Верховенство закона - основной признак правового государства. Проблемы обеспечения верховенства закона в РК
Правовое государство – это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества, базируясь при этом на следующих принципах:
а) приоритета права;
б) правовой защищенности человека и гражданина;
в) разделения властей;
г) верховенства закона;
д) единства права и закона;
е) взаимной ответственности государства и личности;
ж) наличии гражданского общества;
и) высокой правовой культуры и высокого уровня правосознания общества;
д) независимости судов;
е) существование антимонополистических структур.
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА — основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, т.е. признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Все иные нормативные и ненормативные акты должны издаваться в соответствии с законом и закону противоречить не могут. При этом установлена и действует строгая юридическая субординация: законы должны соответствовать конституции страны, подзаконные нормативные акты подчинены законам и принимаются в строгом соответствии с ними; правоприменительные акты должны соответствовать нормативным правовым актам.
Верховенство закона и его примат в правовой системе проистекают из прерогативы принимать законы исключительно высшим представительным органом государства либо непосредственно первоисточником власти — народом.
Развитие конституционных основ обеспечения верховенства закона в современных условиях имеет ряд проблем. Это связано прежде всего с тем, что конституции государств—членов СНГ несут на себе отпечаток влияния западных государств, что сказалось на их сущности и содержании. Так, институт президентства создавался по образу и подобию президентской власти в США и Франции. На процесс развития конституционного законодательства и на содержание самих конституций наложило отпечаток и то обстоятельство, что вместе с проводимыми в них реформами это развитие было инициировано «сверху», со стороны правящих кругов, а не «снизу», со стороны широких слоев общества.
Ограничение государственной власти осуществляется путем признания и принятия мер по реализации прав человека. Современная концепция верховенства закона предполагает гарантированность прав и свобод граждан, т. е. государство должно не только декларировать права и свободы, но и обеспечить их воплощение и защиту. События в мире еще более подчеркивают необходимость этой предпосылки для концепции верховенства закона.
Выход из создавшейся ситуации с целью нормализации правовой жизни казахстанского общества — упорядочение нормативных правовых актов, приведение их в единое непротиворечивое целое. Такой системный подход позволит актам обеспечивать друг друга в процессе юридического регулирования, создавать единое правовое пространство.
Правовое государство и верховенство законности в нем — главная цель, к которой за 19 лет действия Конституции РК продвинулась страна. Но утверждать, что цель достигнута, нельзя. Результаты, достигнутые в правовой сфере за постсоветскую эпоху, значимы, но далеки от правового идеала. Качество, современность и последовательность законодательства до сих пор оставляют желать лучшего.
31. Современные научные подходы к пониманию права: нормативистская концепция права, социологическая концепция права, теория естественного права. Значение данных концепций для правовой практики.НОРМАТИВИСТСКАЯ (НОРМАТИВНАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — учение, отождествляющее право с установлениями (предписаниями), одобренными государственной властью. В основе данного типа правопонимания — представления о нормативности как основополагающем признаке праве. Этот подход имеет два направления: классическое и неоклассическое. Первое направление сформировалось в рамках зарубежного правоведения, связано преимущественно с именем Г. Кельзена, и именуется нормативистским. По Кельзену, праву как миру должного противостоит мир сущего или сама социальная жизнь. Право (как и государство) в понимании Г. Кельзена есть нормативно установленный и поддерживаемый правопорядок.Второе направление получило широкое распространение в отечественной юридической науке. С позиции данного подхода (в отечественной литературе он зачастую именуется узконормативным) право есть совокупность норм, исходящих от государства, и им охраняемых.СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРАВА — тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как реально сложившемся порядке в общественных отношениях; как нормах, отношениях, воспроизводящихся в социальной практике; как инструмента общественных преобразований. С позиции социологического правопонимания право предстает как социально обусловленный феномен, причины, источники и механизмы действия которого заключены в самом обществе. Теория естественного права — право у человека возникает от рождения и природы, который обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.Теория естественного права получила распространение в XVII XVIII вв.Ее главными авторами были Г. Гроций. Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтес кье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев.Суть теории естественного права й том, что:1.право и закон не одно и то же;2.законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людь-ми) и приняты государственными органами;3.право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;4.право совокупность высших нравственных ценностей (свобода, pа-венство, справедливость);5. фактически право и мораль едины;6.не всегда законы соответствуют естественному праву;7. права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.Достоинствами теории являются: прогрессивность;признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод;допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть нормам справедливости).К основным недостаткам теории естественного права относятся:прямое отождествление права и морали;противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей;преувеличение роли неписаного права;различное понимание людьми идей справедливости. Концепции играют очень большую роль в вопросах юридической техники. Прежде всего, они являют собой отпечатки, модели юридических явлений, встречающихся в общественной жизни. Они также выполняют функцию принципов классификации при изучении различных юридических ситуаций и проявлений права в жизни общества. Кроме того, они являются руслом ведения рассуждений при толковании норм права и при решении спорных вопросов. В целом, они являются факторами упрощения, столь необходимыми с учетом всего многообразия и сложности частных случаев юридической практики, а, также факторами точности и четкости при изучении не только собственно юридических феноменов, но и всей массы явлений общественной жизни.
