которые помогают людям, особенно остро нуждающимся в этом.
Социальная мобильность молодёжи.Молодёжь — наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения.
Социальной мобильностью называют переход людей из одних социальных групп в другие. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность — это переход человека в другую социальную группу без изменения социального статуса, например развод и образование новой семьи, переход на работу в той же должности с одного предприятия на другое. Вертикальная мобильность связана с переходом вверх либо вниз по ступеням социальной лестницы. Это, например, повышение в должности или, наоборот, понижение, а то и вовсе лишение работы. Частный предприниматель может из мелкого собственника превратиться в хозяина солидной фирмы, но может и разориться.
В современном обществе интенсивность протекания процессов горизонтальной и вертикальной мобильности резко возрастает. Причина этого — в динамизме общественной жизни, стремительных преобразованиях в экономике, появлении новых профессий и родов деятельности и свёртывании, даже исчезновении многих старых, когда-то вполне респектабельных производств и соответствующих рабочих мест.
Сегодня молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть готов к тому, что ему, возможно, придётся переучиваться, осваивать новые занятия, постоян-
но повышать квалификацию, чтобы быть востребованным на рынке труда. Многим молодым людям нужно будет обдумать варианты переезда в другой город или изменения профессии для работы в сельской местности. Дело в том, что молодёжь часто проигрывает в конкуренции с квалифицированными и опытными работниками более старшего возраста, уже имеющими хорошую репутацию. Не случайно во многих странах уровень безработицы среди молодёжи особенно высок.
Вместе с тем на стороне молодёжи — быстрота реакции на изменения, происходящие на рынке труда. Молодым людям легче осваивать новые профессии, порождённые научно-техническим прогрессом. Они легче, чем пожилые люди, принимают решение переселиться на новое место работы и жительства, заняться бизнесом, пройти переподготовку и т. д.
Ускорение темпов общественной жизни влечёт за собой превращение молодёжи в активного субъекта экономики, культуры. Активность молодёжи ярко проявляется и в сфере политики, поскольку все происходящие политические процессы прямо или косвенно сказываются на её жизни, положении в обществе. Общество и его властные структуры ориентируются на молодёжь как наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления социальной и профессиональной карьеры.
Молодёжь во многом такова, какой её воспитало общество. Вместе с тем она, как правило, обладает собственным здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться на пользу себе и людям.
Вопросы и задания
1. Какие факторы влияют на определение возрастных границ молодости? Почему возраст, с которого начинается молодость, не совпадает с возрастом окончания детства? 2. В чём заключается противоречивость социализации молодых людей? 3. В чём, на ваш взгляд, состоит роль молодёжи в развитии современного общества? 4. Создайте словесный портрет типичного молодого человека нашей страны. Обрисуйте его жизненные планы, освоенные социальные роли и т. д. Подумайте, каких качеств не хватает лично вам.
Практикум
1. Профессор Д. Болз (США) пишет: «В средней школе я преподавал социологические предметы: историю, политические науки, психологию, социологию и международные отношения». В каком значении здесь употребляется слово «социология»? Как определяется социология в настоящее время?
2. Конфликты в зависимости от того, кто является их субъектами, можно подразделить:
• на внутриличностные (между сознательными и бессознательными желаниями индивида, между требованиями совести и стремлениями к получению удовольствий, между инстинктивными позывами и нормами культуры и нравственности);
• межличностные (между двумя и более личностями, враждующими между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами в виде собственности, власти, должности, престижа и т. п.);
• внутригрупповые и межгрупповые (возникают как внутри социальной группы, так и между разными группами вследствие борьбы отдельных индивидов и их общностей за лучшие условия и более высокую степень вознаграждения деятельности в группе — производственной, политической, спортивной и т. п.);
• этнонациональные (возникают в тех случаях, когда интересы и жизненные установки одного этноса или нации ущемляются или подавляются государством, представителями других наций или другими социальными общностями);
• международные (возникают между народами из-за столкновения экономических, территориальных, идеологических интересов и т. д.).
По масштабам и распространённости в социологии выделяют конфликты локальные, региональные, в пределах одной страны, глобальные.
Приведите примеры названных видов конфликтов из истории, литературы, средств массовой информации.
3. Давайте задумаемся: у представителей каких профес
сий в наибольшей степени должны быть развиты социоло
гическое мышление и социологическое видение мира? Ина
че говоря, кто больше всего нуждается в социологических
знаниях? Для этого проанализируйте некоторые профессии
(шофёр, учитель, продавец, шахтёр, менеджер, лётчик,
фермер, вахтёр, официант, банкир, фокусник, журналист,
пограничник, сантехник, повар, инженер) по двум крите
риям:
а) насколько часто их представителям приходится об
щаться с людьми по долгу службы;
б) у кого профессиональный или деловой успех в наи
большей мере зависит от знания психологии людей и уме
ния решать социальные проблемы.
