Сравнительная характеристика основных теорий происхождения права
Шастин А.В, гр.14 ВФ.
№ п/п | Название теории | Основные представители | Основные положения теории | Плюсы | и минусы | Картинка |
1. | Естественно - правовая теория. | Сократ, Аристотель, Гроций, Дж.Локк, Ж.Ж. Руссо, С.Пуффендорф, Х.Томазий. | Учение, связывающее происхождение права с естественной природой человека. | 1. Она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека. 2. Благодаря этой теории стали различать право и закон (естественное и позитивное право). 3. Она концептуально соединяет право и нравственность. | 1. Не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности. 2. Различное понимание людьми идей справедливости. 3. Противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей. | Права даны человеку от рождения. |
2. | Позитивистская теория права. | К.Бергбом, Г.В.Шершеневич, Т.Гобс, Д.Остин, Ш.Амос. | Право порождено государством, оно есть продукт его нормотворческой деятельности. Субъективное право как производное от объективного права, установленного, созданного государством. | 1.Возможность установления стабильного правопорядка. 2.Детального изучения структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации. | 1.Искусственная ограниченность права как системы от фактических общественных отношений. 2.Отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений. 3.Отказ от исследований содержания права, его целей. | Закон суров, но это закон. |
3. | Нормативистская теория. | Г.Кельзен, Р.Штаммлер, П.И.Новгородцев. | Право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. | 1.Позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства. 2.Обеспечивает единообразное применение норм и индивидуально-властных велений. 3.Обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения. | 1.Отрицает обусловленности права потребностями общественного развития. 2.Игнорирование естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм. 3.Абсолютизация государственного влияния на правовую систему. | Суверенная норма. |
4. | Психологическая теория. | Л.И.Петражицкий, Г.Тард, Л.Кнапп, Рейснер, А.Росс. | Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей. Интуитивное право выступает критерием оценки позитивного права. | 1.Теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. 2.Признание психологического элемента в возникновении и функционировании права. | 1.Носит односторонний характер. 2.Оторвана от объективной реальности. 3. В ее рамках невозможно структурировать право. | Психология определяет право. |
5. | Социологическая теория права. | Л.Дюги, Е.Эрлих, С.Муромцев, Р.Паунд, К.Левеллин, Дж.Фрэнк, Р.Иеринг. | Нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни – «живое право». | 1.Общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления. 2.Доказывает то, что изучать нужно всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений. 3.Подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти. | 1.Отрицает нормативность как важнейшее свойство права. 2. Недооценивает в праве нравственно-гуманистические начала. 3. Вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. | Живое право |
6. | Либертарно-юридическая теория. | В.С.Нерсесянц, В.А.Четвернин, В.В.Лапаева, Н.В.Варламова, | Под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, единство трех компонентов: 1.равной для всех нормы и меры, 2.свободы, 3.справедливости. Предполагается дуализм права, различение законов — правовых и неправовых. | 1.Позволяет адекватно и последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов универсализации и унификации права. 2. Способствует развитию права на основе справедливости и равенства перед законом. 3.Развивае гуманистическое начало в праве. | 1.Критерии правового и не правового весьма размыты, ибо весьма размыты и неопределенны представления о равенстве, свободе и справедливости. 2.Сами указанные ценности могут не состыковываться, противоречить друг другу. | Свобода, равенство, справедливость. |
7. | Коммуникативная теория. | А.В.Поляков | Право — это коммуникация (правоотношения---правонарушение---судопроизводство). Право вне общества, в природе, не существует. Право коммуникации выступает как целостное явление, которое включает в себя текстуальный элемент (симиотический), аксиологические (ценностные) психические составляющие, функционально-поведенческую составляющую. В основе – феноменологический подход. Сущность определяют эйдосы (образы, идеи) — у каждого субъекта свой образ права, «там где общество, там и право». Есть право не в юридическом смысле: детское право (не брать чужого), право охотников, картёжное право и т. д. | 1. Способствует развитию права с учетом реальных потребностей общества. 2. Верно указывает на необходимость социального признания правовых актов. 3.Характеризует право как систему правовых отношений, объединяющих всех субъектов правового организма. 4.Раскрывает многообразия правовой структуры: право как справедливость, и как норма, и как правоотношение, и как воля, и как свобода, и как интерес, и как принуждение. | 1. Является довольно абстрактной теорией. 2.Имеет значительную неопределенность в понимании права, она скорее больше ставит вопросы, нежели на них отвечает. | Право для человека. |
8. | Гуманистическая теория. | С.С.Алексеев | Основа теории права – это гуманизм, т.е. общечеловеческие гуманистические взгляды. Главную миссию право должно выполнять по отношению к правам и свободам личности. Оно должно стать накопителем свободы. Право не просто связано с прогрессом общества, оно способно быть инструментом выражения социального прогресса. | 1.Уделяет особое внимание правам человека. 2. Указывает на возможность права влиять на прогресс и рост свободы и благосостояния в обществе. 3.Правозаконность внутренне присуща гражданскому обществу. | 1. Является односторонней теорией, не рассматривает право во всем многообразии. 2.Не учитывает некоторые способы правового регулирования: стимулирование, поощрение, наказание, координация и др. 3. Не учитывает некоторые типы правового регулирования, например обязанность. | Приоритет прав и свобод личности. |
9. | Историческая теория. | Г.Гуго, Г.Ф.Пухта, Ф.К.Савиньи | Право возникает само по себе и формируется постепенно. Основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи. Творец права — не законодатель, а народ. Законы являются юридическим оформлением уже сложившихся обычаев. | 1. Обычай действительно предшествовал появлению права. 2.Верно указано на преемственность современного права и права предшествующих эпох: принимая законы, законодатель должен учитывать исторически сложившиеся культурные, общественные, межнациональные отношения. 3.Обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности стран и эпох. | 1.Учение исторической школы противоречит исторической действительности: утверждая, что право развивается внутренними силами, мирным путём. 2.Не признает естественной природы прав человека. 3.Чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом. | Обычай |
10. | Материалистическая теория (марксистская) | К. Маркс, Ф. Энгельс. | Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках класса собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. | 1. Показывает зависимость права от социально-экономических факторов. 2.Показывает взаимосвязь права и экономического развития, производительных сил. 3.Верно указывает на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. | 1.Нельзя считать возникновение классов единственной причиной появления права. 2. Односторонняя теория: ограничена историческими рамками классового общества. 3.Недооценена интегрирующая функции права как средства решения противоречий в обществе. | Воля господствующего класса. |