Понятие и общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ)
Основная группа преступлений в сфере экономической деятельности регламентирована в гл. 22 УК РФ, входящей в разд. VIII Кодекса "Преступления в сфере экономики".
Родовым объектомэтих преступлений и одновременно объектом уголовно-правовой охраны является установленный порядок осуществления экономической деятельности, обеспечивающий соблюдение согласованных интересов личности, общества, государства.
Непосредственные объекты рассматриваемых преступлений весьма разнообразны. Их специфика с юридико-технической точки зрения наиболее полно проявляется в предмете преступления. Кроме того, характер экономических отношений таков, что некоторые преступления, основным объектом которых экономические отношения, казалось бы, не являются, на практике посягают именно на экономические блага и интересы. Поэтому изучать преступления в сфере экономической деятельности, регламентированные в гл. 22 УК, следует с учетом:
а) преступлений против собственности;
б) преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях;
в) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;
г) ряда иных преступлений, в особенности нарушений авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, наносящих огромный ущерб экономике (ст. 146, 147 УК); выпуска или продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, приносящих вред не только здоровью населения, но и подрывающих правила поведения на рынке, т. е. посягающих на экономические отношения (ст. 238 УК), и др.
Нормы гл. 22 УК отражают структурные перемены, произошедшие в экономике страны, и обусловленные ими изменения в социальных отношениях. Они охраняют установленные ст. 8 и другими статьями Конституции Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, законную конкуренцию, свободу экономической деятельности. Глава 22 УК, так же как и гл. 21, охраняет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Вместе с тем в Уголовном кодексе РФ 1996 г. сохранены или изменены лишь в юридико-техническом плане многие нормы, содержавшиеся в последней редакции УК РСФСР. К ним относятся: незаконное предпринимательство (ст. 171), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175), монополистические действия и ограничение конкуренции (ст. 178), контрабанда (ст. 188), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194), уклонение гражданина от уплаты налогов (ст. 198), уклонение от уплаты налогов с организаций (ст. 199), обман потребителей (ст. 200).
Как эти, так и вновь введенные составы преступлений имеют "предшественников" в российском уголовном законодательстве. Наглядным примером являются уголовно-правовые предписания о банкротстве. Один из авторитетнейших русских юристов И. Я. Фойницкий отмечал, что уже Судебники различают торговую несостоятельность на "безхитростную" и "без напрасньства", т. е. не случайную, если "виновный пропиет или иным каким безумием тот товар погубит"*. Российское уголовное право до 1917 г. знало "банкротство в обширном смысле слова как наказуемое неисполнение должником, впавшим в несостоятельность, своих по отношению к кредиторам обязательств по имуществу"**. К составу так называемого банкротства в узком смысле примыкали деяния, создающие опасность уклонения от исполнения обязательств.
Не менее важны для понимания традиций уголовно-правовой охраны экономической деятельности также составы вовлечения в невыгодную сделку (ч. 3 ст. 1688 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г., с последующими изменениями), в недозволенную сделку (ст. 1689 Уложения) и др. В сущности, большая часть норм гл. 22 УК РФ, считающихся новыми, так или иначе была известна дореволюционному российскому уголовному законодательству.
В итоге нормы гл. 22 УК, находясь в русле длительного развития отечественного уголовного права, охраняют конституционно признанные социально-экономические ценности современного общества и должны применяться на основе и в рамках действующего конституционного, гражданского, административного и иного законодательства. Эффективная уголовно-правовая охрана экономической деятельности — в целом экономики — трансформирующегося общества была одним из важнейших стимулов уголовно-правовой реформы. Во всех проектах и предпроектных разработках нового уголовного законодательства именно экономические (ранее — хозяйственные) преступления вызывали едва ли не наиболее острые споры. Это объяснялось сменой предпосылок, обусловленной реальными процессами развития экономики. Юристу, пусть самому прогрессивному, но все же выросшему в условиях плановой экономики, объективно трудно отказаться от идеи всевластия государства в экономике.
По многим параметрам рассматриваемая группа уголовно-правовых норм и сейчас подвергается серьезной критике. Указывают на низкий технический уровень соответствующих текстов, их противоречивость, неполноту и непоследовательность. Говорят об излишней новизне закона, якобы недоступного для понимания практиков. Жалуются на излишнюю мягкость санкций (сразу отметим, что данная точка зрения представляется неверной). Предлагают восполнить имеющиеся пробелы. Все эти мнения имеют право на существование в рамках сдержанного и корректного обсуждения уголовно-правовой проблематики. Однако с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс Российской Федерации вступил в законную силу, и он подлежит исполнению как действующее право, которое должны уважать все законопослушные граждане.
Общими признаками преступлений в сфере экономической деятельности являются противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость.
Противоправность. Все преступления в сфере экономической деятельности, будучи запрещены уголовным законом, одновременно нарушают Конституцию Российской Федерации и нормативно-правовые акты, устанавливающие соответствующий порядок экономической деятельности, права и обязанности ее участников которые подразделяются на:
а) взаимные, устанавливаемые на началах диспозитивности (частноправовых норм);
б) перед третьими лицами (публично-правовые и частноправовые нормы);
в) перед публичной властью, государством в целом, его органами, муниципальными органами.
Установление противоправности деяния в сфере экономики предполагает также вывод об отсутствии обстоятельств, исключающих преступность деяния, особенно крайней необходимости, физического или психического принуждения, обоснованного риска.
Общественная опасность. Она состоит либо в причиненном вреде, либо в способности причинять вред (в поставлении в опасность) и существует также и там, где УК РФ не требует наступления преступных последствий.
При совершении этих преступлений общественная опасность проявляется:
а) в нанесении ущерба граждан, организациям, государству;
б) в неохватываемых предписаниями статей вредных последствиях — потере рабочих мест, снижении зарплаты работников, уменьшении облагаемой налогами прибыли, ухудшении условий труда и т. п.;
в) в утрате доверия к государственному аппарату и управленческим структурам коммерческих организаций, подрыве экономического порядка как условия социальной стабильности.
Весь вред, отражающий общественную опасность преступлений в сфере экономической деятельности, должен быть противоправным. На практике трудно устанавливать общественную опасность, но без этого деяние ни в коем случае нельзя считать преступлением.
Виновность. Все рассматриваемые преступления являются умышленными и, как правило, совершаются с косвенным умыслом по отношению к преступным последствиям.
Наказуемость. За совершение преступлений в сфере экономической деятельности законодателем с учетом личности возможного преступника, общественной опасности деяний установлены различные виды наказания: от штрафа до лишения свободы. Они позволяют стремиться к достижению целей наказания, а их критика без особо убедительных аргументов не является продуктивной.
Все преступления в сфере экономической деятельности по УК РФ можно подразделить на следующие группы:
1) против общего порядка предпринимательской деятельности — ст. 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175;
2) против правил кредитных отношений — ст. 176, 177;
3) против порядка законной конкуренции на рынке — ст. 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184;
4) против финансовой системы — ст. 185, 186, 187;
5) против порядка внешнеторговой деятельности — ст. 188, 189, 190;
6) против порядка оборота валютных ценностей — ст. 191, 192, 193;
7) против порядка уплаты таможенных платежей и налогов — ст. 194, 198, 199;
8) против порядка осуществления банкротства — ст. 195, 196, 197;
9) против прав потребителей — ст. 200.