Для удобства распределите эти профессии на три группы — с сильной, средней и слабой выраженностью вышеназванных признаков.
4. Как вы понимаете высказывание Марка Твена: «Ког
да мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом
переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был
изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь
лет поумнел»?
Какие особенности молодого поколения могут быть проиллюстрированы этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.
5. Мужчины и женщины, налаживая межличностные
отношения по поводу организации семьи и вступления
в брак, проходят в них несколько этапов: предбрачные
отношения между потенциальными супругами (любовь,
сватовство, помолвка); вступление в брак; стадия моло
дой семьи; появление детей, формирование полной семьи;
стадия зрелой семьи (взросление детей, их социализация),
а также стадия распада семьи (по причинам развода либо
гибели одного из родителей; старения, болезни и смерти;
отделения детей от родителей и др.).
Обсудите приведённую схему со своими родителями. Какие радости и сложности пройденных этапов им запомнились больше всего? Как это связано с вами?
6. Согласны ли вы с мнением, что молодёжь лучше приспособлена к условиям современной белорусской действительности, чем представители старших поколений? Приведите примеры.
7. Обсудите, какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребёнка, способность отвечать перед законом. Какие ещё критерии вы могли бы назвать в качестве определяющих? Аргументируйте свой ответ.
8. В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» говорится: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему». Как вы понимаете эти слова великого писателя?
9. Подберите близкие вам высказывания знаменитых людей о семье. Поясните свой выбор.
10. Известно, что у любого социального явления обя
зательно есть две стороны — положительная и отрица
тельная. Односторонних явлений не существует. Если вы
обнаружили только негатив, то это значит, что вы упустили
или пока не нашли позитив.
Например, в 60-е гг. и у нас в стране, и за рубежом хиппи рассматривались преимущественно как негативное явление. Прошли годы, и выяснилось, что именно они способствовали пробуждению в обществе экологического сознания, которое изменило наш мир к лучшему.
Найдите положительные и отрицательные стороны следующих явлений:
• коллективизация 30-х гг. XX в.;
• массовизация культуры;
• перестройка, происходившая в СССР в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в.;
• переселение людей из деревни в город.
11. Сопоставьте два подхода к проблеме социального
идеала.
А. В. Луначарский: «Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность развернуть все таящиеся в человеке
возможности, которая сделала бы человека в десятки раз умнее, счастливее, красивее и богаче, чем нынче».
Дж. Адаме: «Американская мечта — это не просто мечта об автомобилях и высокой зарплате, это мечта о таком социальном порядке, при котором каждый мужчина и каждая женщина смогут расправиться во весь свой рост, к достижению которого они внутренне способны, и получить признание — в качестве таковых, каковы они есть, — от других людей, вне зависимости от случайных обстоятельств своего рождения и положения».
В чём сходство взглядов А. В. Луначарского и Дж. Адам-са? Чем можно объяснить это сходство? Какие различия в позициях авторов вы можете выделить? С чем это связано?
12. С позиции стратификационной теории общество рас
сматривается как система социальных слоев. Широко приме
няется так называемая одноуровневая стратификация (при
делении общества по одному признаку) и многоуровневая
(при делении общества одновременно по двум и более при
знакам, например по признакам престижа, профессиональ
ному, уровню дохода, уровню образования, религиозной
принадлежности и др.).
Используя справочную литературу, постройте схему «Социальная структура белорусского общества» в 20-е (30-е, 80-е) гг. XX в. Охарактеризуйте на её основе динамику социальной структуры белорусского общества. Чем, на ваш взгляд, она была обусловлена?
13. По данным переписи населения 1999 г., из 10 045 ты
сяч жителей Беларуси 81 % отнесли себя к титульной на
циональности — белорусам; 19 % населения представляют
более 140 других национальностей и народностей, в том
числе 11 % (1 141 731 человек) назвали себя русскими,
3,9 % (395 712 человек) — поляками, 2,4 % (237 015 че
ловек) — украинцами, 0,3 % (27 798 человек) — евреями.
На протяжении многовековой истории сохраняется устой
чивое взаимодействие культуры титульной нации с куль
турой других национальных общностей, в первую очередь
русских, украинцев, поляков, евреев, татар.
Сопоставьте данные переписи населения 1999 г. с данными за более ранние периоды времени. Для этого постройте
сравнительную таблицу. Какие исторические события привели к выявленным вами изменениям? Приведите известные вам примеры взаимопомощи, сотрудничества людей разных национальностей в Беларуси.