32. Функции права: регулятивная, охранительная, воспитательная, идеологическая. Изменение приоритета функций права в гражданском обществе. Для полного понимания права необходимо также рассмотреть функции права. Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Регулятивная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства, личности.В рамках этой функции выделяют две ее разновидности: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам политических прав и свобод, которые зафиксированы в конституции.Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем обеспечения активного поведения субъектов права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.Охранительная функция – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и личных отношений, их неприкосновенность, установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.Воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;Идеолог-я функция- выражается в том, что право оказывает воздействие на формирование у человека , определенных взглядов, идей, выражающих его отношение к различным классам, слоям общества, нациям, религиям. Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны -упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.
33. Принципы права. Общие и специальные принципы права. Значение принципов права для правовой практики.Для полного понимания права как социального феномена необходимо рассмотреть принципы права. Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.Принципы права представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла. Общеправовые принципы действуют во всех без исключения отраслях права. К ним относятся:а) справедливость;б) юридическое равенство граждан перед законом и судом;в) гуманизм;г) демократизм;д) единство прав и обязанностей;е) сочетание убеждения и принуждения и др. Межотраслевыми принципами являются также принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относят: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности, принцип гласности судопроизводства и др.Отраслевыми называются принципы, действующие только в рамках одной отрасли. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в уголовном процессе - принципы или презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда и др.Наряду с названными принципами в научной литературе выделяют специальные юридические принципы. К их разряду относят следующие основ-е начала современных правовых систем или их исходные положения:1-принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами,2-принип непротиворечивости норм, составл-х действующую правовую систему гос-ва, и приоритет закона перед иными НПА,3-принцип подразделения правовой системы гос-ва на публичное и частное право, на относительно самост-е отрасли и институты права,4-принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществ-ием,5-принцип социальной свободы,6-принцип законности и юрид-й гарантированности прав и свобод личности,7-принцип справедливости,8-принцип юридической ответ-ти только за виновное противоправное поведение ,9-принцип недопустимости обратной силы закона.Значение принципов в правовой практике заключается в том , что Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т.к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).
34. Сущность и признаки права. Определение права.Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) формальный – то, что любое право есть прежде всего регулятор; 2) содержательный – то, чьи интересы обслуживает данный регулятор.Можно выделить следующие подходы к сущности права:– классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;–общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.Признаки права:а) системность, т.е. право состоит из связанных между собой в определенном порядке норм, правил поведения;б) общеобязательность, т.е. право обязательно для всех субъектов, независимо от пола, возраста, национальности, имущества и т.д.;в) формальная определенность, т.е. право всегда выражено в определенной форме – в виде официальных законов и иных актов;г) связь с государством;д) волевой характер, т.е. в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса;е) регулятивность, т.е. право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного поведения субъектов.Регулятивность права заключается также и в том, что государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения. Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.Право в широком смысле слова представляет собой порядок в обществе, основанный на этих общечеловеческих идеях и ценностях, обеспечиваемый сознанием человека и принудительной силой государства.С появлением государства право обрело новую характеристику, и стало выражаться в виде писанных норм, обеспеченных силой государства.В юридическом смысле право – это система общеобяза-тельных, формально определенных юридических норм, гарантированных и санкционированных государством, регулирующих общественные отношения.
