Андроновская культура на территорий Казахстана характерные черты и особенности
Андроновская культура относится к эпохе бронзы. Для андроновской культуры характерно комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство в поймах рек и на берегах озёр. Андроновцы жили в жилищах типа полуземлянки, покрытой ветками, шкурами и дёрном. Скотоводство было в основном оседлым, пастушеским. Разводили коз, коров, верблюдов. В поймах рек андроновцы занимались мотыжным земледелием. Особой отраслью хозяйства андроновских племён было горное дело и металлургия. Важной отличительной чертой андроновской культуры было использование керамики. Изготовлялись сосуды различных форм – баночной, Горшковой. Применялся геометрический орнамент, т.е. меандры в виде сложных крестообразных фигур из параллельных линий. Интересен и погребальный обряд андроновцев. Хоронили умерших в каменных ящиках образованных из вертикально поставленных плит. Могила накрывалась сверху каменной плитой, над которой насыпался невысокий курган. Умершего сопровождали богато орнаментированные сосуды, украшения из золота и бронзы.
Бегазы-Дандыбаевская культура поздней бронзы. Переход от пастушеского к кочевому скотоводству.
Бегазы-Дандыбаевская культура относится к периоду поздней бронзы. Особенностями этой культуры было: 1. Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве, 2. Преобладающим видом занятий было пастушковое скотоводство. 3. Зарождался яйлажный (полукочевой) тип скотоводства. Придонное скотоводство, когда скот пасётся недалеко от поселения. Хозяйство было смешанным: скотоводческо – земледельчиским, землю рыхлили и обрабатывали при помощи каменных мотыг, поэтому земледелие называлось мотыжным. Постепенно из придомного выросло яйлажное или отгонное скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовались и степные и пустынные пастбища, что позволило резко увеличить численность стад овец и лошадей. Важную роль в жизни племён играла металлургия. Бронза из сплава меди и олова отличалась твёрдостью, низкой температурой плавления, красивым золотистым цветом. Руду добывали простым «кайлованием». Плавили руду в печах типа горна. Развивалось ремесло, ткачество, изготавливались керамическая посуда ручной лепкой, ленточной техникой, посуда орнаментировалась, обжигалась. Развивалось ювелирное искусство. Произошли изменения в организации общественной жизни. Материнский род сменился отцовским. Первобытно общинные отношения разлагались, усиливалась имущественная дифференциация т.е. появились богатые и бедные. Были выделены три сословные группы: военная аристократия, жрецы и родовые общинники. Люди поклонялись небу, солнцу, огню, верили в загробную жизнь.
Социальное устройство, хозяйство и быт саков.
В 1 тыс. до н.э. племена саков живших на территории Казахстана перешли к кочевому скотоводству и к этому времени окончательно сложились союзы родственных племён. Во главе племенного союза стоял избранный народом (Вече) вождь, он же царь, верховный жрец. Чтобы решать важные вопросы (внешние и внутренние) все полноправные члены общества периодически собирались – народное Вече. Такой политический строй можно назвать прямой демократизацией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решения. Политический строй саков можно назвать военно-кочевой демократизацией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. После царя на первом месте в сакском государстве были сатрапы, т.е. поставленные царём управители племени, после сатрапов шли военно-племенная аристократия. Основное население страны – рядовые общинники. Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Разводили овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами. Изготовляли колёсный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножи. Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах, защищали от различных осадков. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнём, узкие штаны и бескаблучную обувь.
Материальная и духовная культура саков.
В ходе объединения отдельных племён в племенные союзы складывались для всего союза племён культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов. Саки создавали высокую культуру для того времени. Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племён саков особое место занимает прикладное искусство. Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль» сложившийся в 7-6 вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформляли предметы быта: одежду, посуду, оружие. Из Казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра, дикого кабана, марала, верблюда, степного орла. Материалом для изготовления изделий служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и резьба по кости, рогу, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи. Доминирующей формой религиозных верований у саков был культ предков, поэтому в могилу рядом с покойником они клали часть его имущества. Для того, чтобы сохранить труп саки применяли бальзамирование. Приклонялись солнцу и огню. Племена саков на территории Казахстана смешались с усунями, канглами, аланами. С этого времени (3 в. До н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.