14. Постройте структурную схему «Виды социальных групп». Конкретизируйте её примерами.
Документы и материалы
П. Сорокин (1889—1968] |
1. Русский и американский социолог П. Сорокин считает, что социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Там, где нет человеческих особей или же живёт всего один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном пространстве. Соответственно определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие точки отсчёта. Сам же выбор точек отсчёта зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или совокупности групп.
Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т. д. Но и это ещё не всё. Поскольку внутри одной и той же группы существуют совершенно различные позиции (например, король и рядовой гражданин внутри одного государства), то необходимо также знать положение человека в пределах каждой из основных групп населения. 58
Итак:
1) социальное пространство — это народонаселение Земли;
2) социальное положение — это совокупность связей человека со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т. е. с её членами;
3) положение человека в социальной вселенной определяется путём установления этих связей;
4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляет систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.
На основе характеристики П. Сорокина определите место Республики Беларусь в социальном пространстве. Каково положение вашей семьи в социальном пространстве?
2. Познакомьтесь с отрывком из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа (р. 1929) «Элементы теории социального конфликта».
«Регулирование социальных конфликтов является решающим условием уменьшения интенсивности почти всех видов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее интенсивными, но в такой мере, в которой удаётся регулировать, они становятся контролируемыми, и их творческая сила ставится на службу постепенному развитию социальных структур...
Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также данные отдельные противоречия признавались всеми участниками как неизбежные и более того — как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рассматривает их как патологические отклонения от воображаемого нормального состояния, не удаётся совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также недостаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регулированием их проявлений и что нужно отказаться от бесполезных попыток устранения их причин».
Как социолог оценивает возможность регулирования конфликтов? На основе текстов параграфа и данного документа сформулируйте основные принципы компромиссного
разрешения конфликта. Проиллюстрируйте их известными вам примерами. Как вы понимаете смысл последней фразы текста? Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания роли социального конфликта в жизни общества?
3. Познакомьтесь с рассуждениями русского публициста И. С. Аксакова.
«Общество, по нашему мнению, есть та среда, в которой совершается сознательная, умственная деятельность известного народа, которая создаётся всеми духовными силами народными, разрабатывающими народное самосознание. Другими словами, общество есть... народ самосознающий.
И. С. Аксаков (1823—1886) |
Что же такое народ?.. Народ состоит из отдельных единиц, имеющих каждая свою личную разумную жизнь, деятельность и свободу; каждая из них, отдельно взятая, не есть народ, — но все вместе составляют то цельное явление, то новое лицо, которое называется народом и в котором исчезают все отдельные личности...
Общества ещё нет, а уже возникает государство над народом — продолжающим жить жизнью непосредственной. Но не выражает ли государство народного самосознания? Нет, оно есть только внешнее определение, данное себе народом; деятельность его, т. е. государства, и сфера его деятельности — чисто внешние... Итак, мы имеем: с одной стороны — народ в его непосредственном бытии; с другой — государство как внешнее определение народа, заимствующее свою силу от народа — усиливающееся за его счёт при бездействии его внутренней жизни, при долговременном его пребывании в непосредственном бытии; наконец, между государством и народом — общество, т. е. тот же народ, но в высшем своём человеческом значении...»
Чем, по мнению И. С. Аксакова, отличаются между собой государство, народ и общество? Почему государство не выражает всё народное самосознание? 60
4. Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологиче-ский подход»:
(1911 — 1995) |
«Что же входит в общества? Как
уже говорили, наиболее дифференци
рованные из них состоят не только из
семей и родственных групп, но также
из ассоциаций, союзов, фирм и ферм,
школ и университетов, армий, церк
вей и сект, партий и многочисленных
других корпоративных органов или ор-
ЭдвардШилз ганизаций, которые, в свою очередь,
pail 1сзс7о; имеют границы, определяющие круг
членов, над которыми соответствующие корпоративные власти — родители, управляющие, председатели и т. д. и т. п. — осуществляют известную меру контроля. Сюда входят также системы, формально и неформально организованные по территориальному принципу — общины, деревни, округа, города, районы, — причём все они тоже имеют некоторые черты общества. Далее, сюда входят неорганизованные совокупности людей внутри общества — социальные классы или слои, занятия и профессии, религии, языковые группы, которые обладают культурой, присущей в большей степени тем, кто имеет определённый статус или занимает определённое положение, чем всем остальным.
...Итак, мы убедились в том, что общество — это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество».
Какие компоненты, по мнению Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится
каждый из них. Выделите среди перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами. Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.