35. Право и закон: сходство и различие. Значение различия права и закона для правовой практики.Право - это совокупность исторически возникших правил поведения, установленных государством в целях торжества принципов справедливости, равенства, гуманизма, а так же регулирования общественных отношений. Закон - это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Отличие права от закона заключается в следующем:1.Объём понятия. Категория «право» значительно шире, чем «закон», полностью включая в себя данное определение.2.Состав. Право состоит из нескольких элементов: обычаи, прецеденты (практика), договора, в то время как закон — из конкретных норм.3.Длительность применения. Законы периодически утрачивают свою силу и меняются на актуальные акты. Право может оставаться незыблемым на протяжении столетий, что ярко подтверждают некоторые государства.4.Легитимность. Конкретный закон может утратить свою силу ещё до опубликования, так как он противоречит основным нормам законодательства. Право остаётся легитимным в силу конституции и других актов, которые определяют его структуру.Значение различия права и закона для правовой практики. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые и необходимо считать правовыми законами. Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы, которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают. Нетрудно заметить, что в данном случае в разрешении проблемы со-отношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении го-сударства и права, сталкиваются два различных взгляда, или подхода. Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и, исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы, - это и есть право. Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемы соотношения права и закона основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается по меньшей мере, относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, В данном случае, государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества. Право при этом в развернутом виде представляется как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей.
36. Право в системе социальных норм общества. Влияние морали, обычаев и религии на правовые нормы.Социальные нормы - это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные объективными закономерностями, которые является результатом сознательной волевой деятельности определенной части или всего общества и обеспечиваются различными средствами социального воздействия.В зависимости от способа их образования и обеспечения социальные нормы классифицируют как юридические, моральные, корпоративные (общественных организаций, политических партий, других объединений граждан), обычаи или традиции. Социальные нормы, с которыми взаимодействует право:1.Мораль. Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности.2. Обычаи. Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей.3. Религия. В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
37. Понятие нормы права. Признаки и виды норм права.Норма права – это установленное государством или санкционированное им общеобязательное правило поведения, соответствующее основным правовым принципам и обеспечиваемое при необходимости принудительной силой государства.Норма права - это установленное либо санкционированное, а также охраняемое государством правило поведения, определяющее права и обязанности лиц в регулируемых общественных отношениях. Признаки правовой нормы:1. Норма права исходит от государства и является официальным выражением государственной воли.2. Формальная определенность нормы права, которая проявляется в том, что правовая норма издается и санкционируется государством и выражается в определенной, строго установленной форме (письменной). 3. Норма права охраняется от нарушений принудительной силой государства.Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушения – специфический признак правовой нормы.4. Нормы права складываются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:1) правил поведения;2) исходных (отправных, учредительных) норм.Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы. Они устанавливают вид и меру возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм.Исходные (отправные, учредительные) нормы – это нормы-принципы, нормы-дефиниции и т.д. Они представ-ляют собой нормы опосредованного регулирования. Они устанавливают общие начала, исходные положения и направления правового регулирования.5. Норма права является государственным регулятором общественных отношений.Норма права – предписание общего характера и рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на конкретных лиц, а на множество сходных отношений и на множество неперсонифицированных адресатов, подпадающих под условия ее действия.Правовая норма отражает и регулирует наиболее типичные, многократно повторяемые отношения между людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвует государство.6. Норма права – выступает и как модель, эталон, мера, масштаб должного или возможного, разрешаемого или запрещенного поведения людей, и как критерий оценки правомерного и неправомерного, законного и противо-законного поведения. Виды-Нормы права классифицируются:1 по предмету правового регулирования на нормы уголовного права, нормы гражданского права и др.;2– по юридической силе на нормы законов и нормы подзаконных актов;3– по характеру содержащихся предписаний или по характеру диспозиции - обязывающие, запрещающие, управомачивающие Управомочивающие – это нормы, предоставляющие субъекту право на совершение тех или иных действий. Запрещающие – это нормы, устанавливающие обязанность субъекта воздерживаться от совершения тех или иных действий. Обязывающие – это нормы, возлагающие на субъекта обязанность совершать действия определенного содержания.4– по форме выраженных предписаний - императивные и диспозитивные. Императивные – это нормы, выраженные в категорических предписаниях и действующие независимо от усмотрения субъектов права. Диспозитивные – это нормы, содержащие свободу усмотрения.5– по кругу субъектов, на которых распространяются нормы они деляться на общие, специальные, исключительные;6– по действию норм права во времени деляться на постоянные, временные и чрезвычайные;7– по действию норм права в пространстве на акты высших органов власти и акты местных органов самоуправления, содержащие правовые нормы;8– по совокупности делятся на нормы материального и процессуального права.
38. Логическая структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.Норма права состоит из:1=гипотезы, которая определяет условия и обстоятельства, при которых применяется данная правовая норма. Гипотеза отвечает на вопросы – кто, где, когда, при каких условиях. Гипотеза может быть абсолютно определенной, относительно определенной и недостаточно определенной;2=диспозиции, которая содержит правило поведения, создает субъективные права и юридические обязанности. Диспозиция есть наиболее важная часть правовой нормы. Она отвечает на вопросы – что делать, чего не надо делать. Диспозиция может быть абсолютно определенной, относительно определенной и недостаточно определенной;3=санкции, которая определяет меру государственного принуждения, применяемую к субъекту, за нарушение нормы права и указывает на неблагоприятные юридические последствия, которые должен претерпеть нарушитель. Санкция отвечает на вопрос – какие последствия могут наступить в случае нарушения правовой нормы (т.е. гипотезы или диспозиции). Санкции бывают абсолютно определенные, относительно определенные, простые, альтернативные, кумулятивные. Таким образом, гипотеза – это указание на условия, при которых возникают права и обязанности; диспозиция – это указание на права и обязанности, санкции – это указание на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении правовой нормы.Логическая формула правовой нормы может быть представлена следующим образом: “Если (гипотеза)... то (диспозиция)”... иначе (санкция)”. Например, ст.9. Закона РК о браке и семье гласит: “Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины,вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста“. В логическом виде эта норма может быть сформулирована так: если есть совершеннолетние лица и у них есть добровольное согласие, то они могут вступить в брак. В случае нарушения какого-либо из условий нормы (вступление в брак с несовершеннолетним, принуждение вступления в брак) наступает юридическая ответственность. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта:Норма права находит свое выражение в статьях нормативно-правовых актов.Однако норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции, санкции, а статья нормативного акта – это средство воплощения нормы права, форма выражения государственной воли.Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.Излагая правила поведения, законодатель может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта; в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм; элементы норм права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов; элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта: а) прямой способ – имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;б) отсылочный способ – имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;в) бланкетный способ – имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов.Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит перед ним ряд специальных задач: придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой как движение от общего к конкретному; избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные положения, факты, условия. Решать эти задачи приходится постоянно и поэтому происходит несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.