5. Ю. Саймон в книге «Базисные методы исследования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969) пишет:
«Студенты-психологи нередко думают, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи между различными сторонами поведения животных или людей, исчерпывает все возможности социального исследования.
Многие из тех, кто занимается
конкретной экономикой, до сих пор
убеждены, что только статистический
анализ, позволяющий дать объектив
ную картину колебания цен и товар
ной массы, является самым надёжным
Юлиан Саймон мерилом экономического поведения.
(1932—1998) в отличие от них некоторые антро-
пологи продолжают верить в то, что самым надёжным способом познания остаётся включённое наблюдение, в результате которого мы изучаем повседневное взаимодействие людей, творящих тот социальный мир, в котором мы с вами живём.
В то же время психоаналитики убеждены в непогрешимости вживания или вчувствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного метода изучения человеческого поведения, его интимных мотивов.
А специалисты по маркетингу не признают иных средств, кроме изучения того, каким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведением».
Действительно, в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции, накоплен соответствующий эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно
пользуется. Хотя и не только таким образом. Науки различаются также кругом изучаемых проблем.
Основываясь на содержании приведённого отрывка, определите основные методы изучения поведения людей. Что можно узнать о них с помощью наблюдения? Что такое эксперимент? Какие методы исследования, на ваш взгляд, потребуются для того, чтобы определить: а) численность населения данной страны; б) готовность людей голосовать на предстоящих парламентских выборах; в) способы взаимодействия шахтёров во время забастовки; г) скорость распространения слухов?
6. Прочтите суждение одного из ведущих американских социологов Р. Миллса.
«Под институтом я понимаю общественную форму определённой совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.
Общество — это конфигурация ин
ститутов, которые при своём функцио-
Райт Миллс нировании ограничивают свободу дей-
(1916—1962) |
(-1916_ 1962) ствий людей. В современном обществе
насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический — институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический — институты власти; 3) семейный — институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный — институты, организующие законное наследие; 5) религиозный — институты, организующие коллективное почитание богов».
Какой важный институт не назван Р. Миллсом в перечне институциональных порядков?
7. Познакомьтесь со следующим суждением одного из современных российских публицистов.
«Молодёжь начинают бояться и ненавидеть, искусственно противопоставлять её «взрослому» обществу. А это чревато серьёзными социальными взрывами. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду и причёску, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития, переход общества на рельсы принципиально иного строя».
О каком разрыве поколений и конфликте «отцов» и «детей» идёт здесь речь? В чём заключается сущность данного явления? Аргументируйте свою позицию.
8. В 1798 г. английский экономист и священник Т. Р. Мальтус опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения». Три основных тезиса «Опыта»:
Томас Роберт Мальтус (1766—1834) |
• Из-за биологической способности к продолжению рода человек использует свои физические способности для увеличения продовольственных ресурсов.
• Народонаселение строго ограничено средствами существования.
• Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).
Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.
Можно ли считать взгляды Т. Р. Мальтуса правильными? Может ли научно-технический прогресс компенсировать ограниченность природных ресурсов?
Карл Манхейм (1893—1947) |
9. Немецкий социолог К. Манхейм определил, что мо
лодёжь является своего рода резер
вом, выступающим на передний план,
когда оживление становится необхо
димым для приспособления к быстро
меняющимся или качественно новым
обстоятельствам. Молодёжь выполня
ет функцию оживляющего посредника
социальной жизни. Этот параметр уни
версален и не ограничен ни местом, ни
временем. Молодёжь, по мысли Ман-
хейма, ни прогрессивна, ни консерва
тивна по своей природе, она — потен
ция, готовая к любому начинанию.
Как вы понимаете слова К. Ман-хейма? Справедливо ли это в отношении современной молодёжи?
10. Из работы российского социолога О. С. Осиновой
«Девиантное поведение: благо или зло?»:
«Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от того, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:
• Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность — естественные права человека.
• Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).
3.3ак.1537.
• Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.
• Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.
• Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный контроль, а на внутренний личностный самоконтроль».
Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм. К какому уровню общности можно отнести нормы «не укради», «раздельное обучение чёрных и белых», «солидарность рабочих всех стран»? Что означает более высокий или более низкий уровень норм?
11. Существует множество различных классификаций молодёжных групп и объединений. Так, по характеру мотивации самодеятельности их делят следующим образом:
• агрессивная самодеятельность, которая базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанной на культе лиц;
• эпатажная самодеятельность, которая состоит в вызове агрессии на себя для того, чтобы тебя заметили;
• альтернативная самодеятельность, состоящая в выработке моделей поведения, противоречащих общепринятым нормам;
• конструктивная социальная самодеятельность, направленная на решение конкретных социальных проблем.