39. Источники права и их виды. Правовой обычай и судебный прецедент как исторические источники права. Особенности правовых обычаев казахского народа. Источником права является внешняя форма объективизации правовой нормы. Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.Обычай санкционированный государством становится правовым. Правовой обычай – это правило поведения, которое в силу многократного повторения становится привычкой, передается из поколения в поколение и защищается принудительной силой государства. Истории известно много случаев, когда обычаи родового строя, трансформируясь, перерастали постепенно в санкционированные обычаи. Самыми распространенными обычаями при родовом строе были обычаи кровной мести и обычаи “око за око, зуб за зуб”, т.н. принцип “талиона”. Постепенно эти обычаи заменялись штрафом, а штраф по мере расслоения общества на группы уже приобретал дифференцированный характер.В казахском обществе обычаи служили основным источником права. Соответственно, в казахском обществе основной формой права являлся правовой или санкционированный обычай. Основным актом, где были сосредоточены правовые обычаи являлся свод законов хана Тауке «Жетi Жар№ы». Правовой обычай является одним из главных источников права во многих странах, особенно азиатских и африканских.Юридический или судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, являющееся образцом при разрешении аналогичных дел, которому государство придает общеобязательную силу. Судебный прецедент широко применяется в Англии, США, Индии и других странах. Это удачные, справедливые решения суда, которые являются эталоном при разрешении других аналогичных дел.Прецедент может быть как судебным, так и администра-тивным. Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно они обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств.Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Источниками обычного права казахов XV-XVIII являлись:1.устный обычай (адат или зан)2.практика суда биев или судебный прецедент (бидiн билiгi)3.положение съезда биев (ереже). Все три источника обычного права взаимосвязаны и имеют самостоятельное значение. 1.Устный обычай (адат ) – как регулятор общественных отношений людей, является самым древним комплексом нормативов поведения. Сила обычаев обуславливалась тем, что они сформировались и развились внутри самого общества, как естественный продукт и непременный атрибут жизнедеятельности кочевого общества. 2.Судебный прецедент.Правовые обычаи постоянно дополнялись и изменялись практикой суда биев, также бывшей одним из источников казахского обычного права. Решения известных биев по делам нерегламентированным правовым обычаем, служили образцом для разрешения подобных дел в будущем, приобретая характер прецедента. Так, например, посредством судебных прецедентов бии вносили в обычное право некоторые нормы шариата, карающие за отступление от требований ислама.3.Положения съезда биев.Некоторые сложные дела, затрагивающие интересы разных объединений рассматривались не одним бием, а коллективом судей. Бии договаривались о том, какими нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Эти положения – ереже – сами затем становились источником права.
40. Общая характеристика действующего права в РК (ст. 4 Конституции РК). Конституция в системе источников права. Прямое действие Конституции РК.Действующим правом в Республике Казахстан, как указано в ст. 4 Конституции, являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда республики. При этом международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Все законы, международные договоры, участником которых является Казахстан, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, есть обязательное условие их применения.Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики. Это означает, что деятельность всех государственных и общественных органов, физических, юридических и должностных лиц должна соответствовать ее нормам, а все нормативные правовые акты не могут противоречить ее положениям. Прямое действие Конституции означает право человека ссылаться непосредственно на ее нормы при защите и реализации своих интересов и обязанность любого правоприменителя следовать в первую очередь ее нормам. Конституция – это основной закон государства. Он занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, является юридической базой всего законодательства.Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией.Текущие (обычные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Среди законов особое место занимает конституция. Конституция имеет четыре основные функции: юридическое закрепление фактической власти и суверенитета народов, определение форм осуществления этой власти и суверенитета; учреждение системы государственных органов; определение принципов правового регулирования; гарантирование свободы личности и определение конституционных основ взаимоотношений власти и личности . Нормативное закрепление положения о высшей юридической силе Конституции и ее элементов способствует раскрытию положения о Конституции как центре правовой системы. Особое действие Конституции обусловлено несколькими особенностями:1. Учредительное действие Конституции, когда она признает юридическую значимость всех ранее принятых актов и целостность их существования. Тем самым обеспечивается преемственность развития правовой системы и подтверждение юридической силы ранее принятых актов. 2. Конституция устанавливает официальную, признанную государством и обществом классификацию основных правовых актов. Типология юридических актов отражает систему органов государства и опосредуемых правом основных форм их деятельности. 3. Конституция определяет связи основных правовых актов между собой. 4. Большое правообразующее значение имеет установление в Конституции главных целей и объектов правового регулирования. Конституция закрепляет основы общественно-политического и экономического строя, провозглашает цели и принципы государства, основы его внутренней и внешней политики, национально-государственного устройства, правового положения личности. Принципы, провозглашенные в конституции, являются руководящими для всей политико-правовой системы